Фамилия, имя, отчество | Боголепова Светлана Юрьевна |
Специальность | Учитель начальных классов |
Область | Нижегородская |
Район | Большемурашкинский |
Название образовательного учреждения | МБОУ Советская СОШ |
Общая информация | |
Модуль | А.В.Кураев Основы православной культуры |
УМК | Школа России |
Тема урока | Урок 9. Православное учение о человеке |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель, задачи | Цель: раскрытие понятий «образ Божий в человеке», «душа», «болезни души» Задачи: Обучающая: познакомить с христианскими понятиями «образ Божий в человеке», «душа», «болезни души», о значении души и тела в жизни человека Развивающая: учить различать телесные и душевные свойства человека, понимать какие качества души составляют внутренний мир человека Воспитывающая: осознать, что душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт себя другим людям
|
Предварительная подготовка к уроку обучающихся |
|
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах | |
Методы | наглядно-иллюстративный, информационно – поисковый, побуждающий –исследовательский (классификация М.И. Махмутова) практический. |
Оборудование | Компьютер, проектор |
Дидактическое обеспечение | Карточки с дифференцированием заданием «Светофорик настроений» |
Планируемые универсальные учебные действия | |
личностные | формирование идентичности личности, осознание того, что делает душу богаче |
предметные | Получат возможность узнать о внутреннем мире человека |
Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
| регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию познавательные: умение добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями, коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника, вступать с ними в сотрудничество, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Тренажёр, синквейн |
Литература и Интернет — ресурсы | |
Основная | Учебник А.В. Кураева Основы православной культуры |
Дополнительная | Рассказ К.Д.Ушинского «Чудный домик», толковый словарь С.И.Ожегова, стихотворение Вероники Тушновой « Людские души», пословица |
Интернет — ресурсы | Песни – притчи Светланы Копыловой «Калека», «Только добротой сердец», иллюстрация иконы «Преподобный Герасим Иорданский приручает льва»; Христианская поэзия: стихотворение «Берегите душу» Любовь Соколова, Бетховен «Лунная соната» |
ЭОРы | Электронный тренажёр (диск к учебнику) Презентация к уроку Электронная физкультминутка для глаз «Крошка Енот» |
План урока
1.Мотивация к учебной деятельности: 2 мин.
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии: 3 мин.
3.Выявление места и причины затруднения: 5 мин.
4.Построение проекта выхода из затруднения: 6 мин.
5.Реализация построенного проекта: 10 мин.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: 6 мин.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: 6 мин.
8.Включение в систему знаний и повторение: 4 мин.
9.Рефлексия учебной деятельности: 3 мин.
РАЗРАБОТКА УРОКА
1.Мотивация к учебной деятельности:
Приветствие детей учителем и пожелание успеха.
Учитель: Всё в порядке?
Всё на месте?
Ну, тогда начнём урок
Все вместе.
— Покажите ваше настроение с помощью «Светофорика настроений».
(Обучающиеся оценивают своё эмоциональное состояние с помощью «Светофорика настроений».)
Звучит музыка (Бетховен «Лунная соната»), учитель читает отрывок из стихотворения «Душа»
Где-то там, внутри у человека,
Есть Душа. Хорошая душа.
Ей средь шума атомного века
Все трудней становится дышать.
«Берегите Жизнь!» — Такую фразу
Можно каждый день читать и слушать,
Но насколько легче стало сразу
Если б люди вспомнили про душу. (Автор неизвестный)
— Что хотел сказать автор этих строк? (Внутри у человека есть душа, о которой надо помнить всю жизнь.) Подведение к теме урока.
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:
Блиц-опрос «Основы православия» (Слайд 2)
Учитель: — Кто такие христиане? ( Люди, которые приняли учение Христа)
-Какое богатство православные христиане считают самым истинным и вечным? (Это богатства — добро)
-Для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком? (Бог любил людей и решил стать человеком.)
-Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог?
Учитель: Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на стр.32, 1и2 абзац.
(Дети читают 1и2 абзац текста и отвечают на вопрос «Во что верит Сам Бог?» Бог верит в человека и даёт ему свободу выбора.)
3.Выявление места и причины затруднения:
Учитель: Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. (Работа с толковым словарём. Дети читают в словаре).
В одном этом слове уже заключено значение и о бессмертии души, и о её перевоплощениях. То есть человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.
— Послушайте, пожалуйста, рассказ-загадку и попробуйте понять, о чём здесь идёт речь. «Чудный домик»
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, — на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
(К.Д. Ушинский)
Учитель: — А о ком же была вся загадка? (О человеке) (Слайд 3)
— Давайте разгадаем значение данных слов-загадок?
Хозяйка – д _ _ а
Домик – т _ _ о
Эконом – с _ _ _ _е
Зала – л _ _ _ _ е
Ставенки – г _ _ _ а
— Как вы считаете, что же является главным в этом чудном домике? (Главная в домике – это душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться ).
Учитель: Тело – это храм для души, а душа – образ Божий в человеке. Душа важнее тела. Значит, чтобы душа была в порядке, нужно оберегать её от всего дурного и неполезного, как и тело.
4.Построение проекта выхода из затруднения:
Учитель: — Итак, разрешите вас познакомить. У каждого человека есть видимое тело и невидимая душа. Они должны научиться жить вместе.
— А что же такое душа? Какому Миру принадлежит? (Работа с толковым словарём)
Словарь: ДУША (др.-евр. Ruah, греч. Psyche, лат. Anima) – духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.
— А у вас есть душа? Где она находится ? (Дети показывают).
— Современная наука не может доказать либо опровергнуть факт существования души, поэтому учение о душе – это сфера не научного, а религиозного значения. Каждый вправе самостоятельно ответить на вопрос о том, есть ли у него душа?
— С помощью прилагательных опишите, какая может быть душа у человека.
(Составление клайстера, объяснение значения прилагательных и их классификация на положительные и отрицательные). (Слайд 4)
огромная трусливая
отзывчивая
ДУША
завистливая
добрая
жестокая открытая
— Какие качества вы бы взяли для своей души? ( Дети зачитывают выбранные прилагательные)
—Послушаем стихотворение Вероники Тушновой « Людские души» (запись mp3)
Людские души – души разные,
Не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные
И грозовые тучи есть.
Иная в силе не нуждается,
Её дыханием коснись –
И в ней чистейший звук рождается,
Распространяясь вдаль и ввысь.
Другая хмуро-неотзывчива,
Другая – каменно-глуха
Для света звёзд,
Для пенья птичьего,
Для музыки
И для стиха.
Она почти недосягаема,
Пока не вторгнуться в неё
Любви тревога и отчаянье,
Сердечной боли остриё.
Смятенная и беззащитная,
Она очнётся,
И тогда
Сама по-птичьи закричит она
И засияет как звезда.
— А можем ли мы определить качества души человека, рассмотрев картины художников В. Васнецова «Иван Грозный» и А. Дейнека «Автопортрет» (Работа с иллюстрациями на слайде, самопроверка по учебнику стр.33). (Слайд 5, 6)
— Заглянув в «окошечки» – глаза человека, можно увидеть его душу. В пословице так и говорится, что «Глаза — зеркало души».
5. Реализация построенного проекта.
Учитель: — Чем душа отличается от тела? Как вы думаете, всегда ли телу и душе хорошо вместе? (Работа с материалом учебника стр.32 -33, читает подготовленный ученик).
-Давайте теперь посмотрим, чем они похожи, а в чём различны. Покажите стрелочками свойства души и тела. ( Работа с карточкой в паре с последующим дублированием на слайде 7).
У человека есть
ДУША и ТЕЛО
(образ Божий в человеке) (храм для души)
ходит
думает
питается
мечтает
любит
болеет
растет
(покажи стрелочками свойства души и тела)
— Значит, тело и душа имеют сходные свойства – чувствовать боль и расти. (Командная игра «Докажи своё мнение». Задача: команды должны убедить друг друга в своей правоте, привести убедительные примеры.
Задания для первой команды: доказать что тело может болеть и расти. (Рост человека можно измерить в сантиметрах. Тело испытывает физическую боль от видимых повреждений. Ощущение боли подсказывает человеку, что здесь опасно. Например, когда мы чувствуем боль от пореза ножом – мы отдёргиваем руку.)
Задания для второй команды: доказать, что душа может тоже болеть и расти. (Душа у человека растёт, когда он совершает хорошие поступки, то есть становится богаче. Душа болит, когда поссорился с другом, нагрубил маме, то есть мучает совесть))
Учитель: Душа не зависит от состояния тела – телу может быть больно, а душе радостно, и наоборот; тело человека может быть красивым, а душа – нет. (Прослушивание песни Светланы Копыловой «Калека»)
— Люди с большой душой не только могут жить полной жизнью сами, но и дарят богатства своей души окружающим, несмотря на физические недостатки тела.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.
Учитель: Давайте рассмотрим иллюстрацию иконы преподобного Герасима Иорданского, которому лижет руки, как котёнок, огромный страшный лев. (Слайд 8).
— Прочитайте слова под рисунком на стр. 32 учебника. (Дети читают: даже животные чувствуют добрую душу).
-Ребята, душа есть только у человека. Животные, даже самые умные, не имеют свойств, данных человеку. Именно душа делает человека человеком.
— Что такое образ Божий в человеке? Работа с текстом учебника стр. 33
(маркировка текста). (Разум, свобода, любовь и творчество у христиан называются «образ Бога в человеке» или внутренний мир человека).(Слайд 9)
— Ребята, попробуйте найти в учебнике информацию об одном удивительном свойстве нашей души. Работа с учебником стр. 34 (Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям.).
— А что об этом говорит известный персонаж из мультфильма? ( «Поделись улыбкою своей — и она к тебе не раз ещё вернётся!» Электронная физкультминутка для глаз «Крошка Енот»)
— Об этом же удивительном свойстве души и стихотворение, написанное сто лет назад одной монахиней из московского Новодевичьего монастыря. (Читает учитель:
Где бы сердце вам жить ни велело —
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души.
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество всё же богато
Лишь порукой добра круговой.
Учитель: Как вы понимаете высказывание «круговая порука добра»? (Помогать друг другу, делать что-нибудь приятное другим).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель: Часто в художественных произведениях можно услышать слова
«Подумай о душе!» Почему так говорят? (Нужно жить так, чтобы на душе было светло, радостно, и она не болела).
Дифференцированная работа (по уровню сложности материала), проверка на слайдах 10, 11:
1 группа: «Подбери правильное толкование к слову» (дети находят пару и соединяют стрелочками)
Малодушие так говорят о человеке, не способном ни на что доброе.
Равнодушие если человек пропускает в душу зло, в ней остаётся мало
места для добра.
Бездушие чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует
боль других людей.
Мёртвая душа человек со злой душой творит зло и его уже не мучает
совесть.
2 группа: «Чем вылечить болезни души» (дети подбирают антонимы и записывают)
Ненависть — ________________________
Ложь — ________________________
Жадность — _________________________
Жестокость — ________________________
Раздражительность — _________________________
Зависть ___________________________
Слова для справок: милосердие, любовь, правда, дружба, радость, щедрость, спокойствие.
3 группа: «Вспомни литературные примеры, когда душа подсказала герою, как надо поступить правильно или выдержать трудные испытания».
8. Включение в систему знаний и повторений.
Работа с тренажёром. ( Контроль: о душе человека — задание 3 и 4)
Составление синквейна со словом «душа». (Слайд 12)
Душа
преданная, добрая
помогает, болит, радуется
Становится богаче, чем больше отдаёт другим людям.
Любовь
9. Рефлексия в учебной деятельности.
Учитель: Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать? ( Это душа).
— Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека? (Любовь, разум, свобода, творчество)
— Закончи предложение (слайд 13)
На уроке я узнал, что…
Оказывается, что…
Я понял, что….
Родителям я хотел бы рассказать, что…
Домашнее задание: дифференцированное (Слайд14)
Выполнить 3 и 4 задание из вставки «Вопросы и задания»
Подобрать пословицы о душе.
Поразмышлять с родителями, как надо заботиться о своей душе. Напиши об этом в тетради сочинение – миниатюру.
Проанализируй один день своей жизни (заполни таблицу)
Свойства моей души |
Учитель: Покажите ваше настроение с помощью «Светофорика настроений».
Звучит песня Светланы Копыловой «Только добротой сердец». (Слайд 15)
Интернет- источники:
https://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/59-pesni-pritchi-kopilovoi
https://5mp3.org/music/%C2%E5%F0%EE%ED%E8%EA%E0+%D2%F3%F8%ED%EE%E2%E0
https://muzsait.ru/load/drugie_zhanry/betkhoven_lunnaja_sonata/6-1-0-95
https://www.nelubit.ru/viewtopic.php?p=278773