Конспект урока «Промысел Божий» 4 класс

Урок по теме «Промысел Божий»

Цель урока: Раскрыть Бога как Творца, наш Господь — Бог устройства и порядка.

Учитель: Мы уже в вами знаем, что весь наш мир и человек сотворены Богом. Что Бог — невидим. С Богом можно говорить — молиться. Что Он для всех нас любящий Отец Небесный. Но ведь никто из нас не видел Его. Как же мы говорим, что верим в Бога, что все от Бога, что мы любим Бога?

Ученик: Мы обращаемся к нему с молитвой, и, несмотря на то, что мы его не видим, мы его чувствуем и знаем, что он всегда рядом.

Учитель: Многое в мире, важное для нас, невидимо. Ведь мы не видим воздуха, которым дышим и без которого не можем жить. Радость, любовь, доброту- прекрасные чувства — тоже нельзя потрогать, увидеть — мы их ощущаем сердцем.

Вряд ли человек мог бы узнать о Боге, если бы Сам Бог не открылся людям. Существует очень древняя книга, где несколько тысяч лет тому назад люди, которых называли пророками, записывали все, что Бог открывал им. Бог посылал пророкам особые сны или показывал картины будущей жизни. Все откровения Божии они записывали — так постепенно сложилась книга, которую называют

Ученик: Библия.

Учитель: Библия — это не одна, а множество книг, собранных вместе. Во всех этих книгах рассказывается о Боге, о человеке, о мире.

Еще эту книгу называют «Священное Писание». Почему Священное?

Ученик: Потому, что оно дано самим Богом.

В самой первой книге Библии рассказано о том, как Бог сотворил весь мир: небо, землю, моря, животных и человека.

Давайте с вами вспомним, как Господь Бог сотворил мир, в котором мы живем. А поможет нам в этом вот это волшебное дерево. (Демонстрация дерева)

Учитель: Мы с вами видим, что на этом дереве у нас растут яблоки, под каждым плодом скрывается день творения. Срывая яблоки поочередно, мы вспомним дни творения мира.

Участник каждой команды срывает яблоко и рассказывает сам или команда о дне творения.

1 день творения:

Сначала не было ничего… темнота над пустотой, и только Дух Божий носился над всем…

«И сказал Бог: да будет свет». И появился свет. Ученые тоже недавно пришли к выводу, что начало всего было похоже на взрыв, в результате которого появился свет. Новорожденн мир был горячим и быстро увеличивался. Представьте себе очень яркую, горячую лампочку, которая раздувается, как воздушный шарик. Это будет похоже на начало мира.

«И отделил Бог свет от тьмы», — читаем в Библии дальше Все кругом было наполнено светящимся газом, из которого Господь создал огромные звезды, звездные скопления. От звезд исходит свет, а между ними темная пустота. Когда вы смотрите в ночное небо, то видите звезды — светящиеся точки, а кругом темнота.

Это и был первый день мира.

Начинается Библия такими словами: «В начале сотворил! Бог небо и землю». Слово «небо» значит здесь небесный, духовный, невидимый мир, но при этом настоящий, как наш. В этом невидимом нами мире живут невидимые духи, которые служат Богу и исполняют Его поручения. Их называют ангелами.

«Ангел» в переводе с греческого языка означает «вестник», «посланец». Ангелы бессмертны и не имеют такого тела, как у нас Они одарены умом, могуществом. На иконах ангелов изображаю с крыльями в знак того, что они быстро летают и исполняют волю Божию. Иногда, по воле Бога, ангелы являются людям и принимают облик прекрасных светозарных юношей с крыльями. Поэтому и на иконах их изображают юношами в длинных одеяниях.

Все ангелы были сотворены добрыми. Но Бог не хотел заставлять их любить Себя насильно, поэтому Он предоставил ангелам свободно выбирать: желают ли они сами любить Его -И жить в Боге, или нет.

Один, самый могущественный, ангел по имени Деница возгордился своей силой, не захотел любить Бога и исполнять Его волю, а захотел сам стать как Бог. Он стал всему противиться, не слушаться, обманывать и отпал от Бога и многих ангелов увлек с собою. Он и те ангелы, которые ушли с ним, стали темными, злыми духами. Их называют бесами, а главного — диаволом (сатаною). И произошла на небе война: добрые ангелы, которые сохранили любовь и веру в Своего Создателя Бога, во главе с архангелом Михаилом прогнали с небес злых духов. Упал диавол (сатана) вместе с бесами из Царства небесной славы. Место их падения называют адом («ад» — место вдали от Бога).

Так возникло зло в Божием творении. Злом называется все, что делается против Бога, все, что нарушает Его волю. Темные духи внушают людям злые мысли, вредят. Но не бойтесь, у нас есть защитники. Светлые ангелы помогают нам во всем, охраняют, укрепляют нас в добре. Они в радости живут на небе, в Царствии Божием, а мы называем их святыми ангелами.

Каждому, кто крестится в Церкви, Бог дает своего особого ангела — Ангела-хранителя. Он — наш первый помощник и заступник. Он невидимо охраняет человека во время всей его земной жизни, не оставляет нас и после смерти. Ему можно молиться, когда хочешь: «Ангел Божий, хранитель мой святой, моли Бога о мне».

Бог живой и любит жизнь, и Он захотел, чтобы среди звезд были живые существа. Тогда Он создал жизнь на Земле — на нашей с вами планете.

Во второй день мира Бог создал твердь небесную — то огромное пространство, которое окружает землю, то есть видимое нами небо.

К тому времени земля целиком была покрыта водой. Сразу над водой висели хмурые тучи (мощные облака водяного пара). Вы видели, как чайник кипит? Из него вырывается струя водяного пара. Вот так тогда земля была покрыта водой и паром. Земля в те времена не видела солнышка на небе, а ночью — Луну и звезды: облака мешали.

Дальше в Библии сказано: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша».

Представьте, что из пластилина мы сделаем шар, а потом его поверхность сделаем неровной. В одних местах вылепим углубления, а в других холмы. Вот такой неровной и стала наша земля. На ней образовались горы и глубокие долины. И тогда в эти огромные ямы ушла вода и образовалась земля, или суша. Она была голая, безжизненная, но теплая и влажная. И Бог повелел земле произрастить зелень, траву и деревья. И покрылась земля травой, всевозможными растениями и деревьями, словно Кто-то бросил большую горсть семян. Красиво, зелено стало на земле.

Свежие документы:  Урок для 6 класса по теме: "Музей – путешествие в мир прекрасного"

Это был третий день мира.

Как тихо было тогда на земле! Никто не пел и не кричал, не рычал, не стучал копытами, не плескался в море. Но и молчаливые растения умеют благодарить Бога. Они тянутся вверх, словно стоят на молитве, и славят Бога чудесным ароматом, который исходит от них. Даже шума дождя не слышали первые растения. Все кругом было очень влажно.

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной…»

Как мудро Бог устроил землю! Растения очистили небо от газов. Ведь растения дышат: вдыхают вредный для нас газ, а выдыхают кислород (чем мы с вами дышим). И чем больше дышали растения, тем все прозрачнее становилось небо над Землей.

И вот, наконец, днем засияло Солнце, а ночью Луна и звезды.в Как красиво!

Это был четвертый день творения.

В пятый день мира, по слову Божию, вода произвела душу живую, то есть в морях, океанах, озерах, появились живые существа (слизняки, насекомые, пресмыкающиеся и рыбы), а над землей по небу полетели птицы.

В шестой день мира, по слову Божию, земля произвела животных. Мы знаем и любим их: это лоси, слоны, кенгуру, жирафы, тигры, львы, собаки, кошки и многие-многие другие. Их можно встретить везде: и в горах, и в лесах, и в пустынях, и в воде. Животные очень близки нам.

После того, как Бог сотворил всяких животных, Он сказал! «Сотворим теперь человека по образу Нашему и подобию Нашему!». И создал Бог человека из земли. И вдунул Бог в лицо человека дыхание жизни, ибо Бог есть сама Жизнь, и человек стал живым.

Из тела первого человека создал Бог другого человека, помощника ему. Это была женщина, и имя ей было Ева, что означает «жизнь», потому что ей предназначено было стать матерью всех народов, а первого мужчину звали Адам.

Людям Бог поручил заботиться о земле. И окончил Бои к седьмому дню дела Свои. И благословил седьмой день, и назвал его днем покоя, и заповедал седьмой день посвящать на служение Богу и ближним, сделал этот день праздником.

Так постепенно был создан наш удивительный мир.

Учитель: Ребята, а давайте мы с вами посмотрим вокруг на нерукотворную природу и определим, в какой день творения было сотворено все это.

Ученики называют предметы рукотворной и нерукотворной природы.

Учитель: Как вы думаете, кто самый главный из всех существ, сотворенных Богом? Человек. Он высшее творение Божие. Давайте еще раз вспомним, как звали первого человека? Адам. В переводе на наш язык это означало «человек». Адам все время общался с Богом, которого очень любил. Бог сотворил ему помощника — жену Еву. Ева означает «жизнь».

Учитель: Ребята, а какими вы представляете себе Адама и Еву. Опишите их.

Каждая команда создает словесный портрет Адама и Евы.

Учитель: Расскажите мне поподробнее о том, как и где, жили первые люди?

Ученик: Бог поселил людей в чудесном саду — Раю. В нем росли всевозможные деревья с прекрасными плодами, множеством цветов жили добрые и ласковые звери. Там царила необыкновенная красота. Господь завещал первым людям всегда помнить своего Творца и Создателя (Бога), хранить и возделывать райский сад, дать имена всем животным.

Ученик рассказывает, как Адам давал имена животным.

Улыбка Бога

Когда ослик узнал, что Адам будет давать имена животным, он решил спрятаться. «Вот еще, — сказал Ослик, обращаясь к ближайшему дереву, — сначала он узнает, как меня зовут на самом деле, потом будет называть мое имя вслух и я стану делать все, что ему захочется». И он спрятался в кустах. Но мы-то с вами понимаем, почему он это сделал: ослики всегда были самым упрямым народом на свете. И все же любопытство победило, и когда Ослик услышал, что к Адаму стали собираться звери, он высунул морду из кустов и стал наблюдать за всем, что происходит.

Первой к Адаму подбежала белка. Она быстро вскарабкалась к нему на руки и подняла к его лицу свою острую мордочку. Казалось, она прислушивается. И тут Адам улыбнулся и сказал: «Здравствуй, сестрица Белка».

«Он услышал ее настоящее имя, — важно сказал Ослик, снова обращаясь к ближайшему дереву. — Теперь она будет ему служить, теперь ей придется плохо».

Но с белкой происходило что-то непонятное. После того как Адам назвал ее, она преобразилась: шкурка на ней стала совершенно золотой, хвост пушистым, а глаза… глаза такими счастливыми, как ни у кого из зверей на земле. Белка засмеялась, подняла мордочку к лицу Адама и посмотрела на него. Она ничего не сказала вслух, но все ясно расслышали слова:; «Здравствуй, брат мой Адам! Как хорошо, что ты назвал мое имя, потому что теперь мы вместе, а быть вместе — всегда хорошо».

Адам называл других животных: носорогов, мартышек, змей, фламинго, ласточек, и те тоже преображались: они становились светлыми и красивыми, как переводная картинка, и уже не ссорились между собой, потому что поняли, что если Адам их брат, то и они братья друг другу.

Когда Адам назвал всех зверей, а это было довольно трудно, ведь они шли к нему три дня и три ночи, так вот, когда он назвал их всех, он подошел к краю опушки. Опушка была так вытоптана копытами, лапами, лапками, лапищами, так изрыта когтями, что на третий день выглядела не очень празднично, и куст, который рос с краю, был весь обломан и оборван.

Адам подошел к бедному кусту, ласково на него посмотрел и сказал: «Роза». И тут в небе, казалось, заиграла прекрасная музыка: это пели легкие белые ангелы, а куст расцвел. Распушились листья, и среди них появились прекрасные душистые цветы. «Спасибо тебе, брат мой Адам, — услышали все слова Розы, — я теперь каждый день буду цвести для тебя».

Свежие документы:  конспект зачётного занятия по алгебре "Линейная функция" 7 класс

Ангелы в небе пели все прекрасней, восхваляя Бога, а звери начали танцевать вокруг Адама.

Когда Ослик увидел, как веселятся звери, ему стало немножко досадно, что про него забыли. И тогда, пересилив свое упрямство, он вышел из кустарника, в котором прятался, и подошел к Адаму. Взгляд Адама стал совсем синим и ясным. «Я ждал тебя, — ласково сказал он и, внимательно заглянув в глаза Ослика, добавил: — Я ждал тебя, братец Ослик». Ослик понял, что Адам узнал его имя, но от этого испытывал не досаду, а самую настоящую радость, да такую, что облизал руку Адама своим большим мягким языком. Ему еще никогда не было так хорошо. «Тебя я ждал особенно, брат мой Ослик, — сказал Адам, — потому что через много-много лет ты повезешь на себе великого Царя — Спасителя мира Иисуса Христа». И Ослик понял, что впереди его ждет самое настоящее чудо. Он еще не знал, как именно оно случится, но уже понял, что это чудо будет радостным для всех людей, для всех животных, для всех ангелов и роз, какие есть на свете. И он радостно «бежал в круг танцующих зверей. И весь день не стихал над Раем танец легких ангелов и золотых звезд, не умолкала чудесная музыка. И вдруг все почувствовали, что Господь улыбнулся. Никто этого не видел, но это было и без того понятно. И если ты внимательно поглядишь в глаза любого котенка или ослика, ты непременно увидишь, что до сих пор они не забыли об этой радостной, светлой, удивительной улыбке Бога на заре творения.

Учитель: Давайте еще раз вернемся к нашему волшебному дереву. Оно вам не знакомо?

Ученик: В Раю росли два особенных дерева. Одно — древо жизни давало плоды, вкушая которые люди могли жить вечно. Бог сотворил человека не таким, какие мы сейчас. Вначале человек был бессмертным. Но было и еще одно дерево — древо познания добра и зла. Бог заповедал людям не трогать плоды этого дерева, иначе они умрут. Господь хотел, чтобы человек укрепился на пути добра, уважал Того и доверял Тому, Кто выше его (Богу). И вначале Адам и Ева жили праведно и свято. В Раю никто никого не обижал. Даже животные не нападали друг на друга, так как Бог дал им в пищу разные плоды, зелень, корешки. В Раю был мир. Человек был царем над всеми, звери и птицы покорялись ему, потому что только человека Бог одарил разумом (способностью думать, понимать, говорить).

Но вот в Раю произошла беда. Диавол — стал завидовать первым людям, как хорошо им в Раю, как они послушны Богу, и решил погубить людей.

Он обернулся змеем, и когда Ева проходила мимо, заговорил с ней. Он стал уговаривать Еву не слушать Бога, попробовать запретных плодов — и тогда люди сами станут как боги и без Бога будут хорошо жить.

Злые духи обманывают всех и желают всем зла. С ними не только разговаривать нельзя, но и слушать. А Ева стала говорить с диаволом-змеем, послушала его и нарушила заповедь Бога. Она съела запретный плод и дала Адаму, и он ел…

Учитель: Какой грех совершили Адам и Ева?

Ученик: Непослушание.

Учитель: Грехопадение. А какие последствия этого?

Ученик: Еве и Адаму пришлось уйти из чудесного сада, они лишились Рая. Лишились дерева жизни и потеряли бессмертие тела — их ждали болезни, старость, тяжелая работа.

Учитель: Человеку стало трудно жить без Бога, трудно творить добро. Он стал слушать злых духов и научился злу, обману и другим плохим делам. Зло пришло в наш мир. И если вы посмотрите в себя, то увидите, что в вас есть и хорошее, и плохое. Теперь вы знаете, откуда это. Оттого, что человек нарушил Божию заповедь, открыл себя злу. Но мы по-прежнему вершина сотворенного мира, по-прежнему ответственны за всю землю и все свои дела. Но в жизни теперь не только радости, но и беды и трудности.

Учитель: Давайте с вами вспомним и разберемся, почему же мы, потомки бессмертного человека Адама, стали подвержены болезням, несчастиям и смерти?

Первый грех Адама и Евы перешел на все их потомство, то есть на всех людей (на всех нас). Мы рождаемся уже с грехом и тоже подвержены скорбям, бедам, болезням и смерти. Жизнь для нас теперь не только радость, но и постоянная борьба с грехом и труд.

Учитель: Закончились ли грехи первых людей на изгнании из рая за непослушание?

Ученик: Братоубийство.

Учитель: Как Господь наказал Каина за убийство брата?

Ученик: Господь наказал Каина за этот страшный грех. Каин стал изгнанником и скитальцем на земле. Вот к какому ужасному греху — убийству — может привести таящаяся в сердце зависть!

Учитель: Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать ее, ни отнимать ее у других. А как Господь помог Адаму и Еве после гибели их сына?

Ученик: Вместо убитого Авеля Бог дал Адаму и Еве другого сына -Сифа, а потом и еще многих детей.

Учитель: Жертва Авеля была приятна Богу. Ребята, а какие ваши поступки приятны Богу.

Учитель: Возле волшебного дерева мы с вами видим корабль. Что это за корабль? Почему он здесь находится?

Ученик: На земле появилось множество людей — потомков Адама и Евы. Вначале многие из них любили Бога и служили Ему, но постепенно люди стали забывать Бога. Они думали уже не о том как угодить Ему, а о том, как бы повеселее пожить, покрасивее одеться, послаще поесть. Сильные стали обижать слабых, богатые угнетали бедных. Люди становились все хуже и хуже. Нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один — праведный Ной со своим семейством.

И велел Господь Бог праведному Ною объявить людям, что если они не исправятся, Он накажет их потопом (наводнением)

Сто двадцать лет призывал Ной людей к покаянию и обращению к Богу, но они и не думали исправляться, а только смеялись над его словами.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Тогда, видя происходящее, Господь сказал: «Истреблю с лица земли всех людей, которых Я сотворил, ибо Я раскаялся, что создал их». Только Ноя с семьей, за верность и любовь к Богу, Господь решил сохранить.

Бог явился Ною и сказал: «Конец пришел всякой твари, ибо земля наполнилась от них злодействиями; и Я истреблю их с лица земли. Я наведу на землю потоп водный, чтобы омыть (очистить) землю водою от нечестивого человеческого рода». А Ноя Бог решил сохранить, чтобы после потопа люди снова размножились на земле.

Бог повелел Ною построить ковчег — корабль наподобие дома, в котором могли бы поместиться его семья и разные животные. Ной с верою принял повеление Божие и начал строить ковчег.

Когда ковчег был готов, Ной с семьей вошел в него и взял с собою по паре всех животных (чтобы и они после потопа могли бы размножиться). В ковчеге был и запас пищи для всех на целый год.

И вот с неба полился сильный дождь. Он шел непрерывно сорок дней и сорок ночей; вода в реках, морях и озерах выступила из берегов, она стала подниматься все выше и выше и покрыла всю землю (даже высокие горы). 150 дней вода усиливалась, и потонули все люди, никто не мог спастись, кроме тех, кто был в ковчеге. Постепенно вода стала спадать. Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли, но ворон прилетел обратно. Потом он выпускал голубей. И однажды голубь вернулся только к вечеру с веточкой дерева в клюве. Ной понял: вода сошла с земли и на ней снова появилась зелень. Подождав несколько дней, Ной снова выпустил голубя, но тот уже не вернулся), нашел себе место для жизни на земле). Ной открыл ковчег и увидел, что земля уже обсохла, а ковчег находится на высокой горе Арарат.

Выйдя из ковчега, Ной с семьей в благодарность за свое спасение устроил жертвенник и принес жертву Богу. Бог принял его жертву, благословил его и сыновей его и обещал, что больше никогда не будет такого потопа. В знамение этого обещания Господь указал на радугу, которая впервые появилась на небе и с тех пор служит вечным напоминанием людям об этом Божием обещании.

Учитель: В знак того, что на земле больше не будет потопа, Бог дал людям радугу. Давайте вспомним, какие цвета есть в радуге.

Можно дать задание- нарисовать радугу.

Учитель: Бог смешал людей языки,

Потому что Он великий.

Люди думали, что им

Можно многое самим.

Например, построить град

С башней до небесных врат.

Град разрушился потом —

Имя вспомним со стыдом,

Ведь за гордость назван он

Был когда-то…(Вавилон).

Учитель: Какое большое сооружение было в Вавилоне?

Ученик: Вавилонская башня.

Прошло много лет… Люди — потомки Ноя — долгое время жили вместе в одной стране. С течением времени между ними стали возникать ссоры, они стали совершать злые дела. И люди понимали, что должны рассеяться (разойтись) по земле.

Потомки Хама (одного из сыновей Ноя) более других боялись такого рассеяния и вздумали помешать ему. С гордостью они заявили: «Построим город, а посередине города поставим большую, высокую башню. Эта башня (столп) должна быть так высока, чтобы касалась небес и чтобы видна была от всех мест земли. Когда люди увидят потом эту высокую башню, то подумают: «Да, должно быть, это были очень умные и искусные люди, что построили такую башню». И мы тогда прославимся (сделаем себе имя)».

Прочие племена людей, кроме одного, согласились на постройку. Стали делать кирпич, привозить камни, доски. Строительство началось. «Выше строить! Еще выше!» — постоянно говорили люди. Даже когда башня стала высокой, люди продолжали твердить: «Как бы нам построить башню еще выше, чтобы нам больше было славы». Но эта затея была неугодна Богу, Который видел, что люди возводят башню из одной гордости и дело это несбыточное. Он не допустил продолжать стройку. Как же Бог сделал это?

Однажды утром вышли каменщики и плотники на работу. Стали обращаться друг к другу, а понять, что кому нужно, не могут. Все вдруг заговорили на разных языках. Чтобы гордость окончательно людей не погубила, Господь смешал их языки. Каменщик просит подать ему камень, а ему дают воду; плотник просит топор — ему гвоздь подают. Все слушают друг друга, а слова какие-то незнакомые, непонятные. Как же работать дальше? Люди стали ссориться, браниться; увидели, что дальше строить не смогут и бросили постройку. После все разошлись в разные стороны.

Недостроенный город прозвали Вавилоном, что значит «смешение».

Так Бог не благословил этого дела и смешал языки людей за то, что они сделались очень гордыми и постройку делали не из-за нужды и пользы. Долго стояла эта башня, но мало-помалу она развалилась.

Люди, расселившись по земле, постепенно забыли свое родство. Образовались отдельные народы (нации) со своими обычаями и языком.

Учитель: Какие народы вы знаете?

Дети называют народы

Учитель:Видите, не следует быть гордыми (желать славы), потому что Бог этого не любит. Бог любит скромных людей.

Учитель: Бог не допустил строительства Вавилонской башни. Сейчас люди строят многие высокие постройки (назовите, какие) и Бог это позволяет делать. Почему? |Чем отличаются современные высотные здания от Вавилонской башни?

Дети высказывают свое мнение

Учитель: Наше путешествие по Ветхому завету подошло к концу и давайте подведем итог нашему уроку.

  1. Все творится по воле Божией.

  2. За свои поступки нужно отвечать.

  3. Жить по заповедям Божиим.

Учитель: А как вы думаете, неужели Бог оставил первых людей в беде? Нет, Бог не отвернулся от людей. Бог обещал прислать Спасителя, Который избавит людей от зла, научит добру и любви надо только захотеть бороться со злом — и мы опять сможем стать близки Богу. С того времени люди стали ждать Спасителя. Изучая Библию дальше, вы узнаете, как Бог постепенно подготавливал людей к Его приходу.


Источники:

1. Библия. Ветхий и Новый Завет: В русском переводе с параллельны­ми местами. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. -1525 с.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: