Конспект урока «Россия – наша Родина» 4 класс

МКОУ «Спасбардинская основная общеобразовательная школа»

Кишертского района Пермского края







Конспект урока в курсе
«Основы религиозных культур и светской этики»

по модулю «Основы православной культуры»

в 4-ом классе по теме:


«Россия – наша Родина»










Попова Вера Николаевна

учитель начальных классов










2012 г.




Урок 1. Россия – наша Родина



Цели урока:

  • начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура;

  • формирование первоначальных представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России; понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры;

  • воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству, к культурным традициям нашей многонациональной страны.

Оборудование: карточки с пословицами; толковый словарь; карточки с фразеологизмами; лист «Проверь себя», слова; лист самооценки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

— Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения и успехов в сегодняшнем необычном уроке. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.


II. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособия для учащихся.


III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

У вас на партах лежат листочки с набором слов, соберите из этих слов пословицы.

(Родина – мать, умей за неё постоять.)

(Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.)

— Прочитайте, какие пословицы у вас получилось.

— Что объединяет эти пословицы?      (О родине)

— Прочитайте название сегодняшнего урока.


IV. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.

— Как вы понимаете тему урока: Россия – наша Родина?

-Определим цель нашего урока? (Проводится совместное целеполагание:

— пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях, для того чтобы полученные знания помогали лучше ориентироваться в современном мире.)

— Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,

что такое культурные традиции и для чего они существуют.


V. Работа по теме урока. Основные понятия.

1. Родина, Отечество.

-А что такое Родина? (место, где человек родился, где живут близкие ему люди)

А теперь послушайте, как дается толкование этого слава в словаре (Толковый словарь, читает ученик)

Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ. Можно продолжить этот список. Ещё от этого корня происходит слово природа, означающее всё вещественное, зримое, весь наш мир, землю, а выражение от природы указывает на происхождение какого-либо качества человека от его рождения.

— Что вы можете сказать о России?   Да – это многонациональное государство; дом, в котором мы все живем;

— А если подобрать близкое по значению слово, что это будет за слово? Как раньше называли нашу Родину?

— Правильно! Это Отечество.

— Давайте обратимся к словарю и найдем объяснение данного понятия.

ОТЕ́ЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Защита своего отечества.

Мы уважительно называем нашу страну Отечество, потому что наши Отцы, деды, прадеды, прапрадеды наших прапрадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родина, потому что родились и живем в ней.

Наша малая Родина – это село, в котором мы живем.

Просмотр видеоролика «Село моё родное – Спасо –Барда»

-Какое настроение и чувство вызвали у вас картины родной природы, увиденные в ролике? (Хорошее настроение и чувство гордости за свое красивое село.)


Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.

С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.

— Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.


2) Духовный мир —

Мир, который окружает нас очень разнообразен. Вещи, предметы, среди которых  живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир. На наших уроках мы больше будем говорить о духовном мире. Что такое духовный мир? — однокоренное слово- душа.

Духовный мир — внутренний мир человека.

Духовный мир – знания, информация в книгах, фильмах, отношения между людьми. Есть выражение: спокойно на душе, тревожно на душе, радостно на душе, тяжело на душе.

Как вы думаете, от чего на душе бывает хорошо, от чего бывает тяжело? Как сделать, чтоб было хорошо?

— Как вы считаете, люди, у которых богат духовный мир: они могут совершать зло?

—   А какие поступки свойственны этим людям?   Совершенно верно! Им свойственны: добрые дела, поступки; это люди слова, дела и чести; это борцы за справедливость; также им свойственно проявлять милосердие и сострадание к окружающему себя.

Как в материальном мире, так и в духовном есть разного рода поступки. Что делать, если человек совершил ошибку и понял, что был не прав.          Молодцы! Все совершают ошибки! Важно понять, что ты не прав и извиниться.

Работа с раздаточными карточками-фразеологизмами.

Каждый ученик получил карточку, постараться объяснить значение данного фразеологизма.

1.Вкладывать душу – (делать, что-то с увлечением, любовью).

2.Скребет на душе – (неспокойно).

3.До глубины души – (сильно волновать, поражать).

4.Заячья душа – (трусливый, робкий человек).

6.Душа не на месте – (тревожно).

7.Стоять над душой – (надоедать своим присутствием, докучать).

8. Душа в душу – (дружно жить, в полном согласии).

9. Болеть душой – (переживать).

10.За милую душу – (с большим удовольствием, весьма охотно).

11.Бередить душу – (волновать).

12. Душа не принимает – (нет желания).

13.Закрывать душу на замок – (становиться замкнутым).

14. Камень с души свалился – (чувство душевного облегчения, избавления от тягостного).

15. Что душе угодно – (всё, что нравится).

16. Кривить душой – (обманывать).


3) Традиции.

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

Давайте обратимся к словарю и прочитаем определение.

ТРАДИ́ЦИЯ, -и, ж.

1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции.

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Т. встречи Нового года. Вошло в традицию что-н. (стало традиционным во 2 знач.).

По ним шли наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. А почему нашу страну называют многонациональным государством?

Да, в наше стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Какие народные традиции вы знаете? (замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения ,свадебные традиции,)

— Семейные традиции? (Это крестины, дни рождения, именины, свадьбы, юбилеи ,рецепты блюд, создание семейного фото — архива, поездка на природу, и д р.)

-Новый год, Рождество, Пасха, День Победы, День пожилого человека…

Какие традиции приняты в вашей семье?


VI. Самостоятельная творческая работа учащихся. (работа по группам)

Задание: «Проверь себя» (у детей предложения и карточки со словами)

1.Нашу Родину по-другому мы называем…

2.То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений называется…

3.Наша малая Родина – это…

4. Вещи, предметы, среди которых  живет человек, явления природы – это …

5. Внутренний мир человека, знания, информация в книгах, фильмах, отношения между людьми — это…


Выступления групп. Обсуждение.


VII.Рефлексия. «Лист самооценки». (получает каждый ученик)

  Узнал что-то новое                                                   Научился

  Расстроился                             Я                       Получил радость

  Удивился                                                            Ничего не понял

VIII. Домашнее задание.

1. Статья в учебнике с.4-5.

2. Посоветуйся с родителями, с другими взрослыми и назови несколько традиций, принятых вашей семье.

3. Нарисовать рисунок на тему «Моя Родина».(по желанию)

Свежие документы:  Система оценивания результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: