Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе
по теме: «Икона»
Цель:
формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Икона».
Задачи:
-формировать основы у школьников российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— развивать этические чувства доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания.
-развивать способность слушать собеседника и вести диалог;
-овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях иконы;
— развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Оборудование:
учебник; компьютер; презентация; репродукции картин и икон; Словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте. Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры.
II.Повторение изученного.
В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.
-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём?
/ учебник, тетрадь, …./
— А что самое главное в учебном путешествии? /знания/
-Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю провести блиц- опрос по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся!
1. цифровой диктант
1.Просьба, благодарение, славословие – что это? (Молитва)
2. Дом Божий (Храм)
3. Часть храма, куда запрещен вход женщинам (алтарь)
4. Посланники, помощники Бога (ангелы)
5. Обращение к Богу (молитва)
6.Что отделяет среднюю часть храма от алтаря? (Иконостас)
7. Служитель храма, церкви – (священник)
8. Люби ближнего своего как самого себя (правило)
9. Подарок от Бога людям, переданный через Моисея на горе Синай (Заповеди)
Молитва -4, храм-7, алтарь-3, ангелы-6, иконостас-8, священник-5, правило-2, заповеди-1.
III. Сообщение темы.
-Я вижу, что вы готовы к путешествию. Теперь предстоит узнать, о чём мы поговорим. Как обычно, попробуете догадаться сами. Перед вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на 2 группы.
Ребятам предлагаются репродукции картин и икон
IV. Изучение нового материала
1. Аналитическая работа
— А теперь дайте название каждой группе. / 1.картины, 2. иконы/
Учитель открывает записи на доске:
картины иконы
2.Работа над притчей «Икона».(слайд 1)
Косились в музее картины на икону и ничего не понимали:
— И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат?
Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем.
Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее.
А она ведь была создана не для того, чтобы…
— Для чего была создана икона вы ответите в конце урока, когда мы с вами изучим эту тему.
-Давайте определим круг вопросов по данной теме, на которые вы без затруднений дадите полный ответ в течение урока. Для этого у вас подготовлена таблица с вопросами. Они же записаны у меня на доске. СЛАЙД 2
ответы | |
1. Где можно встретить иконы? |
|
2. Что такое икона? |
|
3. Когда появились первые иконы? |
|
4. Может ли икона излучать свет? |
|
4. Что такое нимб? Каково его значение? |
|
5. Что самое поразительное есть в иконах? | Глаза святых на иконах выражают одновременно радость и печаль |
6. Зачем нужны иконы? | Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых. |
— Где можно встретить иконы? СЛАЙД3
—Основным местом нахождения икон является храм, церковь.
2. Работа со словарями. СЛАЙД 4
— На столах разные словари:
1. Словарь русского языка С.И.Ожегов.
2.Толковый словарь Ушакова
3.Большая советская энциклопедия
4. Этимологический словарь русского языка Семенова.
— Кто из вас попытается объяснить, что такое « икона» /изображение Бога, святых …… ./ СЛАЙД 4
— Где мы можем найти точное толкование? / в словарях/
Икона — предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка автор — С.И.Ожегов./
— Какие главные слова можно выписать из этого толкования. / Изображение Бога, святых, предмет поклонения. / ответ появляется на слайде
Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова
— Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет почитания/
Икона (от греч. eikón — изображение, образ) в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; /Большая советская энциклопедия
— Какие главные слова можно выписать из этого толкования? / Священный характер –святыня/
Икона —изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой./ Этимоло-гический словарь русского языка Семенова/
— Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/
— Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний, сказать, что такое «Икона».
— Давайте найдем определение «икона» в учебниках и запишем его в таблицу.
Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.
3. Работа с учебниками СЛАЙД 5
— ответ на вопрос №3 вы сами найдете в учебнике на странице…..
— Итак, когда же появились первые иконы? (????????????????)
4. Аналитическая игра
-Молодцы. Теперь я предлагаю вам отдохнуть, но с пользой. Поиграем в игру, « Сделай свой выбор». У вас в группах лежат жетоны. Вы должны внимательно рассмотреть репродукции икон на доске, на слайде, в учебнике. Ответьте на вопрос: какой цвет используется на иконе в качестве фона — чёрный, красный, золотой, синий. Сделав свой выбор, прикрепите жетон на доску в нужный столбик:
чёрный красный золотой синий
/Дети делают выбор, прикрепляя жетон. Они видят, что фон на иконе золотой./
-Молодцы! Этот фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. А в Библии Свет — это одно из имён Бога. СЛАЙД 6
— Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет? / Можно/
-Откуда исходит свет? /от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы /.-Верно, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает на него. (слайд 7) На какой вопрос мы нашли ответ?/ Может ли икона излучать свет?/
-Какой ответ запишем?
— Кто из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову святого? / Предположительно, некоторые слышали название – нимб. / СЛАЙД 8
— Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож? / на солнце/.
— А что даёт солнце всему живому? /тепло, свет, уют, радость/.
— А как всё перечисленное назвать одним словом? /благодать/
— Попробуйте сделать предположение — что символизирует нимб вокруг головы святого? / Знак Божией благодати/.(слайд 18)
— Один из вопросов сегодняшнего занятия- что самое поразительное есть в иконах? СЛАЙД 9
— Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что всё самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты, и художники, и писатели. Так, может быть, мы найдём ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем?
5. Чтение стихотворений (Некрасова Евгения, Шильд Татьяна)
-В группах отрывки из стихотворений Елены Резник «Глаза Христа», Людмилы Щербаковой «Светлой печали радость», Леонида Денисова «Моление о чаше», «Перед ликом Владимирской» монаха –святогорца. (приложение 2)
-Прочтите, определите, что же считают самым прекрасным каждый из этих поэтов?
/ глаза/ . Расскажите, о чьих глазах вы прочли? ( о глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа) Какие они?
— Прочтите ещё раз ваш отрывок. Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль? /ответы детей/
— В Библии говорится, что такие глаза выражаю «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ». О чём же радуются святые / о том, что они с Богом/, а о чём печалятся? / о том, что многие из нас пока далеки от Него./
-Почему жизни святых можно и нужно подражать? /Их жизнь безгрешна. Наполнена любовью, добром. К этому должен стремиться каждых человек/.
— Скажите, каково же отличие картин и икон? /на картинах изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, святые, библейские сюжеты/ если ребята затрудняются, учитель поможет наводящими вопросами.
V. Актуализация знаний по теме.
— Ребята. Хотите узнать, почему икона для православных христиан –святыня? Чем она необычна?
1. Сообщения о чудотворных иконах и иконописцах
( Федоров Данил, Белов Максим, Саплинов Иван)
сообщение о А.Рублеве слайд 10
сообщение о Г. Журавлеве слайд 11
Родился в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии, в семье местного крестьянина, владельца столярной мастерской, и был инвалидом с детства — имел атрофированные ноги и руки.
Первоначально большую роль в воспитании и образовании Григория Журавлёва принимал его дед — отец его матери — Пётр Васильевич Трайкин. В 9 лет Григорий стал ходить в школу, куда его отвозил и откуда забирал дед. Таким образом, он посещал школу два года до смерти деда. Григорий научился писать, держа карандаш в зубах, таким же образом в дальнейшем он писал и свои картины.
После смерти деда Григорий стал учиться на дому самостоятельно, в этом ему большую помощь оказывал учитель земской школы из Утёвки Троицкий. В период обучения на дому Григорий много читал и занимался самообразованием.
В пятнадцать лет Григорий Журавлёв отправился в Самару учиться художественному мастерству. Здесь он брал уроки художественного мастерства у самарского художника Травкина[1] Во время учёбы в Самаре он самостоятельно изучал черчение и анатомию.
Через пять лет упорного труда он стал уверенно писать иконы, держа кисти зажатыми в зубах. Вернувшись через некоторое время после учёбы в Самаре в Утёвку, Григорий начал писать иконы дома в своей мастерской. Когда он трудился над иконами, то в его работе ему помогали его отец Николай Журавлёв и родной брат Афанасий.
сообщение о чудотворных иконах Слайд 12 -13
— А откуда берутся иконы?
2. прослушивание песни С. Копыловой
— О чем песня?
— Что можно сказать про этого человека?
— Мне кажется, что сейчас уместным будет дать ответ на шестой вопрос : «Зачем нужны иконы?»
/ предположительный ответ : чтобы молиться./
-А что значит молиться вы уже сказали на блиц – опросе. Молиться — это значит обращаться к Богу. Прежде чем записать ответ в таблицу, я предлагаю уточнить и проверить его с помощью текста учебника. Откройте страницу 54. Найдите текст «Икона и молитва». Прочтите его. Выберите одно предложение, которое мы запишем в качестве ответа.
VI. Рефлексия урока. Слайд 15 — 16
Итак, давайте вернемся к притче, какой вопрос был поставлен? Так для чего же созданы иконы?
— Понравилось ли вам путешествие в Мир православной культуры?
-Почему икона для православного христианина –это святыня?
-Что вы расскажите своим близким о иконе?
— Молодцы, ребята!
VII. Домашнее задание
— Дома постарайтесь найти ответ на этот вопрос, подготовив небольшое сообщение)
Подготовка учащихся к беседе с родителями и членами семьи.
Примерные вопросы:
— Что ты расскажешь дома о сегодняшнем уроке?
— Как ты объяснишь различия между иконой и картиной?
Краткая биография жизни иконописца Андрея Рублева
Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи[4]. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре с именем Андрей; Имя , которое дали ему при рождении неизвестно .
Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».
Рублёв скончался во время эпидемии чумы 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).
В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые с определённой вероятностью могут быть приписаны Андрею Рублёву.