Учитель начальных классов
МОУ СОШ №9
Проценко Наталья Владимировна
«Как слово наше отзовется…»
Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности и культуры.
Цель: развитие у детей лингвистического и исторического мышления,
воспитание бережного отношения к языку и его ценностям.
Оформление: название познавательной игры, плакаты: «Кириллица»,
«Три золотых правила языка». На партах: словари, листы бумаги, фломастеры, название команд, «солнышко», зашифрованные пословицы.
Ход игровой программы
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести заключительный урок по основам православной культуры, который посвящаем Дню славянской письменности и культуры. Наш урок будет проходит в форме познавательной игры и называется он «Как слово наше
отзовется…».Как и для любой игры нам необходимо разделиться на команды.При входе вы получили открытки с изображением славянских буквиц.На столах таблички с такими же буквами, займите места соответствующие вашей открытки.
Первое задание:Ребята!Дайте название своей команде,по букве славянской азбуки.
1команда-АЗ,2 команда-Буки, 3 команда- Глаголь,4 команда-Веди
Ведущий: Когда вы листаете страницы книги, вряд ли задумываетесь о том,
кто трудился над ней. Может, немножко, поразмышляете об авторе, написавшем ее, или о художнике, чьи иллюстрации украшают книгу.
И не придет в голову думать о тех, кто придумал эти буквы- знаки, кто научил вас читать. Вы, наверное, скажите сейчас, что читать вас научили учителя, родители. Но были и еще два человека, научившие весь славянский
народ азбуке.
У вас на партах лежат портреты этих людей, а вот как их зовут, вы узнаете,
если соберете их имена из предложенных букв./один цвет- одно имя/
Ведущий: Да, правильно ребята, этих людей звали Кирилл и Мефодий. Это
два брата, два святых монаха, научившие наших предков – славян письменности.
Посмотрите на доску, вы видите ту азбуку, которую они подарили нам.
Какие интересные буквы и их названия. /выборочное чтение/
Ведущий:Мы благодарны этим людям за то, что они донесли до нас самый драгоценный дар, который есть у человека это слово.
И не случайно мы назвали нашу игру « Как наше слово отзовется…»
Потому что назрела большая проблема: наш язык теряет свое богатство и выразительность, яркость и самобытность. Обратимся к словарю Даля и
прочитаем объяснение, что такое слово.
/Дети находят и читают по командам по одному значению/
Ведущий : Сегодня нам больше подойдет такое объяснение: «Слово – самая речь, способность говорить».
Слово – драгоценный дар человеку Свыше и великая тайна. Мы с вами попробуем открыть некоторые свойства этого дара. И поможет нам в этом образ солнышка. У вас на партах лежат солнышко и лучики, а также разноцветные фломастеры.
Попробуйте ответить на вопрос : « На что похожи добрые и злые слова?»
Для этого найдите подходящие образы, предметы, явления природы.
В центре запишите на что похоже «злое» а в лучиках на что похоже «доброе».
/Идет выполнение работы, затем обсуждение /
Со зрителями проводится игра «Считалка – хохоталка»
Ведущий: В основном вы правильно подобрали образы, которые подходят
к «добрым» и «злым» словам. Доброе слово согревает, лечит, помогает, а
«злое» убивает, уничтожает, холодит, бьет как камень, ранит как нож.
Как чудовищно выглядят те из нас, которые засоряют свою речь нецензурными словами, т.е. сквернословят. Из этой привычки развивается
склонность к совершению дурных поступков. Сквернословие оскорбляет слух, уничтожает и того, кто говорит и того, кто слушает. Я призываю вас,
быть непримиримыми противниками плохих слов. Выберите такую манеру
поведения, когда при вас никто не осмелится произносить нецензурные слова. Культурный человек – это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой нашей жизни.
Итак, слово — мы выяснили, стоящий, нужный, желанный, уважаемый и любимый дар. Как надо относиться к дару слова?
— понимать значимость слова, его возможности;
— изучать русский язык и литературу;
— читать книги и следить за своей речью.
Ребята, теперь вы поняли, как важно соблюдать три золотых правила языка:
-Думай, что говоришь.
— Не говори того, что не думаешь.
— Не все, что думаешь, говори.
/Чтение стихотворения о даре слова/.
Ведущий: В заключении, я предлагаю вам еще одно задание. На время перенесемся в далекие времена, когда письменности еще не было, а было картинное письмо, попробуйте расшифровать слова, а потом мы все составим общую пословицу о слове.
/Участники игры расшифровывают слова и составляют, пословицу, пословица обсуждается. Можно зашифровать следующие пословицы :
Слово серебро, молчание – золото.
Не велико дело – велико слово.
Говорит красиво, да слушать тоскливо.
С тобой говорить – решетом воду носить.
Красно поле пшеницей, а беседа – умом.
Ну и шепоток – во весь роток.
Ведущий : Итак, мы с вами потрудились на славу. Я думаю, вы все таки хорошо усвоили то, что Человек – единственный из всех земных существ имеет дар слова. И то как слово наше отзовется, зависит в первую очередь от нас самих. А выбор слов – красивых, чистых, истинных, благодатных – у нас огромный.
Источник информации:
Шевченко Л.Л. « Православная культура» 1 год обучения книги первая, вторая, М.,2004г,Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества.
Табенкина А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе.
Шмаков С.А. «Нетрадиционные праздники в школе»
Екимова Е. «Православная азбука»