МБОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» « Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Зам директора по УВР: Директор школы:
_________/Машкова А.Б./ _______/ М. Е.Белова/ ________/ Л. В. Седова /
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование по основам религиозных культур
и светской этики для 4 класса
(модуль « Основы православной культуры)
« УМК Школа России»
Базовый уровень
учителя начальных классов
Ериной Елены Викторовны
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №1 от 30 августа 2013 г
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу « Основы православной культуры» для 4 класса составлена на базе образовательной программы НОО МБОУ Краснопоймской СОШ, в соответствии Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, с возможностями УМК Школа России, авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цели
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные куль турологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса
Задачи
— знакомство обучающихся с основами православной культуры
— развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,
-формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
— развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Актуальность
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России; единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Содержание учебного предмета
« Основы религиозных культур и светской этики
(основы православной культуры)»
4- класс
Урок №1. Россия – наша Родина
Урок №2. Культура и религия
Урок №3. Бог и человек в православии
Урок №4. Православная молитва
Урок №5. Библия и Евангелие
Урок №6. Проповедь Христа
Урок №7. Христос и Его Крест
Урок №8. Пасха
Урок №9. Православное учение о человеке
Урок №10. Совесть и раскаяние
Урок №11. Заповеди
Урок №12. Милосердие и сострадание
Урок №13. Золотое правило этики
Урок №14. Храм
Урок №15. Икона
Урок №16. Творческие работы учащихся
Урок №17. Подведение итогов
Урок №18. Как христианство пришло на Русь
Урок №19. Подвиг
Урок №20. Заповеди блаженства
Урок №21. Зачем творить добро?
Урок №22. Чудо в жизни христианина
Урок №23. Православие о Божием суде
Урок №24. Таинство Причастия
Урок №25. Монастырь
Урок №26. Отношение христианина к природе
Урок №27. Христианская семья
Урок №28. Защита Отечества
Урок №29. Христианин в труде
Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству
Урок №31. Творческие работы учащихся
Урок № 32. Подведение итогов
Урок № 33. Жизнь современной православной церкви.
Урок № 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
Требования к уровню подготовки за курс начальных классов
На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры.
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
ни одна культура не может быть лучше другой,
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Учебно – методическое обеспечение
Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2013.
Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2010.
Электронное приложение к уроку
Тематическое планирование
(1 ч в неделю, 34 учебных недели)
Тема урока
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Элементы содержания Что вы узнаете
| Тип урока | Используемые ресурсы
| Домашнее задание
| По плану
| Фактически | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Россия – наша родина
| Знать: -Что такое духовный мир человека -Что такое культурные традиции и для чего они существуют
| Богатство России. Малая Родина. .Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
| Комбинированный урок | Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».Электронное приложение к учебнику. Урок № 1 | С. 4-5 вопросы | 06.09 |
|
2 | Православие и культура
| Знать: Как человек создает культуру. -О чем говорит религия
| — Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культу- ры. Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия. | Урок изучения нового материала | Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».Электронное приложение к учебнику. Урок № 2 | С. 6-7 вопросы | 13.09 |
|
3 | Отношения Бога и человека в православии
| Знать : -Какие дары бог дал человеку -Как вера в Бога может влиять на поступки людей Знать: Что такое православие -Что значит слово «благодать» -Кто такие святые -О молитве «Отче наш»
| Знакомятся сосновами духовной традиции православия. Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь | . Урок изучения нового материала | Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».Электронное приложение к учебнику. Урок № 3 | С.8-11 Задания | 20.09 |
|
4 | Православная молитва
| — Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать.
| Урок изучения нового материала | Учебное пособие «Основы православной культуры».Электронное приложение к учебнику. Урок № 4 | С.12-15 вопросы | 27.09 |
| |
5 | Библия и Евангелие
| Знать: — Кто такие христиане — Что такое Библия — Что такое Евангелие Священное Писание.
| Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.
| Урок изучения нового материала | Учебное пособие «Основы православной культуры».Электронное приложение к учебнику. Урок № 5 | С.16-19 вопросы | 04.10 |
|
6 | Проповедь Христа
| Знать: — Чему учил Христос -Что такое Нагорная проповедь -Какое сокровище нельзя украсть
| Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | Урок изучения нового материала | Учебное пособие «Основы православной культуры».Электронное приложение к учебнику. Урок № 6 | С.20-23 задания | 11.10 |
|
7 | Христос и Его Крест
| Знать: — -Как Бог стал человеком -Почему Христос не уклонился от казни -Символику креста Знать: — Что воскресенье не только день недели -Что такое Пасха -Как празднуют Пасху
| Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей Православная культура. Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста.
| Урок изучения нового материала | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений .Электронное приложение к учебнику. Урок № 7 | С.24-27 вопросы | 18.10 |
|
8 | Пасха
| Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.
| Комбинированный урок | «Основы Религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы ДЛЯ общеобразо- вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 8 |
| 25.10 |
| |
9. | Православное учение в человеке
| Знать: -Чем бог одарил человека — Когда болит душа — Что такое «образ Божий» Душа. Тело. Знать: О подсказках совести — Как исправлять ошибки Знать: Что общего у убийства и воровства — Как зависть гасит радость
| Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Урок изучения нового материала | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы ДЛЯ общеобразо- Вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 9 | С.32-35 вопросы | 08.11 |
|
10. | Совесть и раскаяние | Раскаяние. Совесть
| Комбинированный урок | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 10 | С.36-39 вопросы | 15.11 |
| |
11. | Заповеди. | Заповеди. Моисей.
| Урок изучения нового материала | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 11 | С.40- 41 задания | 22.11 |
| |
12. | Милосердие и сострадание. | Знать: Чем милосердие отличается от дружбы — Кого называют «ближним» — Как христианин должен относиться к людям
| Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.
| Комбинированный урок | «Основы религиозных культур и светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 12 | С.42-45 вопросы
| 29.11 |
|
13. | Золотое правило. | Знать: — Главное правило человеческих отношений — Что такое неосуждение Зн ать:
| Грех. Неосуждение
| . Урок изучения нового материала | «Основы религиозных культур и светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 13 | С.46-47 вопросы | 06.12 |
|
|
|
| ||||||
14. | Храм | Знать: Что люди делают в храмах — Как устроен православный — Почему икона так необычна — Почему изображают невидимое Знать: — Почему икона так необычна — Почему изображают невидимое
| Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь Знакомятся с устройством храмов
| Урок экскурсия | «Основы религиозных культур и светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 14 | С.48-51 задания | 13.12 |
|
15. | Икона | Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Урок изучения нового материала | Электронное приложение к учебнику. Урок № 15 | С.52-55 вопросы | 20.12 |
| |
16. | Творческие работы учащихся.
| Знать: значение православной культуры в жизни людей, общества. Знать: значение православной культуры в жизни людей, общества.
| Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. |
| Электронное приложение к учебнику. Урок № 16 | Сочинение | 17.01 |
|
17. | Подведение итогов
| Преподобный. Святитель. |
| Электронное приложение к учебнику. Урок № 17 | С.57 задания | 24.01 |
|
Знать: Что такое Церковь Что такое крещение | Православие, церковь, Крещение, Святая Русь | Комбинированный урок | географическая карта, мультимедиа проектор, иллюстрации: храм Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси» | С,58- 61 вопросы
| 31.01 |
| ||
19 | Знать: что такое подвиг, о человеческой жертвенности | Подвиг, жертва, подвижник | Урок изучения нового материала | мультимедиа проектор, Эл. пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» | С.62-63 вопросы | 07.02 |
| |
20 | Знать: Когда христиане бывают счастливы, как плач может обернутся радостью, когда сердце бывает чистым | Нищие духом, Царство Небесное, миротворец кротость, милость, зависть, чистота сердца | Комбинированный урок | мультимедиа проектор Эл. пособие, Евангелие, Библия | С.64- 67 задания | 14.02 |
| |
21 | Знать: Как подражают Христу, чему радуются святые | Самоотверженность, духовная радость | Урок изучения нового материала | мультимедиа проектор иллюстрации: «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» Рибера Хусепе | С.68-69 вопросы | 21.02 |
| |
22 | Знать: О Святой Троице, о христианских добродетелях | Чудо, доброделание, добродетель | Комбинированный урок | Эл. пособие, иллюстрации Владимирская Богоматерь , Владимирская Богоматерь. Фрагмент
| С.70- 71 вопросы | 28.02 | | |
23 | Знать: Как видеть в людях Христа, о том, что христиане верят в бессмертие | Божий суд, бессмертие | Урок изучения нового материала | Эл. пособие, иллюстрации: | С.72-75 задания | 07.03 | | |
24 | Знать: Как Христос передал Себя ученикам, что такое Причастиеи церковное таинство | Православные таинства, Причастие, Миропомазание, исповедь | Комбинированный урок | Эл. пособие, иллюстрации: «Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495—1497», «Гюстав Доре. Тайная вечеря» | С.76-79 вопросы | 07.03 | | |
25 | Знать: Почему люди идут в монахи, от чего они отказываются | монах, монастырь, призвание, послушание | Комбинированный урок | Эл. пособие, иллюстрации «Успенский собор», «Колокольня», презентация «Монастыри» | | 14.03 | | |
26 | Знать: Что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы | экология, ковчег | Урок изучения нового материала | Эл. пособие, иллюстрации: «Св. Герасим и лев. Русская икона. XVII-XVIII в.» , «Сотворение рыб, пресмыкающихся и птиц. Мозаика собора в Монреале. XII в.» | С.84-85 задания | 21.03 | | |
27 | Знать: Что такое венчание, обручальное кольцо | Семья, ценности, любовь, венчание, семейные традиции | Комбинированный урок | Эл. пособие, иллюстрации: «Павел Федотов. Сватовство майора. Государственная Третьяковская Галерея», «Адам впервые видит Еву. Мозаики собора в Монреале. XII в.» | С.86-87 вопросы | 04.04 | | |
28 | Знать: Когда война бывает справедливой, святых защитников Родины | Отечество, любовь, уважение, патриотизм, народ | Комбинированный урок | Эл. пособие, иллюстрации: «Памятник Петру I. Санкт-Петербург», «Памятник А. В. Суворову (1801 г.). Санкт-Петрбург», видео «Герои войны», «Битва за Москву»
| С.88-91 вопросы | 11.04 | | |
29 | Знать: О первом грехе людей, какой труд напрасен | Иконописец, райский сад, мудрость, трудиться в поте лица | Урок изучения нового материала | Эл. пособие, иллюстрация: «Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. XVI в.»
| С.92-93 вопросы | 11.04 | | |
30 | Знать : Духовные традиции России | Отечество, любовь, уважение, патриотизм, народ | Комбинированный урок | Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», презентация
| С.94-95 вопросы | 18.04 | | |
31 | Творческие работы учащихся
| Знать значение духовных традиций России | Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Комбинированный урок | интернет-ресурсы для подготовки творческих работ https://lib.pstgu.ru/icons/, https://pravolimp.ru https://zakonbozhiy.ru, https://azbyka.ru/tserkov/ Творческие работы детей
| сочинение | 25.04 | |
32 | Подведение итогов | Знать значение духовных традиций России | Духовные традиции России | Комбинированный урок |
| Стихи о Родине | 02.05 | |
33 | Жизнь современной православной церкви | Знать традиции православной церкви | ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ | Комбинированный урок |
| Подготовить проект | 16.05 | |
34 | Презентация творческих проектов на тему « Диалог культур во имя гражданско го мира | Знать как представить свой проект | | Комбинированный урок |
| | 23.05 | |