Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа №3
Разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль « Основы мировых религиозных культур»)
Разработчик: учитель начальных классов
Капланова Курманбийке Узбековна
г. Сургут, 2014
Конспект урока
Курс: Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль: Основы мировых религиозных культур.
Класс: 4
№ урока: 8
Тема: Хранители предания в религиях мира.
Цель: сформировать представление о хранителях предания в религиях мира.
Задачи:
— знакомить учащимися с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;
— формировать у учащихся основные понятия: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама;
— организовать совместную поисковую работу для сравнения религиозных событий и явлений, извлекать необходимые данные из текста;
— воспитывать уважительное отношение к мировым религиям, толерантность.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
-знакомство учащихся с хранителями предания в религиях мира , с иерархией служителей культа;
-развитие мотивации к самореализации в познавательной и практической деятельности;
— воспитание уважительного отношения к мировым религиям.
Основные понятия: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, имам, хафиз, сангха, лама.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.
Ресурсы: презентация, карточки с заданиями, статьи о хранителях преданий в мировых религиях.
Формы и виды учебной деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа, работа в парах.
Содержание урока | ||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент Цель: настроить учеников на учебную деятельность. | Тренинг « Импульс» Добрый день, рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста. Давайте настроимся на совместную работу. Для этого попрошу я вас дружно взяться за руки. Передайте друг другу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете так же внимательны друг к другу.
| Встают, берутся за руки по парте с соседом, передают импульс. ( В классе создан благоприятный психологический настрой). | ||||||||||||||||||||||
II. Проверка домашнего задания Цели: -проверка усвоения материала; — развитие умения формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение. |
У вас в руках карточки, на которых записаны основатели религий или названия священных книг. На доске – таблички с надписями «Христианство», « Ислам», « Иудаизм», « Буддизм». Подумайте и выберите, к какой религии относятся слова, записанные на ваших карточках. (Карточки со словами: Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Трипитака, Иисус Христос, Мухаммад, Скрижали, Апокалипсис, Будда « Три корзины», Аллах, Сотворение мира мудрости, Гаутама, Ангел, « Пятикнижие Моисея», Джабраил.)
| Учащиеся раскладывают карточки по столбикам.
Учащиеся проверяют свои работы. | ||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы и целей урока
Цель: создание проблемной ситуации. | 1.- Есть ли священные книги у вас дома? Какие? — Где вы могли видеть священные книги? -Рассказывал ли вам дома о священных книгах религий мира? — Что особенно заинтересовало вас? -Почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то , что им уже тысячи лет?
2.- Посмотрим на фотографии ( слайд 4). — Кто изображен на них? -Ребята, это хранители преданий в религиях мира. Сегодня мы познакомимся с их ролью в религии и узнаем такие понятия , как жрец, раввин, епископ, священник, диакон, имам, хафиз, сангха, лама.
| — В церкви, по телевизору… -Кто-то о них заботился и передавал из поколения в поколение.
-Мудрецы, монахи… | ||||||||||||||||||||||
IV.Изучение нового материала Цели: — развитие умения анализировать делать вывод; -развитие мышления и грамотной речи учащихся; -воспитание уважения к профессиональным священнослужителям (духовенству). | 1.Работа с понятием «хранитель». — Разберите по составу слово « хранитель». -От какого слово оно образовано? -Что оно обозначает?
— У древних людей хранителей называли жрецами. Как вы думаете, кто такой хранитель предания? Что может хранить этот человек?
2.Работа в группах. — Сейчас мы будем выполнять поисковую работу. Для этого разделимся на группы. Каждой группе достанется небольшая статья о хранителях предания в религиях. Прочитайте её и выполните задания ( слайд 5).
Задание для 1 группы: ( учебник стр. 22) 1. Прочитайте статью о хранителях иудейских традиций. 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: *Как верующие евреи называли хранителей предания? * Чем занимались хранители иудейской религиозной традиции?
Задание для второй группы: (учебник стр.22) 1. Прочитайте статью « Христианские священнослужители». 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: *Кто является хранителем предания в христианском учении? *Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве?
Задание для 3 группы: ( учебник стр.23) 1.Прочитайте статью « Мусульманская община». 2. Отметьте. Что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: * Как в исламе называется церковная организация? * Кого мусульмане называете « имамом», а кого « хафизмом»?
Задание для 4 группы: ( учебник стр.23) 1.Прочитайте статью « Буддийская община». 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: * Что в буддизме называется « сангхой»? * Кто хранит религиозные традиции буддистов?
3.Проверка — выступления детей ( слайды 6-9). — |
— От слова « хранить» -Хранитель — это человек, который что бережет, хранит. — Религиозные традиции, ритуалы, предания.
Дети делятся на группы, распределяют обязанности и выполняют задания самостоятельно.
Чтение текста в учебнике на стр. 22-23
Выступление одного ученика из каждой группы, сопровождаемое презентацией. | ||||||||||||||||||||||
V.Физкультминутка | Включаем физкультминутку.
| Ученики выполняют физкультминутку вместе с учителем. | ||||||||||||||||||||||
VI.Первичное закрепление
Цель: -закрепить знания по теме, умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.
| Беседа ( слайд 10). — Как вы думайте, почему во всех религиях мира существуют хранители предания? -Как называли служителей в древних религиях? -Кого и почему называют мудрецами в иудаизме? -Что в переводе с греческого обозначает слово « надсматривающий»? -Каких людей и почему особо почитают мусульмане? -Кого можно назвать хранителем религии в буддизме? и т.д. |
-Чтобы не потерялись никакие традиции.
— Жрецами. — Раввинов. — Епископ. — Мулла, хафиз, имам. — Лама. | ||||||||||||||||||||||
VII. Самостоятельная работа
Цель: способствовать развитию внимания, логического мышления и грамотной речи учащихся.
|
Хранители предания в религиях мира
Проверка самостоятельной работы ( слайд 12).
| Комментарии по мере просмотра иллюстраций.
Учащиеся работают на карточках самостоятельно.
Самопроверка.
Дети составляют и записывают предложения с изученными словами.
| ||||||||||||||||||||||
VIII.Рефлексия. Итог урока
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса. | ( Слайд 14) Продолжите предложения: *Сегодня я познакомился (узнал)…. *Самым интересным для меня … * Мне непонятно… *Я ещё хотел бы узнать…
Можно составить синквейм « Хранители предания» | Ответы учащихся с примерами.
Принимают участие в составлении синквейна. | ||||||||||||||||||||||
IX.Домашнее задание
Цели: -закрепить знания учащихся по пройденной теме; -организация самостоятельной и творческой работы учащихся. |
— сделать на альбомном листе рисунок по теме урока; -приготовить сообщение о каком-нибудь празднике, традиции христианства, ислама. Иудаизма, буддизма ( по выбору).
До свидания. | Учащиеся записывают в дневник домашнее задание. |