Разработка урока ОРКСЭ по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа №3









Разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль « Основы мировых религиозных культур»)













Разработчик: учитель начальных классов

Капланова Курманбийке Узбековна





г. Сургут, 2014

Конспект урока

Курс: Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль: Основы мировых религиозных культур.

Класс: 4

урока: 8

Тема: Хранители предания в религиях мира.

Цель: сформировать представление о хранителях предания в религиях мира.

Задачи:

— знакомить учащимися с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;

— формировать у учащихся основные понятия: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама;

организовать совместную поисковую работу для сравнения религиозных событий и явлений, извлекать необходимые данные из текста;

— воспитывать уважительное отношение к мировым религиям, толерантность.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

-знакомство учащихся с хранителями предания в религиях мира , с иерархией служителей культа;

-развитие мотивации к самореализации в познавательной и практической деятельности;

— воспитание уважительного отношения к мировым религиям.



Основные понятия: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, имам, хафиз, сангха, лама.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.

Ресурсы: презентация, карточки с заданиями, статьи о хранителях преданий в мировых религиях.

Формы и виды учебной деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа, работа в парах.









































Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося




I.Организационный

момент

Цель: настроить учеников на учебную деятельность.

Тренинг « Импульс»

Добрый день, рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста. Давайте настроимся на совместную работу. Для этого попрошу я вас дружно взяться за руки. Передайте друг другу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете так же внимательны друг к другу.


Встают, берутся за руки по парте с соседом, передают импульс.

( В классе создан благоприятный психологический настрой).

II. Проверка

домашнего задания

Цели:

-проверка усвоения материала;

— развитие умения формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение.

  1. Интерактивная игра ( работа в парах).

У вас в руках карточки, на которых записаны основатели религий или названия священных книг. На доске – таблички с надписями «Христианство», « Ислам», « Иудаизм», « Буддизм». Подумайте и выберите, к какой религии относятся слова, записанные на ваших карточках.

(Карточки со словами: Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Трипитака, Иисус Христос, Мухаммад, Скрижали, Апокалипсис, Будда « Три корзины», Аллах, Сотворение мира мудрости, Гаутама, Ангел, « Пятикнижие Моисея», Джабраил.)



  1. Проверка соответствие между названиями священных книг и словами, данными ниже ( слайд 3).


Учащиеся раскладывают карточки по столбикам.



















Учащиеся проверяют свои работы.

III. Сообщение темы и целей урока



Цель: создание проблемной ситуации.

1.- Есть ли священные книги у вас дома? Какие?

— Где вы могли видеть священные книги?

-Рассказывал ли вам дома о священных книгах религий мира?

— Что особенно заинтересовало вас?

-Почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то , что им уже тысячи лет?



2.- Посмотрим на фотографии ( слайд 4).

Кто изображен на них?

-Ребята, это хранители преданий в религиях мира. Сегодня мы познакомимся с их ролью в религии и узнаем такие понятия , как жрец, раввин, епископ, священник, диакон, имам, хафиз, сангха, лама.


— В церкви, по телевизору…

-Кто-то о них заботился и передавал из поколения в поколение.













-Мудрецы, монахи…

IV.Изучение нового материала

Цели:

— развитие умения анализировать делать вывод;

-развитие мышления и грамотной речи учащихся;

-воспитание уважения к профессиональным священнослужителям (духовенству).

1.Работа с понятием «хранитель».

Разберите по составу слово « хранитель».

-От какого слово оно образовано?

-Что оно обозначает?



— У древних людей хранителей называли жрецами. Как вы думаете, кто такой хранитель предания? Что может хранить этот человек?



2.Работа в группах.

Сейчас мы будем выполнять поисковую работу. Для этого разделимся на группы. Каждой группе достанется небольшая статья о хранителях предания в религиях. Прочитайте её и выполните задания

( слайд 5).



Задание для 1 группы: ( учебник стр. 22)

1. Прочитайте статью о хранителях иудейских традиций.

2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале.

3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

*Как верующие евреи называли хранителей предания?

* Чем занимались хранители иудейской религиозной традиции?



Задание для второй группы: (учебник стр.22)

1. Прочитайте статью « Христианские священнослужители».

2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале.

3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

*Кто является хранителем предания в христианском учении?

*Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве?



Задание для 3 группы: ( учебник стр.23)

1.Прочитайте статью « Мусульманская община».

2. Отметьте. Что вас особенно заинтересовало в новом материале.

3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

* Как в исламе называется церковная организация?

* Кого мусульмане называете « имамом», а кого « хафизмом»?





Задание для 4 группы: ( учебник стр.23)

1.Прочитайте статью « Буддийская община».

2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале.

3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

* Что в буддизме называется « сангхой»?

* Кто хранит религиозные традиции буддистов?



3.Проверка — выступления детей ( слайды 6-9).





— От слова « хранить»

-Хранитель — это человек, который что бережет, хранит.

— Религиозные традиции, ритуалы, предания.







Дети делятся на группы, распределяют обязанности и выполняют задания самостоятельно.





Чтение текста в учебнике на стр. 22-23











































Выступление одного ученика из каждой группы, сопровождаемое презентацией.

V.Физкультминутка

Включаем физкультминутку.


Ученики выполняют физкультминутку вместе с учителем.

VI.Первичное закрепление



Цель:

-закрепить знания по теме, умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.




Беседа ( слайд 10).

— Как вы думайте, почему во всех религиях мира существуют хранители предания?

-Как называли служителей в древних религиях?

-Кого и почему называют мудрецами в иудаизме?

-Что в переводе с греческого обозначает слово « надсматривающий»?

-Каких людей и почему особо почитают мусульмане?

-Кого можно назвать хранителем религии в буддизме? и т.д.



-Чтобы не потерялись никакие традиции.



— Жрецами.

— Раввинов.

— Епископ.

— Мулла, хафиз, имам.

— Лама.

VII. Самостоятельная работа



Цель: способствовать развитию внимания, логического мышления и грамотной речи учащихся.


  1. Задание: просмотр и комментирование иллюстраций в учебнике. Стр.22-23.



  1. Задание: заполните таблицу ( слайд 11).

Хранители предания в религиях мира



Христианская

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура

Иудейская

культура











Проверка самостоятельной работы ( слайд 12).



  1. Задание: составьте четыре предложения по данным иллюстрациям, используя слова с которыми вы познакомились на том и предыдущем уроках. Запишите предложения в тетрадь ( слайд 13).

Комментарии по мере просмотра иллюстраций.





Учащиеся работают на карточках самостоятельно.

















Самопроверка.



Дети составляют и записывают предложения с изученными словами.





VIII.Рефлексия.

Итог урока



Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса.

( Слайд 14)

Продолжите предложения:

*Сегодня я познакомился (узнал)….

*Самым интересным для меня …

* Мне непонятно…

*Я ещё хотел бы узнать…





Можно составить синквейм « Хранители предания»

Ответы учащихся с примерами.













Принимают участие в составлении синквейна.

IX.Домашнее

задание



Цели:

-закрепить знания учащихся по пройденной теме;

-организация самостоятельной и творческой работы учащихся.

  1. Прочитайте в учебнике материалы к уроку №8 (стр.22-23), ответить на вопросы на стр.23 ( слайд 15).

  2. Узнайте у родителей , старших( или найти в дополнительной литературе, Интернете) , знают ли они о религиозных обрядах христианства, ислама, иудаизма, буддизма ( по выбору).

  3. Индивидуальные занятия и задания по желанию:

— сделать на альбомном листе рисунок по теме урока;

-приготовить сообщение о каком-нибудь празднике, традиции христианства, ислама. Иудаизма, буддизма ( по выбору).







До свидания.

Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.



Свежие документы:  Духовно-нравственное воспитание в условиях дополнительного образования детей

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: