Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 ст.Ладожской
Разработка урока ОРКСЭ
Урок-игра
«Угадай словечко»
На тему «Россия –наша Родина»
Учитель ОПК
Кобелева И.А.
2012u
«Россия- наша Родина»
Цель :
— сформировать представление о Родине.
-познакомить учащихся с государственной символикой, раскрыть понятия многонациональность, духовные ценности.
Задачи:
— воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине,
— воспитывать уважение к народам, живущим в разных уголках нашей страны
— прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны,
— учить анализировать увиденное и применять на практике
— уметь отвечать на поставленные вопросы, работать в группах
Тип урока: Урок-игра.
Оборудование: мультимедийная презентация «Наш дом- Россия», аудиозапись «Гимн России», учебник А.Кураева «Основы православной культуры».
Ход урока:
Организационный момент:
Тема урока записывается на доске и в тетрадях.
Речь учителя:
Рябята, мы с вами начинаем изучать новый предмет: Основы религиозной культуры и светской этики. Этот предмет очень интересен, и поэтому первый урок у нас тоже будет необычным уроком, а уроком-игрой «Угадай словечко». Вам предлагается разделиться на две группы. Каждая группа, будет зарабатывать баллы в качестве звездочек, но чтобы их заработать , надо будет правильно отвечать на вопросы, и угадывать слова , которые будут зашифрованы на экране. Тема урока «Россия- наша Родина». Поэтому все вопросы будут связанны именно с ней.
Я предлагаю вашему вниманию прослушать рассказ Ю.Яковлева «Все о ней», но в этом рассказе будет пропущено одно слово, которое я не буду называть, но вы должны догадаться…
«В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая _______ А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая _______Она начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама._________ — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.»
Ребята как вы думаете о каком слове идет речь?
ребята угадывают слово РОДИНА
Ребята, а что мы ещё знаем о Родине? Как называется наша Родина? Правильно, наша Родина, наш общий дом-Россия. Наша страна, не исключение из других, она имеет свою государственную символику, которую вы обязаны знать . Давайте вспомним, как же выглядит герб России? (на экране варианты) а теперь флаг России? (на экране варианты). А как вы думаете, почему флаг России имеет три цвета, может это что-то обозначает?( ребятам предлагаютcя варианты ответов) Считается, что белый цвет – выражает чистоту устремлений, синий – обозначает волю к миру, красный – готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Так может быть и герб имеет какое-либо значение? Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном геральдическом щите. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. В лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди – изображение всадника, поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом.
А про что мы ещё забыли? Что ещё не хватает в нашей государственной символике? Может быть угадаем это слово? Следущее задание звучит так:
«Это слово означает восхваление, торжественную песню. Её исполняют в особо торжественных случаях: при вручении наград, на встречах с послами других стран… И слушают стоя.»
Дети угадывают слово ГИМН
Ребята, а может вспомним слова гимна? (можно включить аудиозапись не более одного куплета»
Теперь мы с вами знаем, что наша большая Родина это Россия, но у каждого человека есть своя Малая Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Любит и гордится своим народом. Ребята, а как называется наша малая Родина?
Ответы учеников.
Хорошо ребята, это слово вы знаете, а что вы знаете про свою станицу,(село, город) чем она богата и интересна, а может кто-нибудь знает историю происхождения станицы(села, города)?
(ученикам предлагается составить небольшие рассказы про маленькую родину)
Наша малая родина находится (указывается район, край) и является частичкой государства, а вот кто знает как звучит полное название нашего государства? (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.)
Слово федерация говорит о том, что в государстве объединено много республик, краёв и областей. В них живут люди разных народов. Каждый народ имеет свою культуру, традиции, ценности. Следующее слово которое мы будем угадывать очень сложное. Но если мы внимательно посмотрим на картинки, то сразу догадаемся о чем идёт речь. Мы знаем что наша Россия, большая, могучая, великая страна. Многие народы населяют её: русские, чуваши, татары, башкиры, карелы, коми, удмурты, марийцы и другие. Так про какое ещё важное определение мы забыли?
Учащиеся угадывают слово МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ
В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежали к разным народам и верованиям. Имели свои ценности. – мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогающие нам выбирать поступки и оценивать их. Общепризнанные ценности: добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, жизнь, свобода. Но ещё есть слово, без которого вера не может существовать, у каждого народа она своя, единственная и неповторимая, и мы обязаны уважать и не критиковать её, несмотря на разные духовные ценности её народа.
РЕЛИГИЯ (в качестве подсказки первую букву можно открыть)
И в качестве заключения, хочу добавить: « Ребята, у каждого человека на Земле есть своя большая и малая Родина, наша Родина-Россия, это дом для всех кто проживает на её территории, это много национальностей, верований, но ко всем кто окружает нас с вами, мы должны относиться с добром и любовью, и этому учит наш новый предмет- Основы религиозной культуры и светской этики.»
Подведение итогов.
Домашнее задание:
В качестве домашнего задания можно предложить ребятам нарисовать памятные места своей Малой родины, свою улицу, край и т.д.