Казанцева Лариса Николаевна
МАОУ« СОШ №27 с углубленным изучением
отдельных предметов»
г. Балаково, Саратовской области,
учитель начальных классов
Урок для учащихся 4- 5-х классов на тему «Подвиг в жизни христиан»
Цель урока: познакомить с православным пониманием подвига и человеческой жертвенности
Задачи: 1. Формировать интерес школьников к православной культуре.
2. Обогащать, активизировать культурологический словарь. Узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов: подвиг, жертва, подвижник. 3. Развивать умение работать в группе; работать с иллюстративным материалом; высказывать и отстаивать свою точку зрения; читать и извлекать нужную информацию из текста. 4. На примере жизни великих подвижников и простых людей воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Используемые методы и технологии обучения:
1.традиционная, компьютерная, технология критического мышления.
2.словесные, наглядные, практические методы.
Формы организации деятельности:
1.фронтальная
2.групповая
3.индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, словари.
Ожидаемые учебные результаты:
Учащиеся должны уметь:
-объяснять основные понятия: подвиг, подвижник, жертвенность;
— называть имена подвижников,
— иметь представление о вечных ценностях: милосердие, сострадание, доброта.
Конспект урока.
I.Организационный момент.
— Послушайте стихотворение и попытайтесь определить тему нашего урока.
— Чтение стихотворения учителем.
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и борьбе;
Высший подвиг — в терпенье,
любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились,-
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись…
Учитель: Подвиг. В ответ на это слово в нашем сознании, может быть, молниеносными видениями промелькнут – Александр Матросов, заслонивший своим телом изрыгающую огонь амбразуру пулеметного гнезда… Пойдет морозным утром по пути к фашистской виселице истерзанная русская девушка Зоя Космодемьянская, чтобы превратиться в легенду в веках… Упадет у заснеженной ели зарубленный врагами Иван Сусанин… Закачается летом высокая трава, а зимой засеребрится снег на холмиках братских могил, где похоронены безвестные теперь герои – защитники Родины…
Непереводимое, многозначное русское слово «подвиг»… Ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. Подвиг – типично русское понятие, трудно переводимое на другие языки. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое подвиг? Какой смысл изначально вложен в это понятие? Безусловно, каждый из вас имеет свое представление и определение данного понятия. Что такое – подвиг? И каким должен быть человек, совершающий его? Об этом мы и будем сегодня говорить
– Попробуйте растолковать значение этого слова.
Подвиг – это героический поступок.
Подвиг — это когда чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой.
Подвиг — это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других.
Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь.
Подвиг – это готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины и так далее.
Работа в группах с источниками информации:
(Приложение 4)
•словарь Ожегова,
•словарь Ушакова,
•Словарь Православной церковной культуры»
Г.Н. Скляревской
Давайте, найдём нужную нам информацию в словарях и выведем определение понятий «ПОДВИГ», учитывая все лексические стороны этих слов.
— Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы.
ПОДВИГ – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-л. чувством;
самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.), движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти;
принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя идеи, религии.
Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Это яркий пример самоотверженности
Иисус Христос ради людей, от любви к нам принес Себя в жертву. Он не просто рассказал людям, как следует жить, — Он прожил человеческую жизнь, которой мы можем подражать, если пожелаем. И так открыл для нас дорогу на небо.
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:12-13).Какую самую главную заповедь завещал нам Христос?
Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39).
Слушаем текст
↓ВРЕЗКА.
Слайд 8. Подвиг любви. Родзяловская. Фашисты отступают.
Шла война. В дом, где пряталась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали ее в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: у меня нет детей. Пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем».
Наталья (так звали эту соседку) осталась одна в хижине, в наступающем вечере, в наступающей ночи. Было темно, было холодно и одиноко. И перед ней не было ничего, кроме ранней смерти. Стоило ей переступить через порог — и она осталась бы жива. Она даже не могла быть уверена, что арестовав ее, каратели не найдут затем и ту женщину, ради которой она отдавала свою жизнь. Может, ее жертва вообще напрасна? И все же она не ушла. Если бы даже погибли мать и дети, она исполнила бы до конца завет: Друг друга тяготы носите, и тако исполните завет Христов. Она взяла на себя всю тяготу этой матери и ее детей. Ее расстреляли.
Но мать и дети были спасены. Они жили как бы во свете этой смерти. Выжившая мать завещала своим детям: мы должны жить так, чтобы мир не был лишен ничего через смерть этой Натальи… Они о Наталье ничего не знали и ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми ее смертью, поставили себе задачу быть плодом ее жизни.
(митрополит Антоний Сурожский. О подвиге любви)
-Что вы можете сказать о поступке Натальи? ( (человек) совершила подвиг. Отдала свою жизнь, пожертвовала.ОНА СОВЕРШИЛА СОМОПОЖЕРТВОВАНИЕ.
Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления.
Христианин может жертвовать чем-то ради Кого? Себя самого, ради других людей и ради Бога. Жертва Богу, приносимая христианином – это его любовь к Богу и к людям.
Она могла этого не делать? Она поборола свой эгоизм и по воли своей чистой души пошла на этот поступок. Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки себя считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие люди должны всегда угождать ему .
Заполнение таблицы.
Учитель: Какие качества должен иметь человек, чтобы быть способным на подвиг, на героический поступок? (ответы детей) Работа в группах .
Доброта, корысть, гордость.
Смелость, эгоизм, любовь, совесть.
Героизм, жертвенность, благородство.
Скромность, корысть, гордость, эгоизм.
Учитель: Есть герои, которые в жизни вроде бы ничего героического не совершали, но они живы в народной памяти. Вот один из них.
(Дальше рассказ разыгрывается детьми как сценка – разговор деревенских ребятишек)
Ведущий: Много лет тому назад в Верхотурье появился не известный никому человек. Это был бродячий портной, занимавшийся шитьем шуб. Откуда он пришел, никто не знал.
1-ый: Вы слышали, к нам в село пришел какой-то человек?
2-ой: Странный он какой-то! Когда его приглашают для работы, он выбирает избу победней, останавливается там и обшивает всех бесплатно, а когда его хотят поблагодарить, тут же скрывается и никто не знает, где он.
3-ий: А уж если что и удастся сунуть ему из денег, все отдает бедным.
1-ый: Он не только шьет, а еще и нянчится с ребятишками, учит их грамоте и читает им Евангелие.
2-ой: А иногда его видят в языческих юртах, где он ухаживает за больными, рассказывает о Христе.
Ведущий: Так жил этот человек скромно, незаметный, тихий и смиренный. Но когда он умер, на его могиле начались исцеления. Слепые прозревали, хромые ходили… О нем заговорили, Господь прославляет Своего угодника. К его могиле потянулся народ. Стали собирать справки, расспрашивать, и удивительно: никто не знал даже имени усопшего! Просто «добрый человек» – вот и все, что о нем знали. И только Господь в чудесном видении открыл имя праведника подвижника . Это был святой Симеон Верхотурский.
Вы услышали новое слово- Подвижник. Обратимся к словарю. С какими подвижниками мы знакомы. СЛАЙД рассказы детей.
ПОДВИЖНИК — реальное лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие либо подвиги или переносившее тяжелые испытания. С подвижниками связано много религиозных легенд. В переносном смысле самоотверженный человек, целиком отдающий себя делу,…
Значит, подвиг- это какое-то движение. Но что подразумевает это движение?
— Я предлагаю схему с основными вопросами:
Попробуем найти ответы и на эти вопросы.
Когда подвижник посвящает всю свою жизнь Богу, т.е. живет по законам Божиим, а не по своему хотению, Господь одаривает его святостью.
Учитель: Как вы думаете, можно ли назвать жизнь святого подвигом? Почему?
Подвиг ради чего?
Ради себя
Ради ближнего
Ради Господа.
Учитель: Таковы герои в христианском понимании: скромные, смиренные, забывшие о себе совершенно, отдавшие себя целиком на служение другим. В этом и состоит истинное величие, первый пример которого дал Сам Христос.
Учитель: Как вы понимаете выражение – самоотверженный подвиг?
(ответы детей)
Учитель: Где есть подвиг, там всегда есть жертвенность. Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления, добровольно и бескорыстно, не требуя за это ни наград, ни славы.
Рассказ о Жене Родионове. Клип
«Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, – начертано на кресте, установленном на его могиле защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».
Проста и обыкновенна короткая биография Евгения Родионова. Родился он 23 мая 1977 года. Рос крепким и здоровым ребенком. В школе учился хорошо. Закончил девятый класс, пошел работать… Когда ему исполнилось восемнадцать лет, Евгения призвали в армию. И он, и другие ребята из его компании, все прекрасно понимали, что есть вещи, которые хочешь, не хочешь, а делать надо. Ни о каком увиливании от армии вопрос никогда не стоял. Не пытался увиливать Евгений и тогда, когда его направляли в Чечню, где шла война». 13 января 1996 года Евгений был командирован в воинскую часть Назранского погранотряда. 13 февраля 1996 года, молодых солдат послали дежурить на контрольно-регистрационный пункт, в двухстах метрах от заставы. Этот КРП находился на дороге, по которой чеченские боевики перевозили оружие, боеприпасы и пленных и представлял собою обыкновенную будку без света, без связи, без какой-либо огневой поддержки.… Здесь солдаты и были захвачены чеченскими бандитами. «Он три с половиной месяца находился в плену. Он ждал, он надеялся, что его не оставят, его просто не могут оставить, что его освободят и что все это кончится, но это не случилось . Плен испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен – это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен – это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете». Чеченские бандиты потребовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял с себя нательный крест и согласился принять мусульманство. У Жени был выбор – только вскинь руку в чужом приветствии, крикни: «Аллах Акбар!», возьми в руки оружие и стреляй в своих же – тех, с кем вчера вместе ходил в дозор, ел кашу! И ты останешься жив, и тебя не тронут, а наоборот, будут называть своим братом, сытно кормить – вот и все, ничего не больше не нужно делать! Есть те, кто пошел на это, сохранив свои жизни. Евгений отказался снять крест, и озверевшие чеченцы после мучительных – они длились три месяца – пыток отпилили ему голову. Палач выбрал для этого день, когда Евгению исполнилось девятнадцать лет…
Только 21 сентября, в день Рождества Божией Матери, убийца скажет матери о смерти сына и запросит с несчастной выкуп за тело. Немного спустя изуродованные тела Жени и его друзей будут подняты со дна воронки, выбитой бомбой. Земля, накрывшая тела воинов-мучеников, откроет свой страшный секрет: еще одному из них, как и Жене, отрежут голову, двух других застрелят…
Стоя на краю могилы, мать Евгения скажет фразу, которую запомнят солдаты-добровольцы, выкапывавшие тела из земли.
— Если не будет крестика на теле, то это не он.
При свете фар в одиннадцать часов ночи среди опавших листьев, перемешавшихся с землей, солдаты увидели крестик и крикнули:
— Крестик!..
Мать солдата поняла, что в ее дом пришла беда. Она впервые потеряла сознание. Падая, увидела на небе звезды, и перед ней отчетливо промелькнула та падающая звезда, которую она увидела девятнадцать лет назад, когда родился ее мальчик.
Обезглавленное тело Жени так и не рассталось с крестиком. Руки бойца крепко прижимали его к груди, как самую большую драгоценность в жизни.
Этот крестик стал символом победы Православия над силами зла, и к Распятому на нем Христу воин-мученик Евгений обращал последнюю молитву.
Презентация ,клип.
Учитель: Совершенный подвиг не бывает напрасным… Женя не предал никого. Он переступил и через свой страх, и через свои обиды, и одержал победу, которая дается труднее всего… Он не изменил ни долгу, ни чести. Он одержал победу, которую должен одержать в себе каждый человек, если желает спасения и своей Родины, и своего собственного…
Учитель: А есть ли место подвигу в нашей с вами мирной жизни? Приведете примеры тех или иных событий, которые могут получить определение подвига.(ответы детей)
Рефлексия. сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
меня удивило…
мне захотелось рассказать…
Дом задание
Задание 1. Рассказать о подвигах Ж. Родионове, Натальи.
Задание 2.
Представь, что в твоем городе или селе решили поставить памятник Доброму Человеку. Как ты думаешь, он должен выглядеть? Нарисуй макет этого памятника.
Как ты думаешь, зачем героям ставят памятники?
Интернет ресурсы
https://www.svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/urok_opk_19_podvig/85-1-0-868