Тема урока: Альтруизм и эгоизм.
Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.
Задачи:
Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий
Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас
Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами
Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.
метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе
предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм».
Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».
Участники: учащиеся 4 класса.
Форма урока: комбинированный
Использованные программы для подготовки к уроку:
Power point (для создания презентации)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | Организационные формы |
Операционно-познавательный: Повторение | Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!
-Добрый день! Встаньте, пожалуйста, те… — у кого сегодня хорошее настроение! — кто сегодня готов к уроку! — кто уверен в своих силах! — кто готов начать работать! Предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы нам необходимо создать 4 группы. Сегодня способ объединения в группы я хочу предложить вам сама. Вспомните, какую сказку вы прочитали дома и займите своё место. (Учебное пространство заранее организовано для групповой работы) Вспомните героев сказок, что произошло, справедливо ли были наказаны и награждены герои. Почему?
|
Обучающиеся на предыдущем уроке выбрали себе карточку с названием сказки и прочитали её.
Морозко, Двенадцать месяцев, Цветик –семицветик, Золушка
| 2 мин |
Фронтальный опрос. |
Вводно-мотивационный этап.
| 2. Послушайте притчу. Ваша задача — внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку . Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком: — Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.
| Слушают. Рассуждения детей.
| 3 мин. |
Прослушивание.
Дискуссия.
|
Операционно-познавательный: Изучение нового материала. Определение темы урока. Целеполагание. | 3.Каким словом можно назвать действия молодого человека? Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?
Такие действия называют альтруизм.
Вам бы хотелось узнать об этом понятии? Зачем нам надо знать, что такое альтруизм? На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Поработайте в паре. Найдите, что обозначают слова АЛЬТРУИЗМ, Записать на опорном листе
4.А кого называют альтруистом?
АЛЬТРУИСТ .- попробуйте сформулировать сами. Проверим себя по учебнику. Обратимся к учебнику стр.30. Прочитайте, кто такой альтруист. Записать на опорном листе.
5.(На столах карточки) . На карточках написаны слова. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и записать на листе. Карточка
Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие.
Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами.
Прочитайте, что вы записали, только не повторяйтесь.
6. Я услышала очень хорошее слово МИЛОСЕРДИЕ. Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов. А ведь движение милосердия имеет целую историю. Об этом Смирнов Никита подготовил презентацию. Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам — на свадьбу, детям бедняков — на обучение, заключенным в тюрьмах — на еду и одежду. Богатые торговые люди — купцы — раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. В XX веке символом милосердия стала Мать Тереза. Её считали святой ещё при жизни. Её выпала нелёгкая доля нести благую весть, что смысл жизни каждого смертного любить и быть любимым. В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.
7.А как вы думаете заслуженно ли словосочетания относят к устаревшим? Нужно ли милосердие сегодня? Какие альтруистические поступки можете совершить вы? Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? А нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам? В чём оно будет заключаться? А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь? Всегда ли нужно бездумно действовать? Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. Что за история произошла? Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит. Дети: Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям Учитель: Так это значит хорошо? Значит ты добрый? Дети: А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку! Учитель: А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи? Дети: Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними делится? ( возникает полемика) Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо? Дети: Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с кем надо делиться! Подберите антоним к слову альтруизм. Что такое эгоизм? Зачем нам знать об этом понятии? Поработаем в паре с толковым словарём. Определение записать на листе. 8.Ребята подготовили для вас инсценировку рассказа В. Осеевой Печенье. Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол. — Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки. — Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки. — Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались. — Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша. — Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку хлеба… Понравилась ли вам сценка? Как повели себя мальчики? Как можно их назвать? Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб». Что же это такое прочитайте в учебнике стр.31. Запишите определение в опорные листы.
9. Вернёмся к карточке. Там ещё остались слова. Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и запишите их в опорных листах. Прочитаем их, не повторяясь по цепочке. Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему? (Высказывания детей)
Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу, они какие?(ответы детей) (противоположные) -Действительно, альтруизм противостоит эгоизму
На доске изображаем отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм» ( зарисовать на листе) Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке. Послушайте ещё одну притчу. Собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово — «мера»). Дети: Всего должно быть в меру. Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе, своим близким. Как вы думаете, кто такой разумный эгоист? Где на этом отрезке находиться разумный эгоист?
| На доске понятия альтруизм и эгоизм. Эгоизм – закрыто. Понятия вводятся поэтапно в течение урока Выявить положительные и отрицательные стороны понятия.
Альтруизм ( от латинского слова альтер-другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Слушают, смотрят видеоряд. Высказывают своё отношение.
Анализируют ситуацию, делают выводы.
Понятие «эгоизм» открывается на доске.
Эгоизм- это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.
Эгоист
Читают по цепочке
.
Разумный эгоизм- способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу | 4мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
6 мин.
4 мин. |
Работа со словарём в паре.
Работа с учебником.
Работа в паре с карточками.
Выступление ученика с презентацией.
Работа в группе.
Работа с учебником
Работа в паре с толковым словарём.
Инсценировка.
Коллективное обсуждение.
Обсуждение коллективное.
|
Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала. | Для закрепления предлагаю поработать в группах. В конвертах приготовлены задания для групповой работы. Вспомнить правила работы в группе. ( на партах памятки) Каждая команда выбирает себе задание в конверте..
1 группа. Работа с пословицами. Восстановите пословицы. Объясните их смысл. Распределите на 2 группы. Собака на сене лежит — сама не ест и другим не дает. Люблю тебя, когда я у тебя; постыл ты мне, когда ты у меня. После меня хоть трава не расти. Жизнь дана на добрые дела. Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась. Рубашка износится, а доброе дело не забудется. 2 группа Прочитайте рассказ. Определите его тему и основную мысль. Подберите название. В. Сухомлинский Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой. — Ты у нас самый красивый! – говорит мама. -Ты у нас самый умный! – говорит папа. — Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка. — Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка. Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг — маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить. И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт. 3 группа. Найдите выход из ситуации. Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, — сказала мама, — не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации? Варианты ответов:
— Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему? 4 группа. Предложенные иллюстрации распределить на 2 группы. После выполнения задания, выступление каждой группы. Каждая группа выступает. Оцените работу своей группы .
Сформулируйте, над какой темой мы работали? Какие понятия запомнили? |
| 8мин. | Самостоятельная работа в группах.
Работа у доски. Собирают пословицы.
Работа с доской.
Выступление каждой группы. |
Домашнее задание. | Прежде чем дать вам домашнее задание предлагаю сделать «Волшебный цветок добра». У вас у каждого лепесток волшебного цветка. Вспомните , какой альтруистический поступок вы совершили в своей жизни, запишите его на лепестке и прикрепите на доску. Домашнее задание на выбор : 1.Найти 5 пословиц на тему сегодняшнего урока. 2. Прочитать сказку или рассказ на тему: «Альтруизм и эгоизм» 3. Нарисовать рисунок.
|
| 3 мин. | |
Рефлексия | Закончите предложения. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Меня удивило… Мне захотелось…
|
| 1 мин. | Ответы обучающихся. |