Урок по ОРКСЭ для 4 класса «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»

Пономаренко Татьяна Анатольевна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Г.Исилькуль

Подробный конспект урока.


Тема урока


Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»

Класс

4 класс






Методическая информация

Тип урока


Урок получения новых знаний.

Цель урока


формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.

Задачи урока


1. Расширить представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях.

2. Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.

3. Воспитать ценностное, бережное отношение к семье. .

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся познакомятся с новыми понятиями «род», «семья», «родословная», приобретут знания о семейных традициях и обычаях.

Необходимое

оборудование и материалы

мультимедийная презентация; цитаты, пословицы, стихи на тему «Семья»; тексты сказки, раздаточный материал.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


1.Организационный момент –

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

2. Постановка проблемного вопроса. Определение темы занятия. (слайд № 1)

Учитель: Ребята, посмотрите на иллюстрации. Что вы видите? Что их объединяет? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О семье, семейных традициях).

Учитель: Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!(слайд 2)

3. Озвучивание темы урока, цели и задач. (слайд 3)

Сегодня мы будем говорить о семье, как источнике нравственных отношений в истории человечества

Обсуждение с учащимися темы и эпиграфа к уроку: (слайд 4)

Мой род – это дерево весной в цветах,

Семья – это ветка осенью в плодах,

Мой сад — это жизнь моих родных детей,

Они продолжают жизнь моих корней



Ход и содержание урока


1. Вступительное слово учителя:

Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Все наши воспоминания из детства связаны с семьей.

2. Работа с понятием «семья».

— «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.

3.Игра «Ассоциации»

Задание: А как вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

Подумайте и закончите предложение:

«Семья – это…»

Предполагаемые ответы детей:

«Семья – это любимые люди, на которых можно положиться».

«Семья – это родственники, это опора и друзья, и полное

взаимопонимание».

«Семья – это родные, любимые люди, которые помогут в беде и горе, несмотря ни на что помогут и успокоят».

4. Работа с определением (слайд 4)

энциклопедия Кирилла и Мефодия:

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «Родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья…

Семья – 1. группа живущих вместе близких родственников;

2. объединение людей, сплочённых общими интересами.

«Словарь русского языка». С. И. Ожегов. Москва, «Русский язык», 1990 год.. (слайд)


Учитель: Зачем человеку семья? (Высказывания учащихся)

У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, заботу. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о

том, что вас волнует, посоветоваться с ними.


5. Чтение по ролям сказки В.А.Сухомлинского

« веток и лепесток».

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок , как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

— Ты кто? – спрашивает Муравей.

— Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

— Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.


— Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?

— А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?


5. Работа с текстом учебника.


— Человек растет и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?»

Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается.

— Прочитай те текст, стр. 38 ( 2 и 3 абзац) и скажите, как возникли разные символы рода, например фамилии?


Вывод: Семья – это дом, место, где каждому человеку готовы помочь, самый дорогой человек для каждого – мама.


Физкультминутка.


Проверка и оценивание ЗУНов


Учитель: Еще в старину о доме, о семье говорили с большим уважением.

Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например,

«Не красна изба углами, а красна пирогами»,

«Где родился, там и пригодился». И мы сегодня обратимся к

пословицам разных народов, посвящённых дому и семье.

Соберите пословицы и объясните их. (слайд 6)

Групповая работа учащихся (проверка на интерактивной доске)

Семья — печка: коли в семье лад.

В семье любовь да совет, как холодно, все к ней

собираются.

Не надобен и клад, и сердце на месте.

Когда семья вместе, когда над ней крыша одна.

Семья сильна, так и нужды нет.

(слайд 7)

(Семья — печка: как холодно все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Не надобен и клад, коли в семье лад.

Когда семья вместе, и сердце на месте.)


Чему должен научиться каждый из нас, чтобы быть счастливым и сделать счастливыми окружающих? Какая семья считается счастливой?


Составление кластера «Счастливая семья» (слайд 8)


Когда мы научимся любить и понимать друг друга, мы будем счастливы сами и счастливыми сделаем своих родных. И я…..

(слайд 9)

Желаю счастья вам!

Чтоб все мечты сбывались!

С хорошим настроеньем,

Чтоб вы не расставались!

Здоровья вам на соти лет!

А это, право, дорогого стоит!

В учебе – много творческих побед!

А семьям вашим – мира и покоя


Рефлексия деятельности на уроке


Для оценки урока предложила смайлики

Настроение на уроке:

а) отлично

б) хорошо

в) скучно

Домашнее задание


Задание на дом. (слайд 10)

  1. урок 18 стр.38-39, вопросы и задания.

2. Составить с родителями и нарисовать свое родословное древо или семейный герб (на выбор учащихся)


Дополнительная необходимая информация

Методическая цель урока – это создание условий для проявления познавательной и творческой активности учеников. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Решению этой проблемы способствует проведение нетрадиционных уроков.

На уроке используется задания различного характера.


В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

1. Уч.пособие «Основы светской этики

2. https://www.razumniki.ru/detskie_stihi_pro_semyu.html

3. https://abanruo.ucoz.ru/index/razrabotki_urokov_kurs_orkseh

4. https://www.rodolog.ru/

5. https://www.proshkolu.ru/user/Filgala/file/1103642/

5. https://yar-sale.do.am/fgost/posobie_L.pdf


Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Урок с мультимедийной поддержкой помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет не только расширить и закрепить полученные знания, умения и навыки, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учеников.

При разработке урока с использованием ИКТ особое внимание обращается на здоровье обучающихся, используются элементы здоровьесберегающих технологий.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

После этого урока необходимо провести урок закрепления.




Свежие документы:  Рабочая программа по математике 5 класс, школа VIII вида

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: