С.П. Меделяева
(МКОУ 1-Абрамовская СОШ Таловский район)
Активные методы обучения как инструмент языкового образования школьников.
Традиционный урок как форма занятий не даёт сегодня должной педагогической отдачи. Поэтому необходимо для более эффективной реализации содержания образования использовать в преподавании русского языка активные методы воздействия на традиционный процесс обучения, которые позволят сформировать у детей языковую компетенцию. Мой педагогический опыт показывает, что применение таких современных методов обучения, как «метод ассоциаций», «метод аналогии», «метод погружения в тему», «игровой метод», «метод эвристических заданий», позволяет избежать однообразия на уроке, способствуют повышению интереса к предмету, уровня грамотности, делают процесс познания доступным, занимательным. И самое важное: данные методы обучения создают ситуации, где ученик является субъектом учебной деятельности. Выбор и использование того или иного метода обучения определяется педагогическим мастерством учителя и уровнем развития школьников.
Так, «открывать урок» можно через «метод ассоциаций», который заставляет включить и заработать эмоционально- образную память. Для запоминания словарных слов с первого предъявления ввожу «неправильные правила», основанные на данном методе. К слову топор подбираем ассоциативную пару тополь, где трудный элемент, гласная «о», должен оказаться в сильной позиции. Другой пример: огород — очи; город. Детская память яркая, образная, и чем комичней, абсурдней, неожиданней будут связи между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Таким образом, трудная тема «Правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова» превращается в доступный для детей материал.
«Метод аналогии» обеспечивает самостоятельность учащихся, развитие их логического мышления, наблюдательности, смекалки, сообразительности в процессе выполнения задания, имеющего развивающий характер. При изучении темы «Синонимы» без «метода аналогии» не обойтись. Задание таково: подобрать к иностранной пословице схожую русскую, то есть синонимичную.
«Метод погружения в тему» вызывает у детей интерес к познанию нового, то есть формирует мотивацию, возможность почувствовать радость успеха оттого, что разгадана загадка, поставленная учителем в интересной форме. Необычное «погружение в тему» «Члены предложения» в 5 классе можно провести с помощью игры «Ералаш», суть которой заключается в том, что строки стихотворения перепутаны. Задача играющих — расставить всё по местам, чтобы каждая оказалась на своём месте. В результате выполнения задания получилось стихотворение Н.Разговорова, которое используется в качестве дидактического материала на уроке.
«Игровой метод» обучения создаёт ситуацию азарта, поиска. На фоне положительного эмоционального фона, в состоянии острого интереса любые сведения усваиваются лучше, быстрее и прочнее. Игра не надоедает, в ней обычно слабый ученик может вдруг блеснуть и поверить в себя. Игра, как действие по заранее заданным правилам, учит детей владеть собой, подчиняться требованиям. При изучении различных разделов курса русского языка можно использовать учебные, комбинаторные, аналитические игры. Учебные игры помогают закрепить и активизировать полученные ребятами знания, аналитические развивают способность самостоятельно анализировать факты и закономерности, рассуждать логически; в центре внимания комбинаторных — внешняя оболочка слова. В практике часто использую интересные игры, предлагаемые в пособии Л.В. Петрановской «Игры на уроках русского языка».
«Метод эвристических заданий» относится к числу частично-поисковых методов обучения детей. Его сущность заключается в максимальной активизации внутреннего мира ребёнка, его мышления, личностного опыта, во включении в деятельность путём создания проблемной ситуации. Задача учителя — сформулировать перед учащимися проблемную, познавательную задачу, то есть отправить их в увлекательное путешествие за интересными находками. Этот метод эффективен, на мой взгляд, на этапе объяснения нового материала. Учитель не сообщает новый материал на уроке, а умело поставленными вопросами побуждает детей к самостоятельному поиску, подталкивает их самих на основе уже имеющихся знаний сделать вывод, обобщения, вывести правило. Часто мои обучающиеся выводят правило, обратившись к графическому оформлению орфограммы. Это возможно при изучении, например, таких тем, как: «Не с существительными, прилагательными, наречиями», «Буквы а — о в корнях лаг — лож, кас – кос ».
Таким образом, методы обучения выступают в роли способа организации учебного процесса, активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют умение владеть языковым анализом.