Аннотация
к командной игре «В стране фонетики»
Игра может быть проведена с учащимися V – VI классов при повторении раздела «Фонетика, графика». В нее включены также задания по орфоэпии.
Играют две команды (команда Гласных и команда Согласных), ведущие (буквы Ь и Ъ), Ударение.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, маркеры, бумага.
Цели игры: активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать критическое мышление через чтение и письмо; воспитать бережное отношение к языку.
Сценарий игры
Ведущий Ъ. Поспорили мы как-то с другом Ь, кто труднее слово придумает, можно и без «смысла», лишь бы трудное. Вот Ь и говорит: «Ауэ!» А я ему: «Прк!» Он в ответ: «Иуэо!» Тогда я ему отвечаю: «Плкх!» Он продолжает: «Ауио!» А я в ответ: «Крпл!» Рассудите нас. Чьи слова труднее?
(Команда Гласных доказывают трудность слов Ъ, а команда Согласных – трудность слов Ь.)
Ь. А сейчас займемся шифровкой. Я устраиваю конкурс «Зашифрованные фамилии». Но сначала каждая команда должна зашифровать по семь фамилий известных вам людей с помощью только гласных (команда Гласных), только согласных (команда Согласных). Обменяйтесь шифровками — и за дело!
(Заранее можно договориться, чьи фамилии будут зашифровывать команды: писателей, учителей, одноклассников и т.д.)
Ъ. Молодцы! Защищать свою точку зрения умеете. А пока жюри подводит итоги конкурса, послушайте, что говорил о важности гласных и согласных звуков С.Я. Маршак.
Дыхание свободно в каждой гласной.
В согласных прерывается на миг…
И только тот гармонии достиг,
Кому чередование их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные тебе даны для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
Ь. Объявляю конкурс «Лестница». Кто из вас быстрее поднимется по этой лестнице звуков? Начали!
ГЛАСНЫЕ
СОНОРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
ШУМНЫЕ ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ
ШУМНЫЕ ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
(Ведущие начинают спорить – разыгрывают басню П. Матвиенко. Им помогает буква А.)
— Не чересчур ли ты добряк? –
так знаку Мягкому промолвил
Твердый знак. –
Слова и буквы ты всегда
смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил , но ты бы уж молчал! –
знак Мягкий Твердому на это отвечал. –
Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
тебя из азбуки изъять…
— Друзья! Ваш разговор – никчемные
слова, —
услышав этот спор, сказала буква А.-
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
Команда Гласных и команда Согласных (хором). Интересно, а знают ли наши ведущие Ъ и Ь свое место?
(Ведущие рассказывают о том, какова их роль в русском языке.)
Ъ. Ох, и устал я заниматься русским языком! Может, задачки порешаем?
Ь. Какие задачки? У нас лингвистический КВН, а не математический!
Ъ. А у меня и задачки лингвистические. Вот, например, надо решить пропорцию.
Я : А=Ю : ?
Ь. Решите и мою пропорцию. Скажите какими буквами мы обозначаем гласные звуки.
[ла] : [л’a]=[ло] : [?]
Ъ. А теперь займемся чтением. Читаем слева направо. При чтении надо учитывать качество звуков, составляющих звуковую оболочку слова. Какие слова у вас получились?
Сев, лей, лог, шок, шелк, рос.
Ь. Играем в фонетические прятки! Ищем [й] (йот). Мы с Ъ называем слова, а вы определяете, в каких из них есть [й], а в каких нет.
Майский день, семья, съемка, Семка, Юра, веселые люди, люблю ездить, мячик, белье, яблоко, елка.
Ъ. Продолжаем игру в прятки! А нк-ка, Гласные, какие звуки прячутся в буквах Е, Ё, Ю, Я? Согласные, кто прячется в Ц, Ч, Щ?
Ь. Я знаю, что команды приготовили друг к другу задания. Посмотрим, что они придумали?
Команда Гласных.
В пустые клетки впишите слова, которые обозначают название дерева, танцы, части патрона, рыбы.
| Л | Ь |
|
| |
|
| Л | Ь |
|
|
|
| Л | Ь |
|
|
|
| Л | Ь |
|
|
(Ответ: пальма, полька, гильза, килька.)
Отгадайте метаграмму (для этого нужно заменить в слове одну букву другой).
С Л я остров в океане,
С Р растаю вмиг в стакане.
(Сахалин – сахарин.)
С Ч летаю над волною,
С Л не дам волкам покою,
С М рубашка-безрукавка,
С З скачу в лесу по травке,
С Г меня крепи к детали
Из железа или стали.
(Чайка – лайка – майка – зайка – гайка.)
С глухим шипящим я числительное,
Со звонким – имя существительное.
(Шесть – жесть.)
Команда Согласных.
В пустые клетки по горизонтали впишите слова, которые обозначают садовый цветок, домашнее животное, группу животных, хищную рыбу.
|
|
| А | |
| А |
| А |
|
|
| А |
|
|
А |
|
|
| А |
(Ответ: астра, баран, стадо, акула.)
отгадайте метаграмму, замените для этого одну букву в слове на другую.
Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна,
С [м] берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
(Соль – моль.)
С [п] – на дереве весною,
С [т] – писать кончаешь мною,
С [б] – я тара в магазине,
С [к] – в болотистой низине.
(Почка – точка – бочка – кочка.)
Со звуком [л‘] – найдете под землей
(я, как известно, каменный и бурый).
А с [л] – я в комнате любой,
В геометрической фигуре.
(Уголь — угол)
Ь. Все славно потрудились, устали, давайте отдохнем и «скоропоговорим». Дружно, вместе!
1. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели
Краб крабу
Сделал грабли.
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб,
Грабь!
3 В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
Встретил в чаще еж ежа:
— Как погода, еж?
— Свежа. –
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась,
Два ежа.
А зачем, по вашему мнению, нужны скороговорки?
Ъ. Перейдем к заданию по орфоэпии. Я дам командам по карточке, на которой написаны слова. Решите сообща, как их надо правильно произносить.
Конечно, бог, чтобы, гигантский, машинистка, счастливо, модель, ателье, партер, свекла, шофер, баловаться, красивее, шимпанзе, яичница, дождь.
Ь. А теперь поговорим об ударении.
Ударение. Да-да, обо мне, ведь я очень важное явление. Если я исчезну, могут произойти всякие недоразумения. Вот, например, такое. Однажды проходила игра «В стране фонетики». Дошла очередь до конкурса капитанов. Ведущий написал на доске слова стрелки и гвоздики и предложил нарисовать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные. Петя нарисовал солдат с оружием в руках и маленькие гвозди, а Катя – часы с тонкими стрелками и цветы гвоздики. Ведущий спросил у капитанов, почему так получилось. Капитаны не растерялись, объяснили все, как надо. А вы смогли бы объяснить?
Ударение. Последний конкурс! Соревнуются капитаны команд. Правильно произнесите слова.
(Капитану Гласных и капитану Согласных предлагаются написанные на доске слова.)
Алфавит, километр, диалог, начать (начал, начала, начали),свекла, кухонный.
Баловать, магазин, музей, понять (понял, поняла, поняли), скучно, сливовый.
Ъ и Ь. Подведем итоги
Жюри подводит итоги и объявляет победителей.
ИСПОЛЬЗАВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бурмаков В.М. Русский язык в рисунках. – М., 1991.
Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо. – М., 1974.
Демьянов И. Скороговорки. – Л., 1979.
Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1981
Лингвистические задачи.- М., 1983.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь.- М., 1989.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа» Матвеевского района Оренбургской области.