Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении,
санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Советского района Кировской области
Подготовила:
И.Н. Рябинина
воспитатель
Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям, истории, культуре, формирование нравственных основ личности.
Задачи:
Познакомить детей с историей, традициями детского дома;
Дать детям почувствовать уют, теплоту детского дома, его неповторимый уклад;
Показать, что детский дом это содружество детей и взрослых;
Воспитывать чувство принадлежности к дому; чувство гордости за свой дом, за людей которые в нем работают.
Развивать исследовательские умения, навыки, приемы обобщения в разных ситуациях.
— Тема сегодняшнего семейного часа «Дом, в котором мы живем». Предлагаю начать его с песни, которая стала гимном нашего дома «Родной детский дом».
Лучами солнца озарен
Стоит он в городе Советске,
То наш любимый детский дом
В нем провели мы свое детство.
Так писали о детском доме выпускники прошлых лет. Именно о детском доме пойдет сегодня у нас речь. О доме, в котором проводит кто-то 3, кто-то 7 лет, кто-то 10 лет, за время которое вы взрослеете, умнеете, узнаете новое, необычное, ссоритесь, влюбляетесь. Все эти годы вас окружают люди в этом доме: воспитатели, повара, медики…
— Вы, ребята, уже разбиты на подгруппы, ваша задача:
1 группа — художник – оформитель на 2 листах ватмана нарисовать наш дом и оставить место для четырех сообщений, которые надо расположить красиво.
2 группа – домоведы – оформить рассказ и соответствующее окошечко о традициях нашего дома.
3 группа – корреспонденты – оформить рассказ о людях населяющих наш дом.
4 группа – исследователи атмосферы дома – написать заметку о взаимоотношениях и психологическом климате нашего дома.
5 группа – артисты –ваша задача показать частичку своего таланта.
На эту творческую работу вам отводится несколько минут. Подойдите к присутствующим, возьмите у них интервью, побеседуйте с ними, узнайте об интересующих вас вещах.
Примерные вопросы.
2 группа – домоведы
— Когда был основан детский дом?
— Какие традиции существуют в доме?
-Сколько детей проживало в доме в разные годы?
— С какого года стала небольшая наполняемость групп?
3 группа – корреспонденты
— сколько человек работает в нашем детском доме?
— Сколько всего воспитанников?
— Сколько женщин работает в нашем доме?
— Назовите тех, кто много лет отработал в нашем детском доме?
— Если в нашем доме люди, чей труд отмечен особыми наградами?
4 группа – исследователи атмосферы дома.
— На основе каких качеств строятся взаимоотношения в нашем доме?
— Какова на ваш взгляд атмосфера в нашем доме?
5 группа – артисты.
— Сколько лет АНИ и ВИА?
— По сколько концертов в год вы даете с детьми?
— Каковы успехи детей занимающихся у вас?
— Следующие 15 минут, ребята, отводится на оформление собранного материала.
(На стенде появляется дом, но пока временно нет окошек)
Защита собранного материала.
— Как все, что нас окружает, так и наш дом имеет свою историю.
Днем рождения нашего дома считается август 1935 года, и вначале он именовался как детский дом №19.
В 1936 году к нашему детскому дому присоединился Яранский детский дом. В начале было работать очень трудно, т. к. слились два очень разных коллектива. Детский дом занимал два здания, которые находились далеко друг от друга. По улице Изергина находились спальни детей, а основное здание по улице Ленина, где мы с вами сейчас находимся. Особенно было трудно осенью в темные дождливые вечера. Маленьких детей старшие перетаскивали на руках. Зимой в морозы , метели было еще труднее.
И лишь летом 1937 года детскому дому разрешили поменяться домами и по улице Ленина расположился наш дом в двух зданиях. И начиная с этого времени на территории детского дома постоянно что-то строилось новое, то прачечная, то кухня, столовая и т.д.
1941 год… началась Великая Отечественная война. В детском доме вся работа пошла по другому руслу. Стали поступать дети-беженцы из районов занятых немцами: Латвии, Эстонии, Карелии и др. Детский дом стал многонациональным. Лошадей взяли на фронт и старшие воспитанники сами запрягались в телегу и возили воду с колодца. В летнее время старшие дети группой по 20 – 25 человек с воспитателями отправлялись в лес на заготовку дров.
Ребята, которые по младше, работали в поле, огороде, заготавливали грибы, ягоды. Детский дом имел свое хозяйство, было 5 коров и много свиней.
Много выпало трудностей за эти годы воспитателям и детям. Все смогли осилить, преодолеть.
Это я вам рассказала лишь частичку истории детского дома, как все начиналось. Дальнейшую историю нашего детского дома можно узнать посмотрев альбомы и заглянув в «Тетрадь истории детского дома»
(показать альбомы и тетради)
Представление своих окошечек ребятами.
(на это дается 3 – 5 минут на группу, потом свои сообщения отдают 1-ой, а 1 -ая группа заканчивает оформление дома)
Примерные выступления ребят:
2 группа – «Домоводы»
Проводя опрос мы узнали, что раньше в детском доме воспитывалось от 90 до 125 человек, лишь с 1994 года стала небольшая наполняемость групп, по 10 – 12 человек в группе.
За время существования у детского дома было 13 директоров.
За 68 лет в детском доме сложилось немало добрых традиций
— еженедельные линейки, где отмечается успеваемость, плохие и хорошие поступки ребят. Первое упоминание о таких линейках мы нашли в записях за 1959 год.
— традиционными стали встречи выпускников разных лет, т.е. юбилеи детского дома;
— а как же не вспомнить летние походы с ночевкой, встречи с шефами, празднование вместе со взрослыми традиционных праздников;
— на долго запоминаются дни рождения отмечаемые в группах, выпускные вечера;
— 2 года, как летом работает лагерь труда и отдыха «Родник».
3 группа – корреспонденты
В настоящее время в детском доме трудится 51 человек. И как во всех детских учреждениях большая часть коллектива женская. 40 женщин в нашем детском доме работает поварами, нянями, воспитателями, медсестрами.
Дольше всех трудиться в детском доме Зоя Васильевна. Её стаж работы в
д/ доме 28 лет.
Более 20 лет рано встает по утрам и кормит нас вкусными обедами Валентина Анатольевна Зайцева.
Около 17 лет оказывает нам медицинскую помощь Нина Александровна и столько же лет наводит чистоту в нашем доме Надежда Алексеевна.
16-ый год руководит нашим детским домом Александр Васильевич.
Более 15 – ти лет спешат в детский дом на работу Лидия Федоровна, Анисья Павловна, Елена Владимировна.
Работа многих сотрудников детского дома отмечена различными грамотами и подарками.
Зоя Васильевна – награждена грамотой Министерства образования.
Александр Васильевич – представлен к званию «Отличник просвещения».
На нашем окошечке мы нарисовали улыбающиеся солнце – орден Улыбки.
1-ый уч.: Однажды маленький польский мальчик спросил:
2-ой: уч: Почему для людей, совершающих подвиг на войне и в труде, есть ордена, а тех, кто делает нас умными, веселыми и счастливыми, орденами не награждают?
1-ый уч.: Взрослые подумали и решили, что мальчик прав.
2-ой уч.: И тогда в Польше был учрежден орден Улыбки.
1-ый уч.: Среди кавалеров этого ордена – писатели, музыканты, художники, актеры.
Все: И учителя.
2-ой уч.: Этот орден – символ доброты, тепла, заботы.
1-ый уч.: Он согревает и наш дом.
4 группа – исследователи атмосферы дома.
Проведя опрос мы установили, что атмосфера в нашем доме самая доброжелательная.
Свое окошечко мы оформили в виде салюта. Каждое слово, которое характеризует атмосферу нашего дома, запечатлено в личике салюта. Это доброта, уважение, взаимопонимание, теплота и т. д.
— Я думаю, что это верно. Нибудь в нашем доме доброжелательной атмосферы, атмосферы взаимопомощи, сочувствия не стремились бы в наш дом выпускники, не писали бы они в своих письмах таких теплых слов воспоминаний.
(зачитываются несколько писем)
5 группа – артисты.
Они исполняют частушки про жизнь в детском доме.
1. Разрешите спеть частушки
Свежеиспеченные
Мы девчата молодые,
Бойкие смышленые.
2. В школу ходим каждый день
И уроки делаем,
В выходные дни лежим
Или просто бегаем.
3. Петь, плясать мы очень любим
Нас «артистами» зовут.
Постоянно приглашают
И концертов очень ждут.
4. А в походы мы ходили
И на лодках, и плотах.
С комарами воевали
На песчаных берегах.
5. На рыбалке мы с директором
Бываем с давних пор,
Сколько рыбы наловили,
Где же был рыбонадзор.
6. Сами садим и картошку,
И капусту, огурцы.
Убираем тоже сами,
Разве мы не молодцы?
— Наш художник – оформитель красиво расположил окошечки на здании нашего дома. И у нас получился замечательный дом – дом, в котором мы живем.
Очень приятно, что в нашем доме царит доброжелательная атмосфера. Хочется, чтобы в нашем доме каждому было хорошо.
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Но образ дома здесь запечатленный
Веками будет согревать сердца!
— Я предлагаю закончить наш час тоже гимном детского дома.