Как научиться общаться
Казалось бы, что нет ничего проще общения. Но почему тогда бывает так трудно найти общие темы для разговора, нужную фразу в определенной ситуации. Почему редко говорим теплые слова друг другу, а зачастую просто не умеем слушать своего собеседника. И как сказал А.С. Экзюпери: «Самая большая роскошь на земле – это роскошь человеческого общения». Значит, не все так просто и легко. Умение общаться – целое искусство. С помощью специальных упражнений можно научиться видеть и слышать собеседника, расположить его к себе, заинтересовать, тренировать свою эмоциональную память, фантазию, воображение. Вот некоторые из них.
«Кто я?»
Каждому члену группы даются карандаши и бумага. Участники получают следующую инструкцию: «10 раз ответьте письменно на вопрос «Кто я?», используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с места имени «Я — …
После того, как закончите составлять этот перечень, приколите листок на грудь. За тем начинаете медленно ходить по комнате, подходить к другим членам группы и внимательно читать то, что написано на листке у каждого. Не стесняйтесь комментировать перечни других участников. В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальным участникам.
Это упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом «сломать лед» и быстро познакомить участников друг с другом.
«Комплименты»
Создайте настрой: прослушайте вместе (или лучше спойте) песню Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты» или другую хорошую подходящую к случаю песню. Напомните друзьям, что комплименты – лесное замечание в адрес кого-либо, похвала. Порассуждайте совместно, избалованы ли присутствующие комплиментами, часто ли слышат похвалу в свой адрес. Подумайте, есть ли у вас повод похвалить и найти добрые слова для одного из участников. Возьмем в руки мячик и бросим тому, для кого у нас припасены комплименты с лестными замечаниями.
«Прогулка»
В комнате устраняются посторонние предметы. Ведущий предлагает участникам ситуацию: «Люди выходят на улицу и прогуливаются мимо друг друга (участники свободно перемещаются по комнате). Когда бьют часы (хлопок), участники останавливаются, каждый дотрагивается до левой мочки того, как часы пробили 4 удара. Это упражнение не должно быть продолжительным. Оно позволяет оценить каждого члена группы помогает «снятию зажима»
«Рассказчик»
Все участники садятся в круг. Выбирается водящий, человек, который умеет хорошо рассказывать. Ведущий просит его выйти за дверь, где ему дается задание придумать текст на 2 – 5 минут. Пока «рассказчик» думает, всем остальным по секрету от него дается задание: слушать его предельно внимательно, мимикой и жестами поддерживать разговор. По окончании этого этапа сразу же предлагается следующий вариант: «рассказчику» сочинить или придумать новую историю, а слушатели выражают полное невнимание и безразличие к нему. Затем ведущий задает вопрос: «1. Ч то чувствовал «рассказчик» в первом и во втором случае? 2. Что по этому поводу могут сказать слушатели?
Успешных занятий и приятного общения!!!