Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма
Тема:
«Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов».
Важенина Г. П.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Тема: нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.
Цели:
развивать умения ставить ударения, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова;
развивать умения находить в ряде однокоренных слов проверочное слово для слов с безударной гласной в корне слова;
формировать интерес к русскому языку;
продолжить работу по формированию самооценки учащихся.
Оборудование: карточки с заданием, алгоритм, цветочки синего, белого и желтого цвета, дерево.
Деятельность учащихся | |
I. Организация класса. Мотивация. | |
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. — Уже по календарю наступила весна, но мы с вами живем на крайнем севере, и настоящая весна к нам приходит гораздо позднее. Сегодня на уроке я приглашаю вас на лесную полянку. (Открываю доску). — Давайте на уроке позовем к нам весну скорее, так хочется побольше солнышка, тепла. И на нашей полянке тоже еще не совсем наступила весна. Наша задача, работая на уроке оживить ее. |
|
II. Минутка чистописания | |
На доске написаны буквы: а о и е я — Какие это буквы? — Что вы знаете о них? — Эти буквы будут нам сегодня помогать открывать новые знания. Сначала сделаем разминку для кисти руки. — Пропишите эти буквы в тетради. | Гласные. Ответы детей. Дети выполняют круговые движения вправо и влево кистью руки. |
III. Словарная работа. | |
На доске транскрипция слов Словарь: [ й, а б л а н, а] [р, а б, и н а ] [ б, иэ р, о з а ] [ а р, э х ] [а с, и н а ] — Запишите слова в тетрадь. — О чем нужно помнить при обозначении звуков буквами? ( Учитель выставляет на доску карточки со словарными словами). — Можем ли мы проверить безударные гласные в этих словах? — Поставьте ударение. Подчеркните в этих словах орфограммы. — Как называется орфограмма в этих словах? | Часто произношение не совпадает с написанием.
Написание этих слов нужно запомнить.
Безударная гласная непроверяемая ударением. |
IY. Постановка проблемы | |
— Если у нас на дворе у нас весна давайте научимся правильно писать это слово. В Е И СНА — Как узнать какую букву надо написать в этом слове?
— Попробуйте определить тему нашего урока. — Я вам предлагаю группу слов. ( Открываю запись на доске). Весенний, ветер, веснушки, веснянка, весело, вёсны. — Все ли слова проверочные к слову весна?
— Почему? — Какая главная задача нашего урока?
— Прочитайте оставшиеся слова.
— Запишите их в тетрадь. Поставьте ударение, выделите корень. — Подчеркните ударные гласные двумя чертами, а безударные одной. — Назовите слова с безударной гласной в корне. — Можно ли проверить безударную гласную в этих словах? — Как? — Есть ли среди данных однокоренных слов проверочное слово? — Какое? — Объясните, почему вы так решили?
— Подчеркните слово вёсны. — Как вы понимаете значение этих слов?
— Как понимаете смысл слова веснянка? — В толковом словаре Ожегова написано: веснянка – старинная обрядовая восточно – славянская песня, воспевающая приход весны | Ответы детей. Нужно подобрать проверочное слово. Подбор проверочных слов Нет. Есть лишние слова ветер и весело. У них другой смысл. Научиться находить в группе слов проверочное. Весенний, веснушки, веснянка, вёсны. Один ученик работает у доски Весенний, веснушки, веснянка. Ответы детей. Есть.
Весны. Потому что на гласную в корне падает ударение.
Объяснение значения слов детьми. Предположение детей.
|
Y. Физминутка Под музыку «Весенняя плясовая» дети выполняют танцевальные движения. | |
YI. Работа над новым материалом. | |
1. На доске слова. Лес, л…са, л…сок. Лист, л…стья, л…сток. Сад, с…ды, с…довник. — Прочитайте первую строку. Какую букву напишем в словах леса, лесок? — Докажите. На доске учитель прикрепляет карточку ударение корень подчеркни ударную гласную — подчеркни безударную гласную –
подчеркни проверочное слово
— Какая безударная гласная в этих словах? Аналогичная работа ведется со следующими группами слов. — Можем ли мы сказать, какое слово будет проверочным для слов с безударной гласной в корне слова? — Продолжите фразу. Проверочное слово должно быть:
2. Работа с правилом. — Откройте учебник русского языка на странице 128. Прочитайте правило. О чем нам оно говорит? — Правило схоже с нашим выводом? | Букву е. Один учащийся работает у доски. — Сначала ставлю ударение. — Выделяю корень.
— Подчеркиваю ударную гласную двумя черточками.
— Подчеркиваю безударную гласную одной чертой.
— Нахожу и подчеркиваю проверочное слово.
— Буква е.
Ответы детей.
Ответы детей. Да. |
YII. Первичное закрепление | |
— Найдите упражнение 221. ( Под руководством учителя) — Прочитайте слова.
— Выделите карандашом в учебнике в словах корень, поставьте ударение. — Подчеркните ударные гласные = , безударные — . — Какие из этих слов будут проверочными? — Выпишите сначала проверочные слова, а затем все остальные. ( На доске открывается запись) Глаз, глазки, глаза, глазок, глазной.
— Работаем по составленному алгоритму. — подчеркните проверочные слова. В чем мы еще раз убедились? | Глаз, глазка, глазки, глазок, глазной. Глаз, глазки. Один учащийся работает у доски. Проверочное слово должно быть однокоренным, ударение должно падать на гласный. |
YIII. Самостоятельная работа в парах. | |
— Сейчас выполните работу самостоятельно. Работать будете в парах по составленному алгоритму. У вас на парте лежат березовые листочки. На листочках даны ряды слов. 1 вариант: зима, зимушка, зимовать, зимовье, перезимовать. 2. вариант: вода, водичка, водный, водяной, воды. Проверка задания. Самооценка. — Если нет ошибок – поставьте 5 баллов.
| Двое учащихся работают у доски. |
IX. Домашнее задание.
— Упражнение 222, стр. 129. Я надеюсь, что вы справитесь с домашним заданием, ведь вы сегодня много узнали и научились.
|
|
X. Итог урока. Рефлексия.
— Чему научились на уроке? — Что нового узнали? — А теперь давайте оживим нашу полянку. Листочки переносятся на дерево. — Какая была тема нашего урока? — Какую задачу вы ставили перед собой?
— И в заключении оценим свою работу на уроке. Под музыку звуки леса дети прикрепляют на полянку цветочки того цвета как они оценили свою работу и комфортность на уроке.
| Научиться подбирать проверочные слова из ряда слов.
Синие – Отлично. Мне было легко и все понятно. Белые – Хорошо. Мне было трудно, но я преодолел все трудности.. Желтые – Мне было трудно. Я ничего не понял.
|