Русский язык
4 класс
Тема: «Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных»
Учитель начальных классов Воробьева Надежда Андреевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова
Цель: усвоение обучающимися сходства и различия между данными частями речи, развитие умения правильно и точно употреблять их в речи.
Ход урока.
1.Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
-Сегодня на уроке мы обобщим свои знания об именах прилагательных и именах существительных.
Упр.358
-Сравните существительные и прилагательные по плану.
1.Что это такое?
2. Что обозначают?
3. На какие вопросы отвечают?
4. Как изменяются?
5. Каким членом предложения чаще всего бывают?
Работа в парах.
Один ученик задаёт вопрос, а другой отвечает.
2.Словарная работа.
-Я буду диктовать вам имена существительные, а вы будете записывать их вместе с подходящими по смыслу именами прилагательными. Я назову основное значение имени прилагательного.
Ученик работает у доски. Он предупреждает, какие орфограммы будет писать и почему? Остальные ученики работают в тетрадях.
1.Багаж по весу. (Тяжёлый багаж.)
2.Берег по ширине. (Узкий берег.)
3.Яблоко по форме. (Круглое яблоко.)
4.Земляника по цвету. (Алая земляника.)
5.Картофель по размеру. (Крупный картофель.)
6. Самолёты по своему назначению. (Пассажирские самолёты.)
— Что вы написали? (Словосочетания)
-Из каких частей речи они составлены?
-Определите род и число имён прилагательных.
-Как определить род имён прилагательных?
— В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам?
3.Знакомство с новым словарным словом вагон.
-Отгадайте загадку.
Они бывают разные – зелёные и красные. Они по рельсам бегут, везде встречают их и ждут. (Вагоны.)
-Кто знает значение слова вагон?
-Произнесите слово вагон. На какой слог падает ударение?
-Сколько в слове слогов? Назовите каждый слог.
— Произнесите по порядку все звуки.
Вывешиваю карточку со словом вагон.
-Прочитайте орфографически это слово.
-Какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву?
-Можно ли проверить написание буквы, путём подбора проверочного слова.
-Запишите слово вагон в тетрадь, поставьте знак ударения, подчеркните гласную, которую надо при письме запомнить.
— Подберите однокоренные слова и выделите корень.
Запись на доске и в тетрадях.
Вагон, вагончик, вагонный, вагонетка.
(Объяснить значение слова вагонетка.)
4.Самостоятельная работа.
Записать словосочетание в падеже указанном в скобках в единственном числе.
Запись на доске: Запись ученика:
Трамвайный вагон (П.п.) о трамвайном вагоне
Удобный вагончик (Р.п.) удобного вагончика
Вагонное стекло (Т.п.) вагонным стеклом
Пустая вагонетка (Д.п.) пустой вагонетке
Почтовый вагон (Р.п.) почтового вагона
Проверка.
-Как определить падеж имени прилагательного?
-Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного?
— Прилагательные какого рода склоняются одинаково?
— В каких падежах прилагательные женского рода имеют окончание –ой?
— С какой целью вы употребляете в своей речи имена прилагательные?
(Для того, чтобы назвать признаки предметов и более точно выражать мысли. …чтобы речь наша была яркой, красивой и выразительной.)
— Докажите это, используя текст, составленный дома.
5. Списывание .
Списать текст. Вставить окончания.
Зимн… утром я иду на утренн… прогулку. Как красиво в городск… парке!
Деревья стоят в зимн… наряде. Сквозь пушист… снежн… шапки видно нежн…
син… небо.
Проверка.
— Как правильно написать окончания имён прилагательных?
— Разберите первое предложение по членам предложения.
6. Работа с учебником.
Упр. 363.
7. Разбор по составу.
— Разберите имена прилагательные по составу.
Шелковистый, подвижный, дремучий, безвольный, дошкольный.
8. (Устно) Ответить на вопросы:
В какой печи не пекут калачи?
Из какого полотна не сошьёшь рубашку?
Какие ворота находятся в поле?
Из какого крана нельзя напиться?
9. Итог урока.
По каким признакам можно найти в тексте имена существительные и имена прилагательные?
10. Домашнее задание с. 158, упр. З61.