Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов г. Бугульмы
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода
учитель начальных классов: Идиятдинова Наталья Геннадиевна
первая квалификационная категория
Бугульма, 2012
Сценарий урока по русскому языку.
(учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык, 4 класс)
Цель: сформировать навык правильного написания окончаний имён прилагательных женского и среднего рода.
Развивающий аспект: развивать коммуникативные умения и навыки через фронтальную и индивидуальную работу, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и синтезировать информацию.
Образовательный аспект: закрепить умение различать окончания прилагательных женского рода -АЯ, -ЯЯ и среднего рода –ОЕ, -ЕЕ, сформировать навык правильного написания окончаний.
Воспитательный аспект: воспитывать любовь к предмету.
Средства обучения и оборудование: учебник, тетрадь, дидактический материал (Справочное пособие по русскому языку Узоровой, Нефёдовой), аудиторная доска, таблицы по русскому языку «Имя прилагательное».
Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.
Ход урока
Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
|
|
|
-А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? |
|
|
2)Актуализация знаний. На доске:(8 минут) |
|
|
— Прочитайте слова и разделите их на группы по столбикам, ответ обоснуйте: (запишите по столбикам, вставив окончания) Волшебн… кольцо, весенн … погода, золот… семечко, красн… шапочка, ярк… солнце, сонн… артерия, звёздн… небо, спортивн… шапочка Сравните. Все согласны с ребятами? Дополнения есть? — На какие группы разделили словосочетания? — Какие окончания у прилагательных женского рода? — Какие окончания у прилагательных среднего рода? | К доске выходят 2 человека: — ваша задача – распределить словосочетания по группам — задача остальных- распределить по группам и записать в тетрадь
(женский и средний род) (-АЯ, -ЯЯ)
(-ОЕ, -ЕЕ)
| Цель: Актуализировать знания детей по теме: «Безударные окончания имён прилагательных женского и среднего рода»
УУД: регулятивные
|
3)Пробное учебное действие. На доске: |
|
|
блюдце здоровье Серебрян… крепк… снежинка ткань море мама изумрудн… ласков… река утро упражнение домашн… задача — Составьте словосочетания женского рода. — Какое окончание у прилагательных? — Составьте словосочетания среднего рода. — Какое окончание у прилагательных? -Запишите вначале словосочетания женского рода, а потом — среднего. — Объясните, почему вставили окончание – АЯ? -ОЕ) ?
4)Выявление места и причины затруднения (5 минут) |
(1 человек на доске)
( -АЯ, -ЯЯ)
(- ОЕ, -ЕЕ)
| УУД: регулятивные
|
— Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? -Давайте проверим, правы ли вы — Какая цель возникает перед вами? | После ответа детей открывается доска с названием темы урока (научиться различать и правильно писать безударные окончания имён прилагательных женского и среднего рода) | ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные |
5) Построение проекта выхода из затруднения (какие знания применяю) |
|
|
1)- Что предстоит выяснить? 2)–Какие знания вам понадобятся, чтобы научиться правильно писать такие слова? — Предложите план, по которому будем действовать — Определим у существительного род (Чтобы определить род у имени существительного, поставим вопрос – она моя, оно моё. — Зададим от него вопрос к имени прилагательному (Вопросы какая или какое?) -По вопросу и по роду пишем безударное окончание. В женском роде у имён прилагательных окончание –АЯ, -ЯЯ. В среднем роде –ОЕ, ЕЕ. — Сделайте вывод — Почему в словосочетании интересная игра пишется окончание –АЯ? В словосочетании красивое лицо -ОЕ? (на доску вывешивается таблица «Имя прилагательное» | (какие нужно писать окончания у имён прилагательных женского и среднего рода)
(Значит у имён прилагательных в женском роде пишется окончание –АЯ, -ЯЯ, в среднем роде – ОЕ, -ЕЕ.) | ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность УУД: познавательные регулятивные |
6) Физминутка (2 мин) |
|
|
Встаньте, пожалуйста. Определите на слух словосочетания в женском роде, среднем роде. Если в женском роде мы будем подпрыгивать, а в среднем роде приседать. Зимняя ночь, высокое дерево, яркая звезда, чистая бумага, морское дно, словарная работа, зелёная травка, серое небо, сиреневое небо, орфографическая ошибка. |
|
|
7) Первичное закрепление с комментированием (9 мин) |
|
|
— Прочитайте словосочетания женского рода. -Прочитайте словосочетания среднего рода. | Упражнение №324 стр.24 | ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания УУД: регулятивные, познавательные |
8) Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин)
|
|
|
На доске прикреплены карточки
| (дети вставляют окончания у прилагательных и объясняют свой выбор) (дети предлагают) У доски – 2 чел, остальные — в тетрадях
| ЦЕЛЬ: Закрепить полученные знания УУД: познавательные |
9) Рефлексия (2 мин) |
|
|
—Если вы поняли тему урока, возьмите этот знак:
— А если не поняли – такой знак
|
(У имён прилагательных в женском роде пишется окончание –АЯ, -ЯЯ, вопрос какая? В среднем роде – ОЕ, -ЕЕ, вопрос какое?.) | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
|
9) Домашнее задание с.25, упр. №326 (1 мин) |
|
|
Список использованной литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . — А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Гараева Я. Ш. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, -М.: « ВАКО», 2008
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.