Урок русского языка, 4 класс
Тема: Склонение имен существительных. Закрепление.
Цели:
Образовательные:
— повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;
— закреплять умения склонять имена существительные;
— развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;
— расширять словарный запас учащихся;
— развивать орфографическую зоркость.
Развивающие:
— развивать логическое мышление, внимание, воображение;
— развитие сенсорных модальностей.
Воспитательные:
— воспитание интереса к предмету;
— воспитывать интерес к окружающему миру.
Здоровьесберегающие:
— развитие и поддержание зрительных функций глаза;
— создание положительного психологического климата на уроке;
— поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.
Оборудование:
— карточки с целями;
— индивидуальные карточки с заданиями;
— цифры из бархатной бумаги.
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой на урок с учетом модальностей учащихся.
Учитель:
— Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.
Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.
Учитель:
— Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.
Дети: Шепчут отметку в дневник.
Учитель:
— Возьмите на парте карточку с отметкой и указательным пальцем проведите по той отметке, которую хотите получить.
Дети: обводят свою отметку.
(На партах лежат карточки с пятерками, четвёрками. Цифры сделаны из бархатной бумаги.)
Учитель:
— Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Садитесь!
Сообщение темы и целей урока.
Учитель:
— Ребята, раз наш урок начался с магии, мы должны проверить, может мы с вами волшебники? Перед новым годом волшебство проявляется во всем. Даже цели урока волшебным образом растворились на стенах нашего класса. Посмотрите вокруг внимательно и среди этих слов найдите глаголы.
Цели:
— Вспомнить, что такое склонение.
— Какие падежи существуют в русском языке.
— Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по предлогу, по окончанию, по роли в предложении)
— Отрабатывать умение определять падежи, склонения.
— Ставить слова в нужный падеж.
Учитель:
— Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям.
Чтобы быстро справиться с первым заданием, нам необходимо провести волшебную разминку, которая поможет работе головного мозга.
Выполним упражнения: «Кольцо», «Ребро-ладонь-кулак».
Учитель: Молодцы! Мы подготовили наш мозг для активной работы, теперь подготовим руку для письма.
Чистописание
В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/ (↓-д, ↑-б)
Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.
↑елка си↓ела в ↓упле. (Белка сидела в дупле).
— Дополни предложение.
— Назовите грамматическую основу.
— Назовите существительные, определите падеж, склонение.
Работа по теме урока.
Учитель: Ни один волшебник не обходится без теории. Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.
— Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!
Работа в парах на карточках.
— Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.
Даю И.п. кем? чем?
Вижу Р.п. кому? чему?
Думаю Д.п. о ком? о чём?
Нет В.п. кого? что?
Любуюсь Т. п. кого? чего?
Есть П.п. кто? Что?
Проверка фронтально.
— Что такое склонение?
— Сколько падежей в русском языке?
— Назовите отличительные признаки падежей.
— Теперь никакая практическая работа для волшебников не страшна!
Задание на карточке.
Учитель:
— Чтобы стать настоящими волшебниками мы должны знать некоторые хитрости. Приготовим Глазки для хитрости (Прищурили глаза на 15 счетов). А теперь посмотрим, сколько хитростей нас ждет.
Выполните задание на карточках.
— Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение и падеж выделенных существительных с безударными окончаниями.
Живые барометры.
Снегирь под окном з__мой чирикает – к оттепел___. Ласточки летают ни__ко над землёй – к непогод__ .
Сом перед гр__зой поднимается к поверхност___ р__ки.
В Африк__ о погод__ узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност__, потому что в низин___ много воды. Это гр__зит им гол__дом и опасностью для жизн__ .
— Что вы узнали нового про животных?
5.Физкультминутка.
Учитель: Только самые внимательные могут быть волшебниками.
(Повторение знаний о склонении, развитие внимание.)
Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1 скл. – приседает, 2 скл.- тянется вверх, 3 скл.- хлопает в ладоши.
Слова для физминутки: снег, метель, мороз, вьюга, стужа, заморозок, оттепель, снежинка,
Задание на карточке.
— А как вы думаете, трудно зимой животным в лесу? Предлагаю перенестись в зимний лес при помощи колдовства. Закрыли глаза… мы летим над полями, лугами опускаемся в лесу у высокой ели. При работе с карточкой мы узнаем кто дружит с елью.
Поставьте существительные в скобках в нужном падеже, определите падеж.
Высокая (ёлка) росла в дремучем лесу. Около (ёлка) бегали зайцы, волки. Над (ёлка) летали синицы, сороки.
Проверка фронтально.
Физкультминутка для глаз.
Глазки дружно закрываем,
В это время отдыхаем.
Переносимся, дружок,
На открытый мы урок.
Самостоятельная работа с учебником (Автор Т.Г. Рамзаева).
С. 106 Упражнение 239.
Раз мы владеем приемами волшебства, значит, можем делать добрые поступки. А для этого нужно правильно указывать адресата: кому и от кого мы дарим подарки, выполним упражнение для закрепления.
Домашнее задание.
Страница 105 упражнение 238. По вариантам: 1 в.- ответ на первый вопрос; 2в. – ответ на второй вопрос.
Итог урока.
— Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?
— Какие цели перед собой ставили? Чего достигли?
Рефлексия.
— Какие знания, ты получил на уроке?
— Что сегодня я делал и достиг?
— Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?
— Что я сегодня сделал для своего здоровья?
— Какое у меня настроение?
— Как вам наше волшебство? – Во!!!
Дам, друзья, такой наказ
Чтоб настроенье было класс!
И здоровье берегите, спинки ровненько держите!
И чтоб знаний вы с урока унесли бы очень много!
Дополнительная карточка на урок.
Задание 1.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имени существительного ЕЛЬ во всех предложениях.
В л__су на полян__ растёт ель. На ел__ висят шишки. Ч___сто на ел__ забирается белочка. Нередко к ел___ прил__тает дятел. Под ел__ прячется пугливый зайчик. Зимой около ел__ увидишь на сн__гу сл__ды зв__рей и птиц.
Задание 2.
Запиши ответы на вопросы, слова в скобках поставьте в нужном падеже.
Где прыгала рыженькая белочка? (вершина, ель) ___________________________________________________________
Где росла кудрявая берёза? (опушка, роща) ___________________________________________________________
Где показалась река? (голубая дымка, туман) ___________________________________________________________