Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
Материалы
к конкурсному уроку
в номинации «урок-исследование»
городского этапа областного конкурса
«Мой новый урок в начальной школе»
Учитель: Алешина Нина Николаевна
г. Владимир, 2013
Пояснительная записка
к уроку-исследованию в городском этапе областного конкурса
«Мой новый урок в начальной школе»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39», г. Владимир.
Алешина Нина Николаевна, учитель начальных классов.
Стаж работы 34 года.
Высшая квалификационная категория.
УМК «Система Л.В. Занкова», учебник «Литературное чтение», автор: В.Ю. Свиридова.
Урок литературного чтения.
Тема: «Образ родной природы в произведениях искусства».
2 А класс.
Характеристика класса
В классе 29 учащихся, мальчиков 14, девочек 15. Все здоровы, физически развиты. Первую группу здоровья имеют 8 учащихся (28%), вторую – 19 (65%), третью – 2 (7%); физкультурную основную группу – 27 (93%), подготовительную – 2 (7%). У всех учащихся условия семейного воспитания удовлетворительные.
Успехи учащихся в учёбе: 1 отличник (4%), 12 учеников (41%) успевают на «4» и «5», неуспевающих в классе нет. Все заняты внеурочной деятельностью: посещают кружки, спортивные секции, занимаются музыкой, живописью, танцами.
Дети общительны, трудолюбивы, активны, проявляют творчество, смекалку. Предпочитают спортивные мероприятия, любят творческие игры.
Имеют начальное представление о товариществе, дружбе. Умеют уступать друг другу, многие имеют постоянных или устойчивых друзей в классе.
Стараются выполнять правила поведения школьника, культурно вести себя в общественных местах.
Активно посещают образовательные учреждения города. Любят спектакли областного театра кукол, концерты музыкального абонемента в областной филармонии им. С.И. Танеева.
Конспект урока
Предметная область. Литературное чтение.
УМК «Система Л.В. Занкова».
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок-закрепление).
Вид урока: урок-исследование.
Тема: «Образ родной природы в произведениях искусства».
Цель: формировать умение «открывать» художественный образ на примере произведений
искусства.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства, установку на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных условиях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; контролировать и оценивать свои действия.
Формировать умение осуществлять информационной поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
Формировать представление об исследовании как ведущем способе учебной деятельности.
Формировать умение осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям.
Формировать начальные формы рефлексии.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Формирование чувства любви к природе нашей страны, истории и культуре родного края.
Развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения.
Формировать умение воспринимать художественную литературу как вид искусства наряду с живописью и музыкой.
Формировать умение сравнивать красоту художественного описания, настроение стихотворения с настроением живописного полотна и музыкального произведения.
Формировать умение выражать художественный образ своими словами, уметь подтверждать его словами поэтического текста, созданием собственного текста на основе репродукции картины художника.
Формировать умения прогнозировать содержание произведений.
Оборудование урока
Парты расставлены для работы 4 групп: исследователи – писатели, поэты; исследователи – живописцы; исследователи – музыканты; исследователи – краеведы.
Демонстрационные предметные картинки: пуговица, сук дерева, скалы, щепки.
Карточки-опоры: образ, поэтический, живописный, музыкальный, изобразить, вообразить, отобразить, виды искусства.
Карточки-картинки с символическим изображением методов исследования.
Портрет П.И. Чайковского, звукозапись фортепианной пьесы «Ноябрь. На тройке» из детского альбома «Времена года».
Карточки для дополнительного чтения.
Рекомендательный список «Почитаем вместе».
Репродукции живописных полотен художников.
Анкета. «Самоанализ познавательных интересов». Мне нравится…
Презентация «Природа нашего края в произведениях владимирских писателей, живописцев и композиторов».
Мультимедийное оборудование.
Структура и ход урока
(Содержание взаимодействия педагога и учащихся)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД
| |
1. | Организационный момент. | Проверяет готовность учащихся к уроку. | Проверяют готовность к работе в группе, берутся за руки, так желают друг другу удачи.
| Личностные: положительная эмоциональная направленность Коммуникативные: дружеское приветствие перед началом работы. |
2. | Мотивирова-ние к учебной деятельности. | Создает эмоциональный настрой на урок чтения. | Выступает ученик в роли доктора «околовсяческих» наук. Отвечают на вопросы, уточняют понятие «исследование». Настраиваются на урок-исследование.
| Личностные: развитие познавательных интересов, возможность быть исследователем. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; формулировать несложные выводы. Регулятивные: уметь слышать и слушать друг друга. |
3. | Актуализация знаний. | Организует работу по уточнению и конкретизации работы в группах. Проводит проверку выполнения заданий. | Назначают ответствен ных в группе. Представляют свои группы: исследователи – писатели, поэты; исследователи – живописцы, исследователи – музыканты, исследователи – краеведы. | Личностные: умение оценивать высказывания в соответствии с определенной ситуацией; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Регулятивные: получат возможность научиться понимать цель и смысл выполняемых заданий. Познавательные: формировать умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Коммуникативные: эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника. |
4. | Практическая работа | Предлагает рассмотреть предметные картинки и определить, какой образ видится. Побуждает учащихся к высказываниям своего мнения | 1.Рассматривают картинки, называют свой образ. 2. Читают в учебнике о понятии «образ».
| Личностные: получат возможность для формирования основы для развития творческого воображения. Познавательные: проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом; развивать умение соединять теоретический материал с практической деятельностью. Коммуникативные: общаться в групповой работе, воспринимать мнения сверстников. |
5. | Целеполагание | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Через организацию побуждающего диалога подводит учащихся к формулированию темы, цели и задач урока. Уточняет понимание учащимся темы и задач урока через беседу с элементами дискуссии. | Отвечают на вопросы учителя. Следят за логикой развития диалога. Под руководством учителя предполагают, а потом определяют тему урока. Формулируют цель и задачи урока. | Познавательные: умение структурировать знания; умение прогнозировать. Регулятивные:умение отличать новое знание от уже известного; принимать и сохранять учебную задачу, принимать позиции слушателя. Коммуникативные:умение слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения. |
6. | Закрепление специальных знаний для проведения самостоятельных исследований. | Создает условия для формулирования правил работы в группе. Предлагает назвать пути и способы поиска информации. Проводит игру-упражнение. | Формулирует правила работы в группе. Называют карточки с символическим изображением методов исследования. | Познавательные: уметь осуществлять исследования доступными методами, работать с информацией. Регулятивные: умение использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: учиться работать в группе, входить в игровую и учебную ситуации. |
7. | Физкультминутка. | Организует физкультминутку. | Показывают 2 ученика, все выполняют движения. | Коммуникативные:осуществлять взаимодействие со сверстниками. |
8. | Творческая работа в группах. | Организует работу по углублению представлений о понятиях «литература», «живопись», «музыка». Предлагает рассматривать репродукции живописных полотен известных художников. Дает задание для подготовки творческого сообщения по выбору. Обеспечивает эмоциональное восприятие изображения художественных образов через картины природы. Отмечает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. | Выполняют предложенные задания. Разгадывают тайну художественного образа в литературном произведении, картинах живописи, в собственном стихотворении, выразительно читают стихи, эпиграфы. Положительно воспринимают выступления одноклассников. | Личностные: любовь к природе родного края, способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов произведений разных видов искусства; иметь желание рассказать о любимом произведении. Познавательные: получит возможность научиться представлять глубину и разнообразие внутреннего мира человека; выполнять логические действия, анализ, сравнение, классифицировать материал. Регулятивные: умение контролировать и оценивать учебные действия; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка. Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; умение получать необходимые сведения от товарища (при работе в группе). |
9. | Создание проблемной ситуации. | Организует экспресс-исследование. Побуждает к выдвижению гипотез. Подводит к открытию художественного образа в музыкальном произведении. Поддерживает исследовательский интерес учащихся. Осуществляет «вхождение» в картину. | Исследуют новый образ в музыкальном произве- дении самостоятельно, а затем коллективно. Выдвигают гипотезы, совместно обсуждают исследуемую проблему с выдвижением своей идеи. Высказывают свои предположения по прослушанному музы кальному произведению. Читают отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Сравнивают образ родной природы в поэзии, живописи, музыке.
| Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения. Формирование личностного смысла учения. Познавательные: понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения; формирование способности решать проблемы поискового характера. Регулятивные: получит возможность научиться понимать цель и смысл выполняемых заданий, корректировать их. Коммуникативные: реализовать потребность в общении со сверстниками в групповой работе. |
10. | Домашнее задание. | Дает комментарий к домашнему заданию. | Читают название рекомендательного списка для чтения. | Личностные: позиция читателя-исследователя. Познавательные: получат возможность изучать родную природу через чтение художественной литературы. Регулятивные: самостоятельно работать с дополнительной литературой во внеурочное время. |
11. | Рефлексия. | Предлагает высказать мнения о своих познавательных интересах. | Читают анкету и оценивают результаты своего творчества. | Личностные: положительное отношение к уроку литературного чтения. Получит возможность для формирования позитивной самооценки. Регулятивные: формирование умения осуществлять познаватель- ную и личностную рефлексию; получат возможность для формирования позитивной самооценки. |
12. | Презентация. | Комментирует слайды. | Ученик показывает слайды, смотрят, презентацию и слушают комментарий. | Личностные: формирование эстетических чувств и способностей к творческой деятельности, мотивация к самовыражению, формирование чувства любви к родной природе, к родному краю. Познавательные: развитие любознательности творчества, познавательной инициативы; получат возможность узнать о художниках слова, живописцах и композиторах родного края. |
13. | Итог урока. | Акцентирует внимание учащихся на конечных результатах творческой деятельности на уроке. Поддерживает благоприятную эмоциональную атмосферу каждой группы. | Соглашаются с результатами своей деятельности, осуществляют самооценку работы в группе. принимая букет цветов – символ времен года. | Личностные: получат возможность для формирования готовности к сотрудничеству, дружбе, дружеским отношениям, доброжелательности, доверию. Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий в творческой деятельности. |
Прогнозируемый результат.
Учащиеся будут знать о способах, средствах и приемах, с помощью которых писатель, живописец, композитор создает художественный образ в своем произведении; будут иметь представление о понятиях «литература», «живопись», «музыка», «художественный образ», «Мир искусства – мир образов». Научатся понимать «точку зрения» художника в литературе и живописи и сопоставлять её со своим чувственным опытом, будут уметь выполнять задания творческого и поискового характера, получат мотивацию к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной деятельности и возможность оценить свои знания, полученные за определенный период учебного времени.