Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Центр образования №1»
УТВЕРЖДАЮ:
«__1__»__09__2014
Приказ №_____________
и.о.директора МАВ(С)ОУ «ЦО №1»
Ю.В.Муравьев
Подпись_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
10 класс (трехгодичная форма обучения)
на 2014 – 2015 учебный год
Образовательная область: филология
Форма обучения: заочная
Базовый уровень
Составитель программы:
Дедюхина Юлия Борисовна
1 квалификационная категория
2014 г.
г. Златоуст
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование
Учебно-методический комплект
Требования к уровню подготовки учащихся
Характеристики КИМ
Критерии оценивания
Пояснительная записка.
Рабочая программа по немецкому языку к учебному курсу «Deutsch – Kontakte» — «Немецкий язык. Контакты» для 10 класса Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной составлена в соответствии с требованиями нормативных документов:
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067.
Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования /Приказ от 31 марта 2014 г. № 253
О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.3
О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» /Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404.
О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.
Образовательная программа МАВ(С)ОУ «Центр образования №1» на 2014 – 2015 учебный год
Методические рекомендации «О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014–2015 учебном году.
Программа общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 10-11 классы. Г.И. Воронина.- М.: Просвещение, 2008.
«Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов в МАВ(С)ОУ «ЦО №1» (Приказ № 101/1 от 20.08.2014г.)
Изучение в старшей школе иностранного языка в целом и немецкого в частности
на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме) ;
умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение
новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами
общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений
выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной
информации;
учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерыв-
ному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, исполь-
зованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через
наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самооп-
ределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация;
формирование качеств гражданина и патриота.
Концепция курса предполагает развивающий, функциональный и коммуникативный характер обучения, инициирующий познавательную активность в учении, формирование способности и потребности к рефлексии, саморазвитию и самоактуализации в предметной области «Иностранный язык».
В основе программы лежит авторская программа Г.И. Ворониной и учебник «Deutsch – Kontakte» — «Немецкий язык. Контакты» для 10-11 классов Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной. В данном учебно- методическом комплекте дана широкая информация о молодежной культуре, которая является важной частью общенациональной культуры Германии. Предлагаемые проблемные задачи и проектные задания помогут дальнейшему развитию коммуникативной культуры и духовного потенциала учащихся.
Данный УМК предназначен для завершающей ступени обучения общеобразовательной школы. Все методические рекомендации отражают концепцию УМК, исходными позициями которой являются:
Обеспечение высокой мотивации к изучению и использованию иностранного языка в разнообразных формах общения;
Развитие коммуникативно-речевой и социокультурной компетенции у учащихся старших классов путем:
Обучения осмысленному восприятию ценностно-значимой информации из области молодежной культуры;
Формирования сознательного подхода к овладению речевыми и языковыми средствами общения;
Организации систематического повторения пройденного материала наряду с усвоением новых речевых и языковых явлений;
Целенаправленного формирования ценностно-ориентационных представлений о национально-культурной среде зарубежных сверстников;
Сопоставления социокультурных особенностей своей страны и страны изучаемого языка.
В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков носит комбинированный характер, когда на одном и том же уроке у учащихся могут развиваться все четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо), поэтому тип урока не указывается.
Основной характеристикой учебника является его коммуникативная направленность: обучения учащихся новому средству общения на функционально-ситуативной основе при постоянной опоре на знания о культуре немецкоговорящих стран и России. Формирование способностей к коммуникации предлагается осуществлять в парной, групповой и коллективной формах работы. При этом объем высказываний увеличивается, учащиеся приводят аргументы и дают оценку обсуждаемым ситуациям.
Учебник «Deutsch – Kontakte» — «Немецкий язык. Контакты» состоит из 4 самостоятельных разделов. Каждый раздел включает в себя информационно-тематические блоки, в рамках которых представлены разнообразные темы.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 140 учебных часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10-м и 11-м классах.
По Образовательной программе МАВ(С)ОУ «Центр образования №1» на изучение немецкого языка в старшей школе (трехгодичный курс обучения) отводится 107 учебных часов. При этом в десятом (трехгодичном) классе на изучение немецкого языка отводится 1 час в неделю – в год 36 часов. Распределение по темам при этом происходит следующим образом:
10 класс | 11 класс | 12 класс | |
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
На изучение отдельных тем в 10 классе количество часов уменьшено пропорционально количеству часов, отведенных на изучение данных тем в полной программе (с учетов резервного времени).
Учебно-тематический план.
НРК | Кол-во часов по программе | КТП | |
Раздел 1. Молодежь, как дела? |
|
|
|
1.1. Кто это? | 0,5 ч | 8 часов + 2 часа резерва | 7 часов |
1.2. Дети-родители-контакты. | 0,5 ч | 8 часов + 3 часа резерва | 8 часов |
1.3. Первая любовь. |
| 8 часов + 2 часа резерва | 7 часов |
1.4. Семья. | 0,5 ч | 8 часов + 3 часа резерва | 7 часов |
Раздел 2. Федеральные земли, что нового? | 0,5 ч |
|
|
2.1. Нация. | 1 ч | 7 часов + 2 часа резерва | 7 часов |
ИТОГО | 3 ч | 39 ч + 12 ч резерва | 36 часов |
Согласно инструктивно-методическому письму «О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в 2014-2015 учебном году, для успешной организации контроля рекомендуется проводить комплексный контроль по всем видам речевой деятельности и аспектам языка. Контроль по всем видам речевой деятельности (таким, как: аудирование, говорение, чтение, письмо) проводится учителем в урочное время в виде проверочных работ, лексико-грамматических тестов, устных монологических и диалогических высказываний. Основной контроль ЗУН учащихся осуществляется через текущий и промежуточный контроль. Текущий контроль осуществляется через самостоятельные и проверочные работы. Промежуточный контроль осуществляется через зачеты.
Тема урока | Наименование зачета | |
15 | Повторение лексического и грамматического материала. Зачет | Лексико-грамматическое тестирование. |
36 | Зачет | Защита рефератов. |
На изучение НРК отводится 10% учебного времени в соответствии с требованиями ФБУП. Национально-региональный компонент изучается дисперсно. Тематика НРК определяется согласно региональному компоненту государственного стандарта общего образования предмета «Иностранный язык» и предполагает изучение региональных особенностей социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер жизнедеятельности.
Тема урока | Тема регионального компонента | Время, выделенное на уроке для изучения РК | |
7 | Повторение по теме «Кто это?» | Типичные черты характера людей, проживающих на Урале | 0,5 ч |
15 | Обобщающая консультация по зачетному разделу №1. | Проблема отцов и детей в нашем городе. | 0,5 ч |
22 | Обобщающее повторение. Любовная лирика немецких поэтов. | Творчество поэтов Златоуста. | 0,5 ч |
29 | Повторение изученного лексического и грамматического материала | Многодетные семьи в Златоусте | 0,5 ч |
34 | Развитие навыков устной речи. Типично немецкие черты характера.
| Типично русские черты характера. | 0,5 ч |
36 | Обобщающая консультация по зачетному разделу №2. | Национальности людей в Златоусте. | 0,5 ч |
ИТОГО | 3 ч |
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема урока | ФГОС | Домашнее задание | НРК | Развитие речи | |||||
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ | Требования к уровню подготовки учащихся | |||||||||
Раздел 1. 1. «Молодежь, как дела?» Тема 1.1.: «Кто это?» — 7 часов | ||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | 3.09-7.09
10.09-14.09
17.09-21.09
24.09-28.09
1.10-5.10
8.10-12.10
15.10-19.10 | Внешность человека. Введение нового лексического материала.
Закрепление и активизация нового лексического материала в речи.
Развитие навыков устной речи в беседе «Гороскоп, типичные черты характера для людей различных знаков».
Аудирование. Рассказ-загадка «Кто это?»
Образование прилагательных с помощью суффиксов. Причастие 2 в качестве прилагательного.
Систематизация лексического и грамматического материала.
Повторение по теме «Кто это?». Проверочная работа. | Молодежь в современном обществе. Общение в семье и в школе, Межличностные отношения с друзьями и знакомыми. | Учащиеся должны знать: Лексические единицы для продуктивного усвоения; Склонение имен прилагательных; Классификацию имен прилагательных. Учащиеся должны уметь: Рассказывать о менталитете своего народа и народа страны изучаемого языка; сравнивать черты характера разных народов; описывать и комментировать ситуации, изображенные на фотографиях; Отгадывать о сообщать о ком идет речь; Читать с полным пониманием информации; Понимать основное содержание прослушанного текста; Писать короткие истории к картинкам; Составлять описание личности; Писать отдельные слова, обозначающие свойства, цвет, внешность. | слова учить
стр. 8 №4 сост. анкету;
стр. 10-12 чтение перевод;
составить рассказ;
составить 5 предложений;
монолог учить
стр. 14-15 чтение перевод; |
Типичные черты характера людей, проживающих на Урале. |
Р/р
| |||
Тема 1.2. «Дети – родители — контакты» — 8 часов | ||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | 22.10-26.10
29.10-02.11
5.11-9.11
12.11-16.11
19.11-23.11
26.11-30.11
3.12-7.12
10.12-14.12 | Введение нового лексического материала по теме. Семантизация лексического материала. Проблема конфликтов поколений.
Сослагательное наклонение. Konditionalis 1 Введение грамматического материала.
Закрепление грамматического материала в упражнениях.
Развитие навыков диал. речи с помощью интервью «Мое отношение к родителям». Обучение чтению с полным пониманием содержания. Практика монологической речи. Пересказ текста.
Повторение лексического и грамматического материала. Зачет (лексико-грамматическое тестирование) | Лексика Повседневная жизнь семьи, ее доход жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Сослагательное наклонение. | Учащиеся должны знать: Лексические единицы для продуктивного усвоения; Модальные глаголы; Сослагательное наклонение модальных глаголов и вспомогательного глагола sein; Konjunktiv II Учащиеся должны уметь: Отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения на происходящее; Анализировать и комментировать ситуацию; Фантазировать и обсуждать в мини-группах окончание истории; Читать с понимание нужной, основной информации, с полным пониманием; Понимать нужную информацию в прослушанном тексте; Заполнять диаграмму, таблицу подходящими по содержанию словами. | слова учить
стр. 21-24 №1 чтение, перевод;
повторить правило;
составить 3-5 предложений;
Стр. 26-27 №4,5 диалоги читать;
Стр. 32 №10 чтение, перевод
Стр . 32 №12 пересказ; |
8. Проблемы отцов и детей в нашем регионе. |
Р/р | |||
Тема 1.3. «Первая любовь» — 7 часов | ||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | 17.12-21.12
24.12-28.12
12.01-16.01
19.01-23.01
26.01-30.01
2.02-6.02 9.02-13.02
| Введение и первичное закрепление лексики по теме. Обучение чтению с полным пониманием содержания.
Местоименные наречия. Введение и активизация нового грамматического материала.
Работа над грамматикой. Выполнение упражнений..
Обучение аудированию с предварительно снятыми трудностями. Развитие навыков монологической речи. Высказывание на тему «Моя первая любовь».
Обобщающее повторение. Любовная лирика немецких поэтов. | Межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Молодежь в современном обществе. Досугмолодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам.
| Учащиеся должны знать: Лексические единицы для продуктивного усвоения; Местоименные наречия (вопросительные и указательные); Образование сложных существительных; Порядок слов в придаточном предложении. Учащиеся должны уметь: Высказывать собственное мнение по проблеме, комментировать текст; Обмениваться мнениями о личности (чертах характера, внешнем виде); Читать с понимание нужной, основной информации, с полным пониманием; Понимать полностью и основную информацию в прослушанном тексте; Писать слова, выражения, небольшие тексты по теме; | слова учить
стр. 43 №8 пересказ;
грамматику повторить;
стр. 51 №1 ответить на вопросы;
монолог учить
стихотворение учить, подготовка к словарному диктанту. |
7. Творчество поэтов Златоуста |
Р/р | |||
Тема 1.4. «Семья» — 7 часов | ||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | 16.02-20.02
23.02-27.02 2.03-6.03 9.03-13.03 16.03-20.03
30.033.04
6.04-10.04 | Введение лексики по теме с опорой на наглядность.
Активизация лексики в беседе «Хорошо ли иметь братьев и сестер?».
Развитие навыков диалогической речи с помощью интервью.
Обучение чтению с поиском основной информации.
Повторение грамматического материала «Infinitiv без zu после модальных глаголов». Выполнение лексико-грамматических упражнений. Самостоятельная работа.
Систематизация лексического материала. Дискуссия на тему «Идеальная семья».
Повторение лексического и грамматического материала. | Повседневная жизнь семьи, ее доход жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми | Учащиеся должны знать: Лексические единицы для продуктивного усвоения; Спряжение модальных глаголов в настоящем и прошедшем времени; Порядок слов в сложном предложении с союзами wenn, als, denn,weil. Учащиеся должны уметь: читать с полным пониманием содержания, с поиском нужной информации; понимать основное содержание прослушанного текста (со зрительной опорой и без); заполнять таблицу необходимой информацией; писать связный рассказ по знакомой проблеме; выписывать слова и выражения, содержащие знакомые грамматические явления; составлять перечень слов и выражений, характеризующих идеальную семью; употреблять инфинитив без частицы zu после модальных глаголов. | слова учить стр. 55-56 № 1 чтение, перевод;
стр. 57-58 №9 письменно;
стр.59, составить план;
составить 5 предложений; составить диалог
выучить диалог
|
7. Многодетные семьи в Златоусте |
Р/р
| |||
Раздел 2. «Федеральные земли, что нового?» Тема 2.1. «Нация» — 7 часов | ||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | 13.04-17.04 20.04-24.04 27.04-1.05
4.05-8.05 11.05-15.05 18.05-22.05
25.05-29.05 | Введение лексики. Активизация лексики в беседе «Различные нации – различные черты характера».
Семантизация лексического материала в лексико-грамматических упражнениях. Заполнение анкеты.
Повторение грамматического материала «Степени сравнения имен прилагательных».
Повторение придаточных предложений времени. Особенности употребления союзов als, wenn.
Закрепление лексического и грам. материала. Работа с карточками.
Развитие навыков устной речи. Типично немецкие черты характера.
Зачет (защита рефератов). | Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, | Учащиеся должны знать: Лексические единицы для продуктивного усвоения; Степени сравнение имен прилагательных; Учащиеся должны уметь: Высказывать собственное мнение по проблеме; Передавать содержание прочитанного текста; Делать краткие сообщение и аргументировать свои высказывания; Читать с понимание нужной, основной информации, с полным пониманием; понимать основное содержание и нужную информацию из прослушанного текста (со зрительной опорой и без); заполнять пропуски нужными словами в диаграмме, в тексте.
| слова учить
стр. 70 анкету заполнить;
грамматику повторить;
составить 5 предложений;
стр. 66 читать
стр. 70 таблицу заполнить; подготовка к зачету |
6. Типично русские черты характера
8. Национальности людей в Златоусте. |
Р/р
Р/р |
Учебно-методический комплект состоит из:
Для учащихся: | |
Воронина Г.И. Учеб. по немецкому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений 9-е изд./ Г.И. Воронина, И.В. Карелина. – М.: Просвещение, 2010 | |
Немецко-русский и русско-немецкий словарь; | |
Книги для учителя к учебнику немецкого языка для 10-11 классов «Deutsch. Kontakte» Г.И. Воронина. – Москва, Просвещение, 2008 г |
|
Сборника упражнений (авторы Г.И Воронина, Т.А. Гаврилова, Н.А. Артемова, М.: Просвещение, 2008); |
|
Аудиоприложение – (авторы Г.И. Воронина, И.В. Карелина, М.: Просвещение, 2005). |
|
Тесты по немецкому языку к учебнику „Deutsch, Kontakte“ 11 класс. О.С. Клейменова. — Москва: Экзамен, 2007 – в электронном виде
|
|
Овчинникова А.В.Тесты по немецкому языку для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы. / А..В. Овчинникова, А.Ф. Овчинников. Серия «Грамматика». – М.: «Лист», 1997. – в электронном виде. |
|
Требования к уровню подготовки учащихся
В соответствии с Государственным стандартом основного общего образования все десятиклассники к концу учебного года должны достичь уровня А2 (допороговый) и в значительной степени приблизиться к уровню В1 (пороговый). Данные ниже требования сформулированы в соответствии с требованиями Государственного стандарта основного общего образования (2004) . Вследствие того, что обучение в старшей школе разделено на 3 года обучения, требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов представлены в едином виде. В результате изучения иностранного языка на базовом уровне десятиклассники должны:
знать/понимать
— значения новых лексических единиц, связанных с тематикой учебника и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры стран изучаемого языка;
— значения изученных грамматических явлений (пассивный залог, причастие и распространенное определение сослагательное наклонение, различные виды придаточных предложений);
— страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о странах изучаемого языка, их традициях и обычаях;
уметь:
В области говорения:
— вести диалоги разных типов в рамках стандартных и нестандартных коммуникативных ситуаций, предусмотренных учебником;
— в различных стандартных ситуациях общения применять формулы приветствия, обращения, просьбы извинения и прощания и адекватно на них реагировать;
расспрашивать собеседника о его стране и сообщать некоторые сведения о своей;
— вести диалог — обмен мнениями высказывая и аргументируя свою точку зрения;
— участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным / прослушанным текстом;
— рассказывать о себе, своей семье, хобби, учебе, актуальных событиях;
— описывать и характеризовать людей (друзей, персонажей прочитанных текстов) и объекты (город село, достопримечательности ландшафта);
— выражать свои чувства, описывать свои планы на будущее и мечты;
— кратко излагать содержание прочитанных или прослушанных текстов;
В области аудирования:
— понимать речь собеседника в стандартных ситуациях общения и адекватно реагировать на нее;
— извлекать основную информацию из текстов различных видов (объявления, реклама, описание достопримечательностей);
— понимать основное содержание публицистических текстов (репортаж, интервью);
В области чтения:
— читать тексты разных стилей (публицистские, научно – популярные, художественные, прагматические), используя основные стратегии чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
— читать с пониманием основного содержания художественные и публицистические тексты и извлекать информацию о действующих лицах, важных событиях;
— в прагматических текстах (объявлениях, телепрограммах, расписаниях движения транспорта) находить и понимать нужную информацию;
— читать и понимать основное содержание несложных аутентичных газетных и журнальных сообщений (что, где, с кем произошло);
— добиваться понимания не только основного содержания текста, но и деталей, повторно возвращаясь к тексту, используя языковую догадку и словарь;
В области письменной речи:
— писать личное письмо или открытку и описывать основные стороны своей повседневной жизни (учебу, отдых, путешествия, родной город/село, друзей);
— заполнять простые анкеты и бланки и указывать сведет Вия о себе, своем образовании и интересах;
— излагать содержание простых текстов письменно.
овладеть следующими общими учебными, специальными учебными умениями и универсальными учебными действиями:
— определять тему текста при чтении с пониманием основного содержания;
— пользоваться сносками и комментарием для облегчения понимания иноязычного текста;
— вычленять основные факты и детали;
— выделять в тексте ключевые слова и выражения;
— выражать свое мнение, находить в тексте аргументы для его обоснования;
— вступать в контакт со сверстниками, знакомиться;
— проявлять речевую инициативу; целенаправленно расспрашивать;
— опираться на ключевые слова при составлении монолога;
— составлять диалог с опорой на диалог-образец;
— реагировать на разные мнения собеседника (соглашаться, возражать и т. д.);
— выражать свои чувства, эмоции;
— убеждать кого-либо в чем-либо;
— просить совета;
— работать в группе, осуществлять взаимопомощь, обмениваться информацией;
— формулировать проблему, опираясь на содержание текста;
— использовать картинки и фотографии как импульс для высказывания своего мнения по проблеме.
— писать письмо по образцу;
— читать и заполнять формуляр;
— опираться на правило при выполнении грамматических упражнений.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся:
В рамках курса используются следующие виды контроля ЗУН учащихся: текущий и итоговый.
Текущий контроль осуществляется через разнообразные виды заданий: фронтальные опросы знания лексического и грамматического материала, устные монологические и диалогические высказывания, выполнение творческих заданий, проверочные работы в виде лексико-грамматических тестов.
Итоговый контроль проводится в форме зачетов. Зачеты могут быть представлены в разной форме: в форме теста, устного монологического, диалогического высказывания, реферата и т.д. Вследствие этого, критерии оценивания варьируются в зависимости от типа зачетной работы и представлены для ознакомления учащихся перед заданиями зачетной работы.
При оценивании тестовых заданий используется гибкая система оценивания, при которой ученик имеет право на ошибку:
80% от максимальной суммы баллов – отметка «5»;
60-80% — отметка «4»;
40-60% — отметка «3»;
0-40% — отметка «2».
Для проведения текущего и итогового контроля используются следующая литература:
1) Тесты по немецкому языку: О.С. Клейменова. Тесты по немецкому языку к учебнику „Deutsch, Kontakte“ 11 класс — Москва: Экзамен, 2007
2) Книга учителя: Г.И. Воронина. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 10-11 классов „Deutsch, Kontakte“ – Москва, Просвещение 2006
3) Овчинникова А.В.Тесты по немецкому языку для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы. / А..В. Овчинникова, А.Ф. Овчинников. Серия «Грамматика». – М.: «Лист», 1997.
Интернет ресурсы
www.1september.ru
www.nsportal.ru
www.edu.ru
www.nemuch.ucoz.ru
www.pedsovet.su
www.zavuch.info
www.metodsovet.su
www.schulen-ans-netz.de
www.deutschland.de
Критерии оценивания:
Примерные нормы оценок успешности овладения иностранными языками
(«Иностранные языки в школе», 1997 год, А. А. Миролюбов, Л. В. Садомова)
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)
Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста1, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.
Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедленен.
Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.
Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.
Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)
Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.
Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.
Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)
Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.
Оценка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации.
Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.
Понимание речи на слух
Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи (например найти ту или иную радиопередачу).
Оценка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.
Оценка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50 % текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.
Оценка «2» ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.
Говорение
Высказывание в форме рассказа, описания
Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.
Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был замедленным.
Оценка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами.
Участие в беседе
Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.
При оценивании письменных заданий:
Оценка «5» — коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.
Оценка «4» — коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка. В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.
Оценка «3» — коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Оценка «2» — коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
При оценивании тестовых заданий используется гибкая система оценивания, при которой ученик имеет право на ошибку:
80% от максимальной суммы баллов – отметка «5»;
60-80% — отметка «4»;
40-60% — отметка «3»;
0-40% — отметка «2».
8