Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе «Программы дополнительного образования детей по декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества». Содержание обучения в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой. Возраст обучающихся-10-11 лет.
Цель программы — определение необходимых условий для практического освоения подлинно народной традиции и народного декоративно-прикладного искусства, для формирования качества личности, свойственных носителю традиционного сознания Кубанского казачества и освоения системы его ценностей.
Задачи:
раскрыть истоки народного искусства, показать осмысление народной традиции и её роль в жизни человека и общества;
помочь детям усвоить специфику художественной системы народного искусства;
научить их практическому опыту освоения народного декоративно-прикладного искусства;
развивать интерес учащихся к научно- исследовательской деятельности;
научить их выполнению различных видов изделий народного декоративно-прикладного искусства и применение их в быту;
привить учащимся любовь к родному краю, народному искусству.
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:
виды вышивок, назначение вышитых изделий, виды орнаментов, применяемых в вышивке;
особенности технических приемов вышивки, используемых мастером;
правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
виды мережек в вышивке;
цветовую гамму в вышивке Кубанского казачества;
технику выполнения художественной глади в вышивке;
природные материалы, используемые в плетении;
основные свойства и способ подготовки материала-соломки;
приём плетения «полоска» из соломки;
виды кружев России, Кубани.
Уметь:
выполнить образец вышивки швами «вперёд иголку», «стебельчатый», «тамбурный»;
выполнить мережки «кисточка», «колышек», «раскол»;
выполнить вышивку салфетки с использованием эскиза орнамента;
выполнить изделие (салфетку, платочек) в технике «художественная гладь»;
подготовить материал-соломку к плетению;
выполнить приём плетения соломкой «полоска»;
вывязывать различные петли: набор воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с накидом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
5 класс (34 часа)
Наименование разделов, модулей, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Аудит. | Внеаудит. | ||||
1 | Художественная вышивка | 28 | 14 | 14 | Познавательная, досуговая, проектная, трудовая деятельность, коллективное творчество |
1.1 | Вводное занятие. Знакомство с народной вышивкой Росси. Экскурсия в районный музей. | 4 | 2 | 2 |
|
1.2 | Техника безопасности. Выполнение простейших видов швов «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный». | 4 | 2 | 2 |
|
1.3 | Знакомство с мережками, изготовление простого вида мережек «снопик», «враскол». | 4 | 2 | 2 |
|
1.4 | Выполнение изделия(салфетка, платочек) в технике швов «вперед иголку», «тамбурный», «стебельчатый», обработка края мережкой «снопик» | 8 | 4 | 4 |
|
1.5 | Знакомство с художественной гладью; освоение приемов вышивки гладью, выполнение несложных элементов. Экскурсия в школу искусств. | 4 | 2 | 2 |
|
1.6 | Выполнение изделия (салфетка, платочек) в технике «художественная гладь». Выставка работ учащихся. | 4 | 2 | 2 |
|
2 | Работа с природными материалами | 20 | 10 | 10 | Познавательная, досуговая, проектная, трудовая деятельность, коллективное творчество |
2.1 | Плетение из природных материалов. Экскурсия в районный музей. | 4 | 2 | 2 |
|
2.2 | Техника безопасности; основные приемы плетения из соломки; плетение «полоски» | 4 | 2 | 2 |
|
2.3 | Виды плетения; прямое плетение «рогожка»; изготовление декоративной подставки, оформленной «полоской». Проведение викторины. | 4 | 2 | 2 |
|
2.4 | Закрепление приема плетения «полоски» (лента); изготовление небольшой творческой работы. Выставка работ учащихся. | 8 | 4 | 4 |
|
3 | Основные приемы вязания | 20 | 10 | 10 | Познавательная, досуговая, проектная, трудовая деятельность коллективное творчество |
3.1 | Кружево России, Кубани; знакомство с изделиями народных мастеров. Экскурсия в районный музей. | 4 | 2 | 2 |
|
3.2 | Инструменты и материалы. Основные приемы вязания крючком | 4 | 2 | 2 |
|
3.3 | Вязание крючком круглых ковриков из связанных между собой ленточек ткани | 4 | 2 | 2 |
|
3.4 | Гончарство как вид НДПИ. Экскурсия в музей, знакомство с глиной | 4 | 2 | 2 |
|
3.5 | Итоговое занятие. Анализы выполненных работ. Оформление портфолио. Выставка работ | 4 | 2 | 2 |
|
| Итого часов | 68 | 34 | 34 |
|
НДПИ — народное декоративно-прикладное искусство
Содержание программы
Тема 1:
Художественная вышивка (28 часов).
Знакомство с программой. Цели и задачи программы. Виды вышивок. Знакомство с народной вышивкой Кубани и России. Назначение вышитых изделий. Виды орнаментов, применяемых в вышивке. Знакомство с образцами народных умельцев. Инструктаж по технике безопасности. Виды мережек. Их декоративные качества. Технология выполнения простых мережек: «снопик», «враскол». Перевод рисунка на ткань. Правильное использование элементов рисунка. Цветовая гамма вышивки. Соблюдение правильности направления стежков — от центра к краям лепестков и листика.
Практическая работа: освоение навыков в вышивании: выполнение образца вышивки ( шов «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный». Изготовление простого вида мережек. Выполнение несложных элементов художественной глади. Выполнение изделия (салфетки, платочка).
Тема 2
Плетение из природных материалов (20 часов)
Знакомство с изделиями из соломки, листьев початков кукурузы, лозы. Знакомство с изделиями народных умельцев. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Основные свойства материала : пластичность, мягкость, простота в обработке, доступность.
Практическая работа: освоение приема плетения «полоски», ращепление соломки на полоски, наклеивание в определенном порядке на картонную основу, оформление работы.
Тема 3:
Основные приёмы вязания (20 часов)
Искусство кружевоплетения. Виды кружев России, Кубани. Вязание крючком на Кубани. Экскурсия в музей. Способы вязания. Техника безопасности. Инструменты и материалы. Основные приемы вязания крючком.
Гончарство как вид НДПИ. Знакомство с глиной. Экскурсия в музей.
Практические работы: зарисовка образцов изделий, оформленных кружевом, вывязывание различных петель, набор воздушных петель, полустолбик, столбик с накидом, вязание изделия.
Итоговое занятие: анализ выполненных работ, выставка работ , оформление портфолио.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
основа художественно – творческой деятельности
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества
Обучающийся научится:
планировать свои действия
адекватно воспринимать оценку учителя
различать способ и результат действия
принимать и сохранять учебно – творческую задачу
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебно – творческой задачи
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи
проводить сравнение объектов
проводить наблюдения и эксперементы
развивать воображение
расширить знания
познакомиться с новыми технологиями
создавать практичные изделия
совершенствовать навыки трудовой деятельности
сформировать навыки работы с информацией
Формы и виды контроля
Вид контрол я — вводный, текущий, итоговый.
Форма контрол я- практическая работа, собеседование, опрос, выставка, выставка-ярмарка, анкетирование, пополнение портфолио.
Список литературы
«Идеи домашнего уюта». Вышивка гладью. Энциклопедия вышивки.
«Рукоделия для детей» — М. Калинич
«Вышивка. Первые шаги» — М. Максимова
«Фриволите и макроме» — В. Пивовар
«Декоративно – прикладное творчество» — М. Никаненко
«Дружные спицы»- М. Максимова
«Первые уроки вязания»- изд. «Астрель»
«Согласовано» Зам. директора по УВР Нечепуренко Л.М. ___________ «____» ____________ 2013 г. __________ /__________________
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 имени первого Героя Советского Союза А. В. Ляпидевского Белоглинского района» Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 2013 года протокол № 1
Председатель _______
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Искуссница»
Уровень образования (класс) 5 класс
Количество часов всего- 36 часов
Практические работы-26 часов
Учитель Камышанова В. Н.
Рабочая программа разработана на основе «Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества. Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования.
Г. Краснодар 2007
Авторы: Бондарь Н. И., Жиганова.С. А.. Мирук М. В., Чуп О. В.