Урок подготовка к сочинению-описанию на основе наблюдений учащихся.
Предметы начальной школы (Русский язык)
Куракина Елена Геннадьевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Старокувакская СОШ»
Цели: научить учащихся передавать красоту зимнего пейзажа через слово, музыку и художественные образы;
развивать у детей поэтический вкус и образное мышление;
развивать умение составлять повествовательный текст с элементами описания, используя в речи имена прилагательные;
прививать учащимся любовь к родной природе, к зимним пейзажам;
I Орг. момент
II Актуализация знаний.
Учитель: в этом году зима оказалась удивительно щедрой на снег и мороз. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки.
Мороз и солнце; день чудесный!
—————————————
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит. (А.С. Пушкин)
—————————————
Снег да снег! Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено,
Так морозно, свежо и бело! (А.Блок)
Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, зоркий взгляд художника, пусть снами будет яркое образное слово поэта.
III Постановка проблемы и целей урока.
Учитель: Мы сегодня на уроке с вами постараемся научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.
Тема сочинения, над которым мы будем работать: «Красота волшебницы- зимы».
А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока.
IV Чистописание.
Учитель: Рисуем снежинки ******************
(Дети работают в тетрадях)
V Открытие новых знаний
1. Учитель: А теперь закроем глаза и шепотом произносим «зима»… Какое чувство возникло?
Дети: Стало холодно, хрустит снег. Метель. Вьюга…
Учитель: Ребята, давайте послушаем, как красоту зимней природы и свои чувства описывают поэты. По моей просьбе вы учили наизусть стихотворения о зиме, давайте теперь послушаем их.
(Дети читают наизусть стихи о зиме)
Учитель: Ребята, вы читали стихотворения, вы, наверно, заметили, как же еще называют зиму поэты?
Дети: Волшебница, Матушка, Чародейка, красавица, зимушка.
Учитель: Да, это действительно так. А почему зиму называют волшебницей?
Дети: Мороз рисует на окнах узоры, строит мосты ледяные, щиплет щеки, укрывает землю легким теплым одеялом)
Учитель: Ребята, а теперь отгадайте загадку – и вы догадаетесь, какое слово главное – с него начинается зима.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Покружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке.
Дети: Снег.
Учитель: Да, это все о нем, о снеге. Хотите узнать историю этого слова?
Снег – русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. От слова снег образовано много однокоренных слов назовите их.
Дети: Снег, снеговик, снежок, снегопад,,,,
Учитель: Ребята, все мы знаем пословицу: «Много снега, много хлеба» А для чего еще нужен снег?
Дети: Играть в снежки, лепить снежных героев….
Учитель: Что было бы, если зимой не било бы снега?
Дети: Замерзли бы деревья, животные, корни травянистых растений…
Учитель: Да, снег хотя и сам холодный, уберегает от мороза деревья. Некоторые птицы от мороза прячутся в снегу. Например, глухари и тетерева, зимой не спят на ветках, они всегда на ночь зарываются в глубокий снег и там прячутся от волков и холодного ветра.
2.Работа с текстом. Работа в паре
Давайте , теперь прочитаем текст (Слайд №1)
Х.р.шо (в) лесу. З.мля, д.ревья и кусты укутаны снегом. Т.пло им под сн.жной шубой. Каждая веточка сверкает на солнц. (в) жемчужном наряде. Воздух чист и прохладен. Дыш.тся ле.ко.
Учитель:
Ребята, орфограммы пропущены . Объясните, какие буквы пишутся и почему? Как вы озаглавили бы текст?
3. Работа в группе. (Слайд №2)
Учитель А теперь посмотрите на другой текст. Прочитайте.
Пришла зима. Летят снежинки. Дети катаются на санках.
Учитель: Что мы можем сказать об этом тексте?
Дети: Текст неполный.
Учитель: Значит его надо распространить, включить слова в предложения и добавить другие предложения.
(Учитель раздает карточки-помощницы)
Карточка-помощница
Зима: Волшебница, Чародейка, Матушка, красавица, таинственная
Снежок: падает, опускается, порхает, искрится, сверкает, Сияет, кружится.
Воздух: свежий. Холодный, чистый.
Деревья: пушистые, мохнатые, покрытые инеем.
Учитель: Ребята, какой у вас получился текст?
(Варианты ответов детей)
Учитель: Запишите свой текст в тетради.
VI Физминутка.
Учитель: Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. (Чайковский «Спящая красавица») Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе (дети произвольно двигаются под музыку), постепенно опускаясь на землю (движения замедляются) Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (садятся девочки), затем снежинки побольше ( садятся мальчики). Все снежинки оказались на земле их танец закончен(дети опускают головы на парты, закрывают глаза). Тихо все кругом, наступила звездная ночь (минутка тишины). Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и, окончательно проснувшись, сказали друг другу «Доброе утро»
VII Применение нового знания.
1.Учитель: Ребята, я раздам вам карточки с текстом. Предложения в тексте расставлены не по порядку. Вы должны восстановить смысловую последовательность, прочитать получившийся текст.
Самостоятельная работа.
Дети восстанавливают деформированный текст .
Замерзли реки, пруд за деревнею. Наступила зима. Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду. Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу. Рады ребятишки.
Учитель: Какой у вас получился текст? Прочитайте.
2. Учитель: Ребята, для написания сочинения нам нужно составить план,
(Коллективное составление плана)
Примерный план.
1. Наступила зимушка-зима.
2. Удивительные изменения в природе.
3. Зимние забавы.
4. Мое отношение к зиме.
3. Учитель: Ребята, а теперь посмотрим на зиму глазами художника.
(Слайд №3, И.Э Грабарь «Февральская лазурь»)
Какое время года изображено на картине?
Какие краски использовал художник?
А, что мы можем сказать о деревьях?
4. Учитель: А теперь я приглашаю вас насладиться видами природы, красота которой еще глубже западает нам в душу под звуки бессмертных мелодий
Звучит музыка композиторов Путччини, Прокофьева, и Вивальди.
VIII Итог урока
Учитель: Пусть эти мелодии звучат в ваших сердцах, когда вы будете писать сочинения.
IX Рефлексия.
Учитель: Ребята, вам понравился урок? Что нового вы узнали на уроке?
X Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение.