Самоанализ деятельности МО учителей начальных классов МБОУСОШ № 35 Артёмовского городского округа Приморского края за 2013 – 2014 учебный год.
1 . В 2013 – 2014 учебном году МО учителей начальных классов работало над темой «Формирование творческого потенциала учителя в процессе обеспечения личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьника в рамках внедрения ФГОС НОО».
2. В соответствии с данной темой перед МО была поставлена следующая цель: использование наиболее эффективных приемов, методов обучения и воспитания младших школьников на основе личностно – ориентированного обучения через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении младших школьников.
В процессе работы решались и соответствующие задачи:
Работать над повышением эффективности и качества образования в начальной школе в условиях новых ФГОС второго поколения.
Продолжать работу по диагностике, позволяющей: отслеживать динамику развития школьников, фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.
Усилить работу с учащимися, проявляющими интерес к познавательной и творческой деятельности. Продолжить работу над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
Продолжить работу по обеспечению качества обучения, выявлять и развивать способности каждого ученика, формировать духовно богатую, свободную, физически здоровую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями.
Уделить внимание изучению и внедрению форм и методов работы по повышению качества знаний по предметам.
Овладевать учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
3. Выбранная тема работы, поставленная цель и сформированные задачи реализовывались через заседания методического объединения, взаимопосещение уроков, участия в методических совещаниях школы, в методической неделе.
4. За 2013-2014 учебный год было проведено пять заседаний МО по следующим темам:
Организация учебно-воспитательной работы в 2013 / 2014 учебном году и изучение нормативных документов.
Изучение материалов по реализации ФГОС второго поколения в школе 1 ступени.
«Пути повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов»
Развитие общеучебных умений учебного процесса и навыков учащихся как средство интенсификации учебного процесса.
Анализ результатов деятельности педагогического коллектива начальной школы.
На каждом заседании учителя выступали с докладами и сообщениями по соответствующим темам, делились своим опытом и наработками. темам
Формы проведения этих заседаний были разнообразными: это и инструктивно-методическое совещание, и теоретический семинар, и семинар-практикум, и круглый стол. Полученные знания все учителя начальных классов использовали в своей работе при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
5. Основные недостатки в организации и проведении методической работы:
— недостаточно организована работа со слабоуспевающими детьми, с мотивированными учащимися;
— недостаточное внимание уделено организации работы по обобщению опыта учителей начальной школы;
— работа по темам самообразования учителей проходит не системно, отсутствуют планы работы над темой;
— не осуществляется преемственность между ступенями образования.
— недостаточный уровень самоанализа у некоторых учителей и самоконтроля у учащихся.
— недостаточная подготовка к предметным олимпиадам .
— учителям МО следует смелее принимать участие в профессиональных конкурсах, печатать сценарии праздников, конспекты уроков, презентации в различных изданиях, активнее использовать для этого возможности Интернета.
6. С наибольшими трудностями при работе МО столкнулись сами учителя начальных классов – это психологическая перестройка самих учителей и родителей учащихся, проектирование уроков и занятий, направленных на достижение результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения. Учителя не имеют конкретных методических рекомендаций при подготовке урока в рамках новых стандартов, опираются на собственный опыт и опыт других педагогов нашей же школы.
7. «Копилка» МО пополнилась следующими дидактическими разработками:
методическим приёмом «Опрос пятерых» (использует на уроках математики и русского языка учитель Сатановская В. С.);
сборником предложений и текстов на изученную букву (использует на уроках обучения грамоте Петельгузова О. В.);
сборником методик для определения уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы:
— методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера);
— проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»;
— методика «Кто я?» (модификация методики М.Куна);
— рефлексивная самооценка учебной деятельности;
— шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой);
— опросник мотивации;
— методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха/;
— задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи;
— задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006);
— анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю) (подготовила учитель Никитенко Ю. В.);
методическими рекомендациями «Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе»( из опыта работы учителя Попеско С. В.)
сценарием «КВНа по математике (2 класс», (разработка учителя Борисенко Е. Н.);
сценарием «Праздника здоровья «Здоровому-все здорово!» (разработка учителя Карякиной М. Е.) и др.
8. В этом учебном году учителями начальной школы осваивались и использовались при проведении уроков такие педагогические технологии как: технология проектного обучения, технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технологии групповых методов.
9. Учителями МО в 2013-2014 учебном году было проведено 4 открытых урока и 2 открытых воспитательных мероприятия.
Дата прове | Класс | Тема открытого урока и внеклассного мероприятия | ФИО учителя | |
1. | 08.04.14 | 3 «А» | Кл/час «Как понять друг друга без слов». | Карякина М. Е. |
2. | 08.04.14 | 4 «Б» | Деление на трёхзначное число. | Никитенко Ю. В. |
3. | 08.04.14 | 1 «Б» | Кл/час «Путешествие в страну Добра и Вежливости». | Петельгузова О. В. |
4. | 08.04.14 | 2 «В» | Произведение о родной природе (сравнительный анализ содержания двух произведений) | Борисенко Е. Н. |
5. | 10.04.14 | 4 «В» | Мягкий знак после шипящих у глаголов 2-го лица единственного числа. | Шкаброва И. В. |
6. | 10.04.14 | 3»Б» | Урок-исследование по произведению Л. Пантелеева «Честное слово». | Попеско С. В. |
10. Взаимопосещение уроков в МО в этом учебном году осуществлялось частично по составленному графику (график не был соблюдён по причине непредвиденных обстоятельств) и по мере возможностей учителей. Таким образом Учителями начальных классов было посещено уроков.
ФИО учителя, посещавшего урок | Класс | Тема урока | Дата посе щения | ФИО учителя, проводившего урок | |
1. | Тихонова Татьяна Валентиновна | 2 «Б»
2 «А»
2 «А» 11 кл.
9 «Б» | Умножение и деление числа 8.
В. Осеева «Волшебное слово».
Пространственные предлоги. Политическая элита и политическое лидерство. Все работы хороши – выбирай на вкус. | 10.02.2014 12.03.2014г. 08.04. 08.04.
10.04.
| Ергиева Л. В.
Сатановская В. С. Ли Н. В. Тирмяева Н. Н.
Деревцова Н. А. |
2. | Петельгузова Ольга Витальевна | 4 «В»
3»Б» | Мягкий знак после шипящих у глаголов 2-го лица единственного числа. Урок-исследование по произведению Л. Пантелеева «Честное слово». | 10.04.14 г.
10.04.14 г. | Шкаброва И. В.
Попеско С. В. |
3. | Сатановская Валентина Семёновна | 2 «Б»
2 «В» 2 «А»
2 «А» | Заголовок текста.
Числовые выражения. Мне нравятся улитки.
Личное письмо о зоопарке. | 27.01. 2014г. 14.04. 11.02
11.03 | Ергиева Л. В.
Борисенко Е. Н.Шаповалова Т. М. Ли Н. В. |
4. | Ергиева Лидия Валентиновна | 2 «В» 4 «Б»
2 «Б»
2»А» 2 «А» | Царство грибов. Деление на трёхзначное число. Повторение алфавита.
Чем мы питаемся. Урок – концерт. | 30.01. 08.04.
23.04.
05.05. 19.05. | Борисенко Е. Н. Никитенко Ю. В.
Н.Шаповалова Т. М. МБОУСОШ №4 Бобкова Н. С. |
5. | Борисенко Евгения Николаевна | 2 «А»
2»Б» 3 «А» | Как построить дом.
В. Солохин «Деревья». Личные местоимения. | 10.12. 2013г. 13.03. 15.05. | Сатановская В. С. Ергиева Л.В. Карякина М. Е. |
6. | Карякина Марина Евгеньевна | 3 «Б»
3 «В» 3 «Б» 4 «В» | Учимся писать буквы о – ё после шипящих в корне слова. Русская трапеза. Л. Пантелеев «Честное слово». Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа. | 20.11.2013г. 18.03. 10.04. 10.04. | Попеско С. В.
Иванова С. А. Попеско С. В. Шкаброва И. В. |
7. | Попеско Светлана Васильевна | 3 «А» 4 «Б»
2 «Б»
4 «В» | Насекомые. Пауки. Деление на трёхзначное число. Г. Скребицкий «Жаворонок». П. Воронько «Журавль». Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа. | 22.01. 08.04.
08.04.
10.04 | Попеско С. В. Никитенкко ю. В. Борисенко Е. Н.
Шкаброва И. В.
|
8. | Иванова Светлана Алексеевна | 1 «А»
2 «В»
2 «Б»
3 «В»
3 «В» | Письмо наклонных линий»
Умножение и деление числа 2.
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Конструирование и моделирование несложных объектов. Письма. Введение лексики. | 17.09.2013г. 21. 10. 2013г. 14.11.2013г.
17.04.
31.03. | Тихонова Т. В.
Борисенко Е. Н.
Ергиева Л. В.
Карякина М. Е.
Ли Н.В. |
9. | Шушпанова Юлия Георгиевна | 4 «Б»
1 «Б»
4 «В»
3 «Б» | Деление на трёхзначное число. Путешествие в страну добра и вежливости. Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа. Л. Пантелеев «Честное слово». | 08.04.
08.04.
10.04.
10.04. | Никитенко Ю. В.
Петельгузова О. В. Шкаброва И. В.
Попеско С. В. |
10. | Никитенко Юлия Васильевна | 1 «Б»
4 «А»
1 «Б»
3 «Б» | Знакомство со звуками [з], [з], буквами З,з. Однородные члены предложения. «Путешествие в страну Добра и Вежливости». Л. Пантелеева «Честное слово». | 25.11. 2013г. 09.12. 2013г. 08.04.2014г. 10.04.2014г. | Петельгузова О. В. Шушпанова Ю. Г. Петельгузова О. В. Попеско С. В.
|
11. | Шкаброва Ирина Викторовна | 4 «Б»
2 «В»
3 «Б» | Деление на трёхзначное число. Произведение о родной природе. Л. Пантелеева «Честное слово». | 08.04.2014г 10.04.2014г. 10.04.2014г. | Никитенко Ю. В.
Борисенко Е. Н.
Попеско С. В.
|
11. В этом учебном году учителями начальных классов были проведены разнообразные диагностики. Все они представлены в таблице.
ФИО учителя | Название проведённой диагностики | |
1. | Тихонова Татьяна Валентиновна | Изучение уровня воспитанности. Изучение детского коллектива «Солнце, тучка, дождик». Изучение мотивационной сферы уч-ся «Краски». |
2. | Петельгузова Ольга Витальевна | Педагогические диагностики: «Стартовая», «Промежуточная», «Итоговая». Изучение уровня школьной мотивации. Тест «Самооценка уверенности в себе». |
3. | Сатановская Валентина Семёновна | Изучение уровня воспитанности. Педагогические диагностики: «Стартовая», «Промежуточная», «Итоговая». |
4. | Ергиева Лидия Валентиновна | Диагностика межличностных отношений среди учащихся. Диагностика межличностных отношений среди учащихся и родителей. «Круги на воде» — психодиагностика. Учебные диагностики: «Стартовая», «Промежуточная», «Итоговая». Уровень воспитанности. |
5. | Борисенко Евгения Николаевна | Изучение уровня воспитанности. Изучение уровня школьной мотивации. Изучение уровня психологической комфортности. |
6. | Карякина Марина Евгеньевна | Изучение уровня воспитанности. Изучение уровня самооценки ученика. |
7. | Попеско Светлана Васильевна | Изучение уровня воспитанности. «Круги на воде» — психодиагностика. Учебные диагностики: «Стартовая», «Промежуточная», «Итоговая». |
8. | Иванова Светлана Алексеевна | Выявление отношения уч-ся к учебной деятельности. Выявление способности к обобщению. Формирование самооценки. Структура мотивов. Уровень воспитанности. |
9. | Шушпанова Юлия Георгиевна | Изучение уровня воспитанности. Изучение уровня самооценки ученика. |
10. | Никитенко Юлия Васильевна | Изучение уровня воспитанности. Изучение уровня самооценки ученика. Изучение познавательной инициативы «Незавершённая сказка». «Кто я?» Анкетирование «Оцени поступок» |
11. | Шкаброва Ирина Викторовна | Изучение уровня воспитанности. Изучение уровня самооценки ученика. |
12. Внутри МО в этом учебном году был проведён теоретический семинар по теме «Изучение материалов ФГОС второго поколения в школе I ступени» и семинар — практикум «Пути повышения профессиональной компетенции учителей начальных классов».
В этих семинарах принимали участие все учителя начальной школы. Тематика их выступлений такова:
(теоретический семинар)
1. ФГОС «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования». Рассмотрение документа (отв. учителя начальных классов).
2. «Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов (отв. Петельгузова О. В.).
3. Портфолио- современная эффективная форма оценивания (отв. Ергиева Л. В.).
4. Формирование УУД средствами учебного предмета «Литературное чтение». Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-4 года обучения (отв. учителя начальных классов).
5. Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов (отв. Карякина М. Е.).
6. Составление плана взаимопосещения уроков (отв. Никитенко Ю. В.);
(семинар – практикум)
1. Формирование педагогического творчества учителя как необходимое условие дальнейшего развития школы (отв. Сатановская В. С. ).
2. Изучение и использование педагогических и цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции (отв. Тихонова Т. В.).
3. Развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД в начальной школе. (отв. Иванова С. А.).
4. Развитие личностных УУД на уроках литературного чтения по программе «Школа 21 века» (отв. Попеско С. В.).
5. Игра как средство интерактивного обучения (отв. Шушпанова Ю.Г.)
6. Планирование отрытых уроков по теме заседания (февраль — март 2014г., отв. учителя нач. классов).
Итогом данных семинаров было решение: признать все проводимые уроки в начальной школе «открытыми» для возможности посещения их коллегами с целью обмена опытом.
13. Авторские программы в 2013 -2014- учебном году учителями начальных классов не созданы.
14. В этом учебном году МО учителей начальных классов работало по четырём программам:
КЛАСС | АВТОР И НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ | |
1. | 1 «А» 1 «Б» | «Начальная школа XXI века» |
2. | 2 «А» | «Школа России» |
3. | 2 «Б» 2 «В» | «Начальная школа XXI века» |
4. | 3 «А» 3 «Б» 3 «В» | «Начальная школа XXI века» |
5. | 4 «А» | «Планета знаний» |
6. | 4 «Б» | «Начальная школа XXI века» |
7. | 4 «В» | «Школа 2100» |
Учителя работают по данным программам уже не один год, считают их соответствующим требованиям ФГОС, развивающими и интересными как для учителей так и для учеников.
15. Во всех общешкольных мероприятиях ученики начальной школы принимали непосредственное участие. Это – выставки рисунков, плакатов, газет, фотогазет; участие в праздниках, конкурсах, соревнованиях, практических конференциях, мероприятиях, посвященных знаменательным датам. По итога всех мероприятий победители и призёры были награждены грамотами, благодарностями и призами.
16. Система работы МО учителей начальной школы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
· создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
В 2013-2014 учебном году в начальной школе выявлено 15 одарённых детей:
Класс | Количество одарённых детей | ФИ учеников | |
1. | 1 «А» | 3 | Недодел Никита, Малолетко Альбина, Табалина Софья. |
2. | 1 «Б» | ——————— |
|
3. | 2 «А» | 1 | Пилипенко Саша. |
4. | 2 «Б» | 1 | Крапикова Дарья. |
5. | 2 «В» | 1 | Шарипжанов Руслан |
6. | 3 «А» |
|
|
7. | 3 «Б» | 3 | Скороделова Катя, Шереметьева Василиса, Калько Андрей. |
8. | 3 «В» | —————— |
|
9. | 4 «А» | 1 | Курнаков Илья. |
10. | 4 «Б» | 2 | Лю Костя, Офицерова Люба. |
11. | 4 «В» | 3 | Горячкина Настя, Толстолес Настя, Стрижаченко Данил. |
В своей работе с одарёнными детьми учителя используют такие формы работы как:
индивидуальный подход на уроках,
использование в практике элементов дифференцированного обучения,
проведение нестандартных форм уроков;
дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
участие в школьных и районных олимпиадах;
проектная деятельность учащихся;
посещение предметных и творческих кружков, внеклассных
мероприятий;
конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
создание детских портфолио.
Наиболее активные дети участвовали в интеллектуальных конкурсах — таких как «Кенгуру», «Русский медвежонок». Призовые места учащиеся нашей школы не заняли, но по количеству полученных баллов первое место получила Горячкина Настя (4 «В» кл.), второе место – Лю Костя (4 «Б» кл.). Непосредственно в школе были проведены олимпиады по русскому языку и математике среди учащихся 4-х классов. Результаты таковы:
Математика: I место — Лю Костя (4 «Б»).
II место – Горячкина Настя (4 «В»), Офицерова Люба (4 «Б»).
III место – Стрижаченко Данил (4 «В»), Курнаков Илья (4 «А»).
Русский язык: I место — Горячкина Настя (4 «В»),
II место- Офицерова Люба (4 «В»), Лю Костя (4 «Б»).
III место – Стрижаченко Данил (4 «В»), Курнаков Илья (4 «А»).
17. В этом учебном году, как и в прошлом, в начальных классах продолжалось внедрение исследовательских методов обучения в учебный процесс. Ученики начальной школы принимали участие в городской научной конференции «Я – исследователь» и школьной научно-практической конференции, проводимой в рамках методической недели естественных наук.
Класс | Тема исследовательской работы | ФИ ученика | ФИО учителя | |
1. | 2 «А» | История посёлка Угловое. | Симонин Семён | Сатановская В. С. |
2. | 2 «А» | Влияние компьютера на здоровье школьника. | Кравцова Кристина | Сатановская В. С. |
3. | 2 «Б» | Я занимаюсь ТХЭКВОНДО, потому что… | Красникова Даша | Ергиева Л. В. |
4. | 2 «Б» | Герб города Артёма. | Бортовой Эдик | Ергиева Л. В. |
5. | 2 «Б» | Речевой этикет. | Громова Надя | Ергиева Л. В. |
6. | 2 «Б» | Мир моего увлечения «Километр истории». | Сватов Максим | Ергиева Л. В. |
7. | 3 «Б» | Династия Романовых. | Баранов Андрей | Попеско С. В. |
8. | 3 «Б» | Удивительное превращение комара. | Скороделова Катя | Попеско С. В. |
9. | 3 «Б» | Кукушки Приморского края. | Шереметьева Василиса | Попеско С. В. |
10. | 3 «В» | ТХЭКВОНДО. | Зайдулин Миша | Иванова С. А. |
11. | 4 «А» | Красота макияжа. | Сафонова Дарина, Кутас Рита | Шушпанова Ю. Г. |
12. | 4 «А» | Фотошоп. | Иванова Алиса | Шушпанова Ю. Г. |
13. | 4 «В» | Искусство бисероплетения. | Мурашко Павел | Шкаброва И. В. |
14. | 4 «В» | Шоколад – вред или польза. | Ванин Матвей | Шкаброва И. В. |
18. На городской научно – практической конференции МО представляли ученики начальной школы. Фамилии и имена учащихся и названия их работ указаны в предыдущем пункте.
19. Сотрудничество учителей внутри МО проходило в формах инструктивно-методического совещания, теоретического семинара, семинара-практикума, круглого стола, методического диалога, предметной неделе русского языка, индивидуальной работой каждого учителя над темой самообразовании. Полученные знания все учителя начальных классов использовали в своей работе при проведении уроков и внеклассных мероприятий. С другими МО школы МО начальных классов в этом учебном году не сотрудничало.
20. С первого дня учебы педагогический коллектив начальной школы стремился усилить воспитательный потенциал уроков и внеурочных мероприятий, формировать традиции школы.
Для создания и сплочения детского коллектива активно использовались формы игры, конкурса, выставки и праздника. Ярко, празднично, торжественно прошли такие воспитательные мероприятия, как: «Здравствуй, осень золотая», «Новогодний маскарад», «День матери», «Прощание с азбукой» «День здоровья», «Неделя русского языка в начальной школе», концертные программы, посвященные Дню учителя, Дню Победы и другие.
Учащиеся начальной школы в течение учебного года участвовали в различных конкурсах, используя свой творческий потенциал культуры общения и построения межличностных отношений (участие ребят в конкурсах отражено в анализе воспитательной работы школы).
Система работы в начальных классах построена так, что все мероприятия готовились совместно: учитель — родители — дети, что помогает сплачивать детские коллективы.
21. На следующий учебный год МО даёт себе следующие рекомендации:
Совершенствовать методическую работу.
Внедрять передовой опыт в практику работы школы.
Продолжить работу по изучению нормативных документов, обобщать уже накопленный опыт работы по стандартам второго поколения.
Продолжить работу по изучению и внедрению в работу инновационных технологий. В связи с этим проводить заседания МО, организовывать взаимопосещения с целью изучения и распространения передового педагогического опыта, вести работу по теме самообразования по данным проблемам.
Усилить индивидуальную работу с каждым учащимся: вести систематическую работу с одаренными детьми, со слабоуспевающими детьми и «трудными» из неблагополучных семей.
22. МО учителей начальных классов в следующем учебном году планирует работать по теме: «Внедрение новых инструментариев оценивания качества обученности учащихся в условиях перехода на новые стандарты».
23. Цель работы МО учителей начальных классов в 2014 – 2015 учебном году — повышение качества знаний учащихся посредством применения инновационных образовательных технологий.
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение поставило перед собой следующую цель: создать условия, способствующие повышению педагогического мастерства по формированию у школьников ключевых компетенций при постепенном переходе к стандартам нового поколения.
формирование у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом.
пропаганда здорового образа жизни;
развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе;
формирование положительного отношения родителей и детей к занятиям физической культурой и спортом;
повышение эмоционального настроя детей, родителей и учителей физического воспитания;
25. От зам. директора по УВР в следующем учебном году помощь при организации работы МО учителей начальных классов не требуется.
26. С целью повышения своей педагогической культуры учителя начальных классов в следующем учебном году хотели бы посетить семинары:
«Структура анализа и самоанализа современного урока в контексте реализации ФГОС НОО»;
«Образовательные программы внеурочной деятельности учащихся: требования и технологии разработки».
По итогам методической работы за 2013 – 2014 учебный год можно сделать следующие выводы:
Анализ работы начальной школы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему способствовала четкая, слаженная работа всего методического объединения учителей начальных классов, педагогического коллектива школы.
Работа МО учителей начальных классов можно считать удовлетворительной.
Руководитель МО учителей начальных классов: Никитенко Ю. В.
30.05.2014 уч. год