Технологическая карта урока
Русский язык | ||
Класс | 3 | |
Тип урока/занятия | Урок отработки умений и рефлексии | |
Технология построения урока/занятия |
| |
Тема | Повторение общих сведений о частях речи и предложении («Весна, весною, о весне…»). | |
Цель | Повторить все изученное о частях речи и членах предложения, потренироваться находить и различать их | |
Основные термины, понятия | Части речи – самостоятельные и служебные (имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.), члены предложения (подлежащее и сказуемое) | |
Планируемый (ожидаемый) результат: умение находить части речи в предложении, определять главные члены предложения; осуществлять анализ имени существительного, глагола как части речи | ||
Предметные умения
| Личностные УУД: 1. Смыслообразование (положительное отношение к процессу учения, развитие познавательных интересов к урокам русского языка; формирование мотивов достижения). 2. Нравственно-этическая ориентация (развитие доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству, оказание помощи тем, кто в ней нуждается)
Регулятивные УУД: 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности: — способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; — организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; — планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами; — действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике (памятки), рабочей тетради; — контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; — оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей
Познавательные УУД: 1.Общеучебные универсальные действия: — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; — умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; — рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 2. Универсальные логические действия: — анализ, синтез; — установление причинно-следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; — доказательство; — выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД: 1. Коммуникация как взаимодействие: — готовность слушать собеседника и вести диалог; — готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; — умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; — умение предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников. 2. Коммуникация как кооперация: — умение договариваться, находить общее решение практической задачи; — умение аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; — способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов; — способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения работы.
| |
Организация пространства | ||
Формы работы |
| |
Фронтальная Групповая Работа в парах Индивидуальная |
|
Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ.
Личностные: нравственно-этическая ориентация (развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам, готовности к сотрудничеству и дружбе)
| Учитель приветствует детей. — Сегодня на уроке нас ждет очень интересная и важная работа, которую мы постараемся выполнить. | Учащиеся говорят слова: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно!
|
Актуализация знаний
| Предметные: повторить признаки предложений Метапредметные (УУД): познавательные: 1. Общеучебные универсальные действия — умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение; 2. Универсальные логические действия: анализ, синтез; построение логической цепи рассуждений. регулятивные: 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать (в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, задачами; — действовать согласно составленному плану; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; оценивать результаты решения поставленных задач; 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, умение полно выражать свои мысли.
|
Раздает карточки. На доске прикреплены карточки со словами: По, плывут, небу, облака
|
Дети работают со словами на карточках, составляя предложение.
Для более слабых учеников: составление предложений из слов, данных на карточке и на доске. Для более сильных: увеличение количества слов в предложении.
|
Постановка учебной задачи | Предметные: Метапредметные (УУД): познавательные: 1.Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; формулирование темы урока. 2. Универсальные логические действия: анализ. коммуникативные: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников.
| Работа с презентацией
| Учащиеся определяют тему урока (по словам, написанным вертикально)
|
Отработка умений в знакомой ситуации
| Метапредметные (УУД) регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. познавательные: 1.Общеучебные универсальные действия: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 2. Универсальные логические действия: анализ, синтез; построение логической цепи рассуждений. коммуникативные: 1. Коммуникация как взаимодействие:готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников. 2. Коммуникация как кооперация: умение договариваться, находить общее решение практической задачи; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения работы.
| Фронтальная работа. — Что можете сказать о данных словах?
— И какого произведения эти слова?
— Запишите два слова из любой сказки и определите части речи (например, из сказки «Колобок») | Ученики работают возле доски, обозначая части речи у слов: Лиса, журавль, гости, наварила, манная, каша, тарелка, клюв, дружба, закончилась.
Определяют, что слова из русской народной сказки «Лиса и журавль»
Работа в парах. Взаимопроверка.
ФМ (для глаз «Облака») |
Отработка умений в измененной ситуации | Предметные: 1. Умение определять части речи и главные члены предложения; умение строить предложения Личностные: смыслообразование (развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения); нравственно-этическая ориентация (развитие доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству, оказание помощи тем, кто в ней нуждается) Метапредметные (УУД) регулятивные: 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; организовывать свою деятельность, планировать (в сотрудничестве с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-практическими задачами; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей познавательные: 1.Общеучебные универсальные действия: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; знаково-символические (преобразование модели/таблицы с целью выявления свойств воздуха); умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2. Универсальные логические действия: анализ, синтез; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. коммуникативные: 1. Коммуникация как взаимодействие, как кооперация | Предлагает задания в парах — Распределите слова в три группы, записывая их в столбики в начальной форме. — Составьте предложение с любым из данных слов и выделите грамматическую основу.
| Ученики работают в паре, разбивают слова на группы: перед избой, смотрит, за облаком, в небе, зелёная, зеленеет, книжная, пушистым. Несколько пар представляют свои варианты, остальные осуществляют контроль за правильностью ответов. Каждый оценивает для себя трудность данного задания (в виде смайликов)
Самостоятельно записывают предложение и находят грамматическую основу. Взаимопроверка.
|
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Предметные: умение осуществлять анализ частей речи; умение правильно определять части речи у слов, похожих по написанию Метапредметные (УУД) регулятивные: 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать (в сотрудничестве с одноклассником) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами; действовать согласно заданию в рабочей тетради; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей познавательные: 1.Общеучебные универсальные действия: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2. Универсальные логические действия: анализ, сравнение, обобщение; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. коммуникативные: 1. Коммуникация как взаимодействие, как кооперация, как условие интериоризации. | Организует фронтальную работу, побуждает к высказыванию своего мнения
Организует работу в группах
| Дети работают в задачнике Упр. 539.
Два человека выполняют разбор частей речи на доске. Затем ученики сравнивают свой вариант выполнения разбора в тетради с вариантом на доске.
В группах дети пробуют составить свои предложения с похожими словами (написание одинаковое, а части речи разные): печь – печь, покрывало – покрывало, мороженое – мороженое. Затем представитель группы зачитывает вариант.
ФМ |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | регулятивные: 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей познавательные: 1.Общеучебные универсальные действия. 2. Универсальные логические действия: анализ, синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. коммуникативные: 1. Коммуникация как взаимодействие.
| Работа по карточкам и на мультимедийной доске
Найдите в каждой цепочке слов лишнее и напишите их, вставив пропущенные буквы. Определите части речи. В- 1: Б.рёза, пч.ла, лё.кий, м.лина. В-2: С.лёный, з.б.жать, з.лёный. В.сёлый, к.рмушка, п.лезная.
| Дети работают самостоятельно по индивидуальным карточкам (по количеству слов) |
Включение в систему знаний и повторение | регулятивные: 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей познавательные: 1.Общеучебные универсальные действия. 2. Универсальные логические действия: анализ, синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. коммуникативные: коммуникация как взаимодействие. Личностные: смыслообразование
| Подводит учащихся к выводу о принадлежности определенных признаков к определенной части речи | Ученики работают в группах по рядам с письмами от частей речи и отгадывают, какой части речи принадлежит письмо:
1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. Догадались, кто я?
2. Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?
3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?
|
Рефлексия учебной деятельности | Личностные: Смыслообразование (положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, развитие познавательных интересов к урокам окружающего мира; Метапредметные (УУД): регулятивные: контроль, оценка коммуникативные: коммуникация как взаимодействие. | -Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме:
знаю я
запомнил смог
— Прочитайте, что написано. Чтобы прочитать, надо буквы выстроить по высоте.
| Ученики производят рефлексию своей работы по схеме, оценивают свою деятельность по «Лесенке достижений». (За достижения на уроке наименее сильные ребята получают звездочки)
Составляют пожелание из букв «Учись отлично» |
Домашнее задание |
| — Упр. 540 и на выбор: составить письмо от других частей речи (местоимение, частица…)
| Запись в дневник |