Тема мастер-класса: «Конструирование занятие (урока) на тему «Молчание тоже ложь!?» в технологии модерации»
Итак, наша задача состояла в следующем. С «космической скоростью», за 20 минут, мы должны были сконструировать занятие на тему «Молчание тоже ложь!?». У вас в раздаточном материале есть Конструктор урока, который помог нам справиться с этой задачей совместными усилиями.
В соответствии с технологией модерации мы представили наш будущий урок в виде маршрута, а этапы урока — это автобусные остановки.
Предлагаем Вам отправиться по данному разработанному нами маршруту.
1 остановка: Эмоциональный настрой: Перед любым занятием необходимо создать благоприятный психологический настрой. Мы предлагаем вам эффективный прием «Цветочек» (слайд)
Метод «Вырасти цветок» Необходимо визуально вырастить цветочек на бумаге. Раздается листочек с изображением цветка. Учитель говорит: «Чтобы наш цветок расцвел, необходимо 1. создать благоприятные условия — вписать свои ожидания
2. Бороться с негативными факторами — обозначьте свои опасения
3. Продумайте способы спасения цветка на случай опасности — определить способы борьбы с опасениями
На доске, разделенной на три части, выписываются: ожидания, опасения, способы борьбы со страхом
На доске выписываются красным фломастером опасения, которые не оправдались, желтым — желания, которые удалось реализовать; зеленым — способы борьбы со страхом, которые были применены на занятии.
2 остановка: Мотивация. На этой станции работала группа № 1, она и представит результаты своей работы. Слайд — наиболее важные и интересные приемы мотивации
Группе предлагаются следующие приемы мотивации:
— Ассоциативный ряд
— Выбор эпиграфа (Тот, кто молчит о творящемся беззаконии, соучаствует ему. Святой Максим; Молчание народа – это золото власти Михаил Генин; Их молчание — громкий крик Цицерон),
Ведущий: Предлагаем еще один прием мотивации. На экране высвечивается тема урока Молчание тоже ложь. С точки зрения грамматики здесь допущена ошибка: нет знака завершения. Мы просим учеников предложить свой вариант и аргументировать его. В конечном итоге появляются варианты:
Молчание тоже ложь…
Молчание тоже ложь?
Молчание тоже ложь!
Молчание тоже ложь!?
3 остановка: Актуализация знаний. На этой станции работала группа № 2, она и представит результаты своей работы. Слайд — наиболее важные и интересные приемы актуализации знаний
Группе предлагаются следующие приемы актуализации знаний:
— Работа со словарями.
Примечателен тот факт, что эта точка зрения отражена во многих толковых словарях.
1. В толковом словаре Ожегова, Шведовой: «Молчать — 1. Не произносить ничего, не издавать никаких звуков;
2. Соблюдать что-нибудь в тайне, не рассказывать о чем-нибудь, не высказываться».
В «Словаре русского языка» под редакцией Евгеньевой: «Молчать —
1. Ничего не говорить, не издавать звуков голосом;
2. Не нарушать тишины, не производить звуков;
3. Не рассказывать, не говорить о ком- , чем-либо, хранить в тайне что-либо;
4. Не проявляться, не давать о себе знать».
В «Толковом словаре русских глаголов» под редакцией Бабенко: «Молчать — не говорить ничего, не издавать звуков голосом».
В «Кратком толковом словаре русского языка» под редакцией Розановой: «Молчать — не говорить, не кричать».
— Кейс-технология: «Виды молчания»
Ведущий: Возможен и такой прием: Ученикам предлагается поработать над «гнездом» однокоренных слов: умолчание, замалчивать, перемолчать, недомолвки, отмолчаться
Задание: Опираясь на лингвистические знания, попробуйте перевести разговор в тему социальных межличностных отношений и выскажите свое мнение по этому поводу.
4 остановка: Объяснение нового материала (Погружение в тему и практическая работа). Данная остановка предполагает выбор направления разговора, дискуссии, анализа проблемы.
На этой станции работала группа № 3, она и представит результаты своей работы. Слайд — наиболее важные и интересные приемы объяснения нового материала
Группе предлагаются следующие приемы погружения в тему:
— «Дерево целей» (распечатать описание)
— «Снежный ком» (распечатать описание)
Результатом работы данной группы должны стать круг вопросов для обсуждения:
— Как относились к молчанию в разные времена?
— Почему молчим?
— Последствия молчания
— Что делать?
Ведущий: Еще один эффективный вариант погружения в тему: «Инфо-угадайка» (на слайде)
Практическая работа. На этом этапе, который является самым важным, мы, применяя активные и интерактивные методы, решаем поставленные перед нами задачи.
На этой станции работала группа № 3, она и представит результаты своей работы. Слайд — наиболее важные и интересные приемы практической работы по изучению нового материала
Ведущий: По результатам предварительных этапов мы должны выйти на социальный аспект рассмотрения темы занятия.
Группе предлагаются следующие приемы работы в группах:
Результатом работы данной группы должны стать круг вопросов для обсуждения:
Первая подгруппа:
— Как относились к молчанию в разные времена? Как относятся к молчанию в России? (прием исследовательская работа)
Русские пословицы и поговорки, приводимые В. Далем, противоречат друг другу. О молчании говорят одобрительно:
Слово — серебро, молчание — золото.
Кто молчит, не грешит.
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Доброе молчание лучше худого ворчания.
Молчанкой никого не обидишь.
Кто молчит, тот двух научит.
И осудительно:
Молчбою прав не будешь.
Крепкое молчание ни в чем не ответ.
Молчит, как пень.
Молчит, как мертвый, как неживой.
Играть в молчанку.
Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.)
Вторая подгруппа:
— Почему молчим? (выдвижение версий — техника «круглый стол»)
Третья подгруппа:
— Последствия молчания (технология Гражданского форума)
Четвертая подгруппа:
— Что делать: (мини-проекты) (проектная деятельность)
— Что делать в сфере образования, чтобы вырастить поколение неравнодушных и немолчащих?
— Что делать, чтобы «воспитать» учителя неравнодушного и немолчащего?
5 остановка: Закрепление и рефлексия. В технологии модерации данному этапу урока отводится очень важное место, так как он показывает, с какими личностными, метапредметными и предметными результатами ученики уйдут с урока. На этой станции работала группа № 4, она и представит результаты своей работы. Слайд — наиболее важные и интересные приемы рефлексии.
Группе предлагаются следующие приемы рефлексии:
— Метод «Шесть шляп»
— Коллаж
— Синквейн
— Закончи предложение
— Свободный микрофон
Ведущий: эффективным приемом завершающей части занятия является «ПОПС-формула» (слайд)
Ведущий: В завершении еще один прием «Мудрая притча»
Однажды, человек направляясь к своему другу фермеру, живущему в горах в небольшой долине, увидел странную картину, которая поразила его. На небольшой поляне тысячи животных толпились и давили друг друга. Рядом стоял шикарный лес. Человек остановился и задумался: «Почему же звери не живут в этом прекрасном лесу? Почему они все находятся на одной поляне и давят друг друга?»
Он спросил у друга: «Что же случилось с птицами? Почему звери не идут в лес?» П
Друг ответил: «Я слышал историю, что когда-то давным-давно здесь жил очень жестокий хозяин, человек садист. Он ставил над животными жесткие эксперименты и наслаждался этим. Он построил высокую ограду и поставил стражу, вокруг поляны, приказал стражникам убивать тех, кто попытается сбежать с поляны. Было нагнано множество животных в эту тюрьму. Это длилось многие годы, кто пытался сбежать, был убит на глазах у других зверей. Со временем звери и птицы смирились и приняли эту тюрьму за свой родной дом. Они забыли о свободе, т.к. она у них ассоциировалась со смертью. После этого прошло уже очень много лет, хозяин умер, стражников давно уже нет, а ограда развалилась. Им ни кто не мешает уйти, но ограда стоит у них в уме, они её сами создали из-за страха. Даже больше, они видят её, т.к. она стала условием их существования». Притча о Свободе
«Но почему, почему им ни кто не расскажет, что они свободны?!» — спросил гость. «Многие люди им говорили о свободе, но животные их не слушают. Звери набрасываются на тех, кто им начинает что-то рассказывать, они не хотят, чтобы их тревожили. Они даже детей воспитали с мыслью об ограде. Ограда у них в крови, она стала частичкой их видения мира. Более того, они считают, что это и есть Свобода, а мир вокруг них является тюрьмой. Но появляются еще добрые люди, которые пытаются переубедить их, рассказать, что они свободны и нет никакой ограды»