Степанова Светлана Борисовна
учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» города Бежецка, Тверской области
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
(4 класс Образовательная система «Школа России»)
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи урока:
— создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;
— формировать у обучающихся способность к рефлексии;
— систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
— научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;
— отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Оборудование: учебник для 4 класса Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой; проектор, заготовленные карточки с заданиями; карточки с буквами и и е (для обучающихся)
Ход урока.
Организационный момент урока.
Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники.
Запишите:
Число.
Классная работа.
Самоопределение к учебной деятельности.
На доске записано стихотворение Б.Заходера:
В лесочк…, над речк..й,
Построена дачка.
На дачк… живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лес…м и дач…й,
Но есть огорчения
В жизн… собачьей.
Прочтите эти строки, проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)
— Мы учились на предыдущих уроках писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа? (да)
— Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (выписать имена существительные, вставив пропущенные окончания, определить грамматические признаки имен существительных, тип склонения и его падеж)
Обучающиеся выполняют задание.
Проверка фронтальная (окончания вписать в строки стихотворения)
— Как вы действовали при написании окончания?
На доске появляется алгоритм действия: (алгоритм записан на отдельных скрепленных между собой листах, постепенно разворачиваем листы – карточки)
Имя существительное
↓
Ставлю существительное
в начальную форму: ед.ч., И.п.
↓
Определяю тип склонения
1, 2, 3 скл.
↓
Определяю падеж
— Все ли грамматические признаки имени существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание? (нет, достаточно вспомнить склонение и падеж)
— Достаточно ли этой схемы, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?
— Что еще необходимо? (знать таблицу: в каком падеже какого склонения пишется то или иное безударное падежное окончание; уметь подбирать слово-помощник с ударным окончанием)
— Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе. (Показывают уровень умения на «шкале успеха», которую рисуют на полях тетради)
Формулировка цели урока и постановка учебных задач
(подбираются вопросы для постановки цели урока и путей ее решения)
-. Так какова же цель нашего урока? (научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)
— Сформулируйте учебные задачи:
(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;
— научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;
— запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;
— научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) (слайд 2)
Работа над решением поставленных задач
(работа по алгоритму)
1. Упражнение в определении типа склонения по начальной форме.
— Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного? (поставить имя существительное в начальную форму: И.п., ед.ч, для того, чтобы определить тип склонения. От типа склонения зависит какая буква будет в окончании)
На партах детей карточка со словами:
Дождиком, словечку, к крылечку, за домом, над кроватью, при дочери, в лесу, над облаками, с новостью, на линейке, дружку, до дороги, у входа.
По данному заданию проводится работа в парах постоянного состава. Дети по очереди называют имена существительные, ставя их в начальную форму, определяют тип склонения. Слова, вызывающие затруднение, дети отмечают. На всю работу отводится 5 минут.
Проверка:
Дается эталон выполненного задания на слайде 3.
— Удалось ли выполнить задание полностью? Что помешало?
— Выполни ли задание без ошибок?
— Какие слова оказались сложновыполнимыми? (коллективное обсуждение)
— Чем можно дополнить нашу схему? (сводная таблица окончаний имен существительных в разных падежах разного типа склонения)
Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.
Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. На слайде 4 появляются 3 текста. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты. Учитель наблюдает за процессом выбора и раскладывает на стол каждого ученика карточку с номером выбранного задания.
1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.
2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.
Телеграмма для______________.
Рассказ о __________________.
Сидит на __________________.
Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.
Проверка задания проводится в группах, ошибки анализируются и исправляются.
Физминутка
– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если покажу на слово с ударным окончанием, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу на слово, в котором безударное падежное окончание вы приседаете.
За ключ…, с багаж…, перед смерч…, со шприц…, в зоопарк…, на юг…,на рек… о труженик…, о геро…, в туман…, у братишк..…, на барабан…, о львенк…, в берет…, к коров…, о лыжник…, у рощ…, в дом…, на диван….
Работа с таблицей «Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения» (учебник с.109)
Таблица окончаний появляется на слайде 5.
Тип склонения | |||
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | |
И.п. | -а, -я | -□, -о, -е, -ё | -□ |
Р.п. | -ы, -и | -а, -я | -и |
Д.п. | -е | -у, -ю | -и |
В.п. | -у, -ю | неодушевленные, как в Р.п одушевленные как в И.п | -□ |
Т.п. | -ой, -ою, -ей, -ею | -ом, -ем | -ю |
П.п | -е | -е | -и |
— Рассмотрите таблицу. Сравните безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений.
— Что можно сказать о безударных падежных окончаниях 1, 2, 3 склонений в Р.п, Д.п, П.п? (в 3-м склонении в этих падежах одинаковое окончание — -и; в П.п 1 и 2 склонения пишется окончание — -е)
— От чего зависит правописание безударного падежного окончания? (от типа склонения и падежа имени существительного)
Правило с.110 (проверка в парах)
Самостоятельная работа с проверкой по образцу
Упражнение №84
(Из группы данных имен существительных выбрать по одному существительному 1, 2, и 3 склонения и письменно просклонять их)
Самопроверка по образцу (в качестве образца как опора служит таблица окончаний на слайде; учитель оказывает индивидуальную помощь)
Слова- ключи для правописания безударных падежных окончаний имен существительных
— Слово ключ вам знакомо. А какое значение оно имеет? (ключ от двери; ключ – родник; ключ – шифр, расшифровка)
— Вручаю вам слова-ключи для каждого типа склонений (раздаются карточки со словами-ключами: земля, вода, конь, окно, печь, степь)
— Проследите за окончаниями этих слов. Что вы заметили такого, что позволяет данным словам быть волшебными, быть словами-ключами? (ударные окончания)
— Почему ударные окончания делают эти слова волшебными? (по ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении)
— Как же пользоваться этими словами-ключами? (надо установить порядок, т.е. алгоритм пользования)
На слайде 6 появляется алгоритм пользования словом-ключом.
1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово.
2 шаг. Подбираю слово-ключ – земля – и ставлю его в ту же форму: с землей.
3 шаг. Если у слова-ключа окончание и значит, в данном слове будет такое же окончание.
Практическая работа по отработке действия по алгоритму
На слайде 7:
(без) насмешки (е)
1 шаг. (без) насмешки (и/ е ) (что?) насмешка
2 шаг.( 1-е скл.) насмешка → вода (земля)
3 шаг. без воды, без насмешки (ы/и), без земли
Учитель читает слова, дети поднимают карточки с буквами е или и:
Из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(возвращаемся к поставленным в начале урока задачам)
— Со всеми поставленными задачами вы справились?
— На такой же «шкале успеха» отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?
— При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (научиться безошибочно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше запомнить окончания существительных в разных падежах 1, 2. 3 склонений)
Домашнее задание (дифференцированное)
— Предлагаю вам выбрать в качестве упражнения для отработки полученных на уроке навыков следующие виды заданий:
1) №85 (списать текст, проверяя правописание безударных падежных окончаний по таблице)
2) №88 (просклонять однокоренные имена существительные, сравнить окончания в Р.п., Д.п., П.п.)
3). Придумать рассказ из 5-7 предложений на тему: «Первый снег», используя имена существительные: снежинка, заморозок, лучик, оттепель, солнышко, парк, аллея, скамейка.
— Спасибо за урок!