«Человек и его поступки»

«»Человек и его поступки»

(классный час)


Чарина Ольга Владимировна,

учитель музыки

высшей категории

МОУ «Гимназия №29»
г.о. Саранск Республики Мордовия

Цель:

  • развить умение ставить себя на место другого человека;

  • научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;

  • дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;

  • выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;

  • активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера;

Форма проведения: практикум.

Подготовительная работа.

  • Подготовить аудиторию.

  • Размножить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества».

  • Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса.

  • Парты сдвинуты, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга в микрогруппах.

  • Листы с таблицами (задание 1) по количеству учащихся.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.

Вопросы для обсуждения:

А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или учителя? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?

А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? .

«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». Это слова И.Гете. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.

Как вы считаете, знаете ли Вы себя?

Давайте сейчас это и проверим.

Попробуем на сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, дадим возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны, попробуем прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому наш классный час мы проведем в форме практикума с применением ситуационно-ролевых игр.

Задание № 1. Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке.

Мои положительные качества

Мои отрицательные качества

Что мне нужно изменить в своем поведении …

 

 

 

 

 

 

По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы.

Задание № 2. Тест-опрос

Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

  1. Когда от меня требуют послушания, я …

  2. Когда меня просят не грубить, я …

  3. Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …

  4. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …

  5. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …

  6. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…

  7. Ты дежуришь по кабинету. Подметая пол, находишь деньги. Что ты сделаешь?

  8. Несколько человек в классе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?

  9. Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя?

Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Попробуем выяснить, насколько мы умеем судить о людях, понимать их душевное состояние.

Задание № 3. «Прогнозируем поступок».



Мотивы французской баллады «Белая шаль»

Баллада рассказывает о юном революционере, который был в отряде повстанцев. Он, почти мальчик, был осуждён на смертную казнь, и утром на большой площади, где установлен эшафот ему должны были отрубить голову. Ночью в камеру к сыну, подкупив стражу, приходит мать.

Рано утром меня примет король, — я на коленях буду просить его помиловать тебя. Если моя просьба будет услышана, и ты будешь прощен, утром в толпе увидишь меня в белой шале. Если же король ответит отказом, шаль будет – черной.

И вот утро казни. Бушует толпа около эшафота, она негодует, что казнят такого молодого паренька. И все ему сочувствуют. А он с улыбкой выходит к плахе и спокойно кладет голову: вот-вот прозвучат слова прощения, ведь он видит, что мать стоит в белой шали. Палач заносит топор, казнь совершена. В толпе рыдает женщина в белой шали. Она боялась, что сын струсит увидев плаху, что её мальчик будет просить прощения, тем самым унизив своё достоинство, достоинство революционера. А так он умер спокойно и достойно.

  • Как вы считаете, каким был поступок матери?

  • Можно ли сказать, что мать спасла своего сына?



Достойный – говорится в словаре Даля — это стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованием правды, чести. Иначе говоря — достойный уважения, стоящий доверия, заслуживающий внимания – такой, каким должен быть Человек с большой буква.

Задание № 4. « Жизненные ценности?»

Ребята, а сейчас я хочу предложить вам самостоятельно закончить фразы, и мы посмотрим всё ли в нашей жизни можно оценить?

  • За деньги можно купить часы… (но не время).

  • За деньги можно купить книгу… (но не мудрость).

  • За деньги можно купить телохранителя… (но не друга).

  • За деньги можно купить еду… (но не аппетит).

  • За деньги можно купить дом… (но не семью).

  • За деньги можно купить положение в обществе… (но не уваже­ние людей).

  • За деньги можно купить лекарство… (но не здоровье).

  • За деньги можно купить поцелуй… (но не любовь).

  • За деньги можно купить развлечения… (но не счастье).

  • За деньги можно купить целый континент… (но не Родину).

  • За деньги можно купить орден… (но не подвиг, не честь).

  • За деньги можно купить клоунов… (но нехорошее настроение).

Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам одного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по кар­ману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, сове­стью. Это слишком дорого!».





Легенда

В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

  • Многого ли достигла в жизни эта старушка?

  • Каковы были ее жизненные ценности?



Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец, поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.



(Работа в подгруппах).

Каждому ученику необходимо заполнить последнюю колонку из таблицы задания № 1.

Задание № 5. «На острове ».

  • Закройте глаза и опустите головы. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место: какой-то неизвестный ваш родственник умер, оставив вам в наследство свой остров. Этот человек был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владением им. Вы не верите своим глазам. На острове много домов , зелени, гавань с яхтой и пляжем – нет только людей. Здесь круглый год стоит тёплая погода. Из завещания вы узнаёте, что здесь можно провести всю жизнь, не испытывая ни в чём нужды. Но есть одно условие – вы никогда никого не должны приглашать на этот остров, но можете заказать всё, что пожелаете и ваши просьбы выполнят.

  • Как бы вы поступили в этом случае, зная, что не имеете права изменять условия завещания? Почему?

  • Что значит «общение с природой» и «Общение с человеком»?

  • Для чего человек общается?

Просмотр видеоролика.

Заключительное слово педагога:

«Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели». (Гельвеций)

«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)





Список использованной литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — Спб., 1863-1866.

  2. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 96.

  3. Амоева М.А. Классные часы в 5-7 классах Феникс, Ростов-на-Дону, 2003.

  4. Мудрость воспитания, Педагогика, М., 1987.

  5. Мориц Гартман «Белое покрывало».

Свежие документы:  Программа факультативного курса для учащихся 5-6 классов "Развитие креативности"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: