Доклад на тему «Рисование с детьми, страдающими ранним детским аутизмом»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Областной центр диагностики и консультирования








Доклад на тему

«Рисование с детьми, страдающими

ранним детским аутизмом»









педагог-психолог

Белоглазова Ангеля

Винцас-Альгиманто.






Рисунок часто используется в практике психологической коррекционной работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения.

Рисование изначально несет функцию эмоционального тонизирования: ребенок должен заразиться цветом красок, почувствовать, что именно он оставляет на бумаге цветовое пятно, которое с помощью педагога обретает какой-то смысл. Аутизм сопровождается нарушением общей и тонкой моторики, а как следствие — страхом графической деятельности, негативным отношением к рисованию и письму, поэтому рисование используется для непосредственной подготовки к письму – наряду с эмоционально насыщенным свободным рисунком постепенно применяют и ограниченное пространство на листе бумаги: закрашивают контуры простых понятных ребенку фигур.

Вместе с традиционными задачами рисование с детьми с ранним детским аутизмом решает и ряд специфических задач. При обучении аутичного ребенка рисованию используется метод совместного рисования. В данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка. Процесс сюжетного рисования по своему содержанию является аналогом формирования сюжетной игры и сочетается с ней. Так же как в игре, настоящий развернутый сюжет в рисунке формируется постепенно, усложнение и наполнение его идет от отдельных впечатлений к связному серийному рассказу-истории и все более развернутому диалогу с ребенком.

Метод совместного рисования предоставляет новые возможности:

1. возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. В этой ситуации взрослый должен следовать определенной тактике: даже если он понял, чего хочет ребенок, не надо воплощать это желание немедленно. Поскольку ребенку не терпится поскорее получить желаемый результат, можно предположить, что проявление активности с его стороны не заставит себя долго ждать.

2. ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства аутичного ребенка с окружающим миром. При совместном рисовании удается уточнить представления, которые уже есть у ребенка. Еще одна возможность – обогащение этих представлений, вводя в рисунок новые детали, предлагая ребенку варианты развития знакомого сюжета.

Следующий этап – обобщение представлений об окружающем. Это позволяет научить ребенка пользоваться уже имеющимися знаниями в различных ситуациях.

Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и использует их.

Свежие документы:  Рабочая программа учебной дисциплины "Введение в профессию" по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

3. использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации. При этом в значимой для ребенка ситуации в ходе эмоционального комментария обогащается его пассивный словарь. Актуальна возможность развития активной речи, которая в этой ситуации оказывается одним из средств проявления ребенком активности.

4. совместное рисование также дает возможность проведения с ребенком терапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения – бытовые моменты, то, чего ребенок боится и т.д. При этом сюжеты проговариваются и обязательно находится выход из создавшейся трудной ситуации, предлагается благополучный вариант развития событий.


Этапы развития совместного рисования.

Совместное рисование взрослого с аутичным ребенком требует поэтапного развития.

1 этап. Налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности. Начинать следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка, сопровождая изображения эмоциональным комментарием.

2 этап. Рисование «по заказу» ребенка. Рисуется то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию.

3 этап. Постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения. По-прежнему выполняя заказ ребенка, использовать различные изобразительные средства, варьировать рисунок

Варианты разнообразия рисунка:

— использование различных материалов: помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон;

— сам рисунок варьировать по размеру, форме, цвету и положению в пространстве;

— дополнять изображение новыми деталями: рисуя одно и то же, стараться всякий раз вносить небольшие изменения.

4 этап. Вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. Ребенку доставляет удовольствие наблюдение за действиями взрослого, однако он часто все же предпочитает оставаться пассивным. Ребенок не проявляет активности, если ее не стимулировать специально.

Особенно эффективны следующие приемы:

— задавая вопросы, побуждать ребенка делать «заказ» на разных этапах рисунка и каждый раз выполнять его просьбу. Предложить выбрать карандаши для рисования, принести бумагу.

— предложить ребенку несколько вариантов развития рисунка и пусть он выберет тот, что ему больше нравится.

5 этап. Введение сюжета. На этом этапе ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой стороны – должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления и в случае необходимости скорректировать их.

6 этап. Дальнейшее развитие сюжета. После того, как сюжет будет «обжит» ребенком, следует переходить к его расширению, введение новых линий.

Свежие документы:  Нравственно-патриотическое воспитание в начальной школе

7 этап. Перенос полученных знаний в другие ситуации. На этом этапе возможно переходить к проигрыванию сюжета с использованием игрушек и предметов, закреплять в повседневной жизни, использовать полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании).



Список использованной литературы.

1. Лебединская К. С., Никольская О. С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма. М., 1988.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

3. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — №4.

4. Ранний детский аутизм. П/р Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, К. С. Лебединской. М., 1981.

5. Гурьева В.А., Семке В.Я, Гиндикин В.Я. Психопатология детского возраста

6. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и Общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2002

7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: Издательский дом “БАХРАХ”, 1998.

8. Баенская Е.Р. «Использование сюжетного рисования с коррекционной работы с аутичными детьми» //Дефектология» 2008 г. — №4,










Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: