Муниципальное общеобразовательное учреждение
Алтанская средняя общеобразовательная школа
с. Алтанцы Амгинского улуса Республики Саха (Якутия)
Классный час
в 6 классе
«Помнят благодарные потомки»
Подготовила: Васильева Римма Михайловна,
учитель английского языка
Алтанцы 2010
Пояснительная записка
Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится проблема воспитания порядочного и патриотичного человека, умеющего ценить прошлое и уважать историю своего народа, испытывающего гордость за свою страну. Одновременно с этим во главу угла ставится формирование у учащихся ключевых компетенций. В связи с этим необходимо проводить классные часы, ориентированные на решение данной проблемы и задачи.
Представленный для публикации классный час предназначен учащимся 6 класса. В основу разработки данного классного часа легли следующие принципиальные положения:
личностно-ориентированная направленность;
ориентация на достижение конкретного конечного результата. Это определяет отбор материала для классного часа, форму его подачи, приемы и виды работы.
обеспечение компетентностного подхода.
Основная цель данного классного часа подразумевает:
а) патриотическое воспитание;
б) формирование исследовательской, коммуникативной компетенций.
Классный час призван воспитать чувство патриотизма и уважение к старшему поколению, сформировать информационную культуру, компьютерную грамотность, вовлечь учащихся в творческую и исследовательскую деятельность посредством создания поздравительной открытки, поиска необходимой информации для заочного путешествия. Классный час направлен на приобщение школьников к истории своей страны, эмоционально воздействовать на воображение учащихся, способствовать их самореализации.
Классный час построен в форме интеграции заочного путешествия и КТД, основной особенностью которых является равенство всех участников, включая учителя, отсутствие соперничества и оценки, выбор материала, ситуация успеха. Применение компьютерной презентации обеспечивает проведение классного часа на качественно новом уровне, интенсифицировать его.
Предлагаемый классный час рекомендуется проводить не только в 6 классе, но и в других классах общеобразовательных школ.
Классный час в 6 классе
«Помнят благодарные потомки»
Цель:
— воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению;
— развитие исследовательской и коммуникативной компетенций;
— формирование информационной культуры, компьютерной грамотности;
— совершенствование навыков коллективной деятельности.
Форма: заочное путешествие по местам боевой славы, коллективное творческое дело.
Используемые методы и технологии: личностно – ориентированное обучение, исследовательский метод, проектный метод, ИКТ.
Оформление, оборудование и инвентарь:
— написанные на слайде компьютерной презентации тема и девиз классного часа:
«Помните!
Через века,
через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!»
— оборудованные места для работы «дружин»;
— компьютер, проектор, экран, бумаги для черчения форматом А4, цветные бумаги, цветной картон, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы, скотч;
— нарисованное дерево без листьев, разноцветные листья.
Подготовительная работа:
Заранее классу объявляется тема предстоящего путешествия, даётся вступительное слово: «Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю села, города, края, республики, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война. Память о ней должен сохранить каждый россиянин. Мы попытаемся с вами пройти по местам боевой славы, пройти тот долгий и трудный путь, который прошли наши с вами деды, защищая Родину во имя мирной жизни на Земле.
Путешествовать легче небольшими группами, поэтому мы разделимся на «дружины». Каждой «дружине» предлагается рассказать о сражениях Великой Отечественной войны:
Битва за Москву
Ленинградская блокада
Сталинградская битва
Курская дуга
Взятие Берлина
Все эти сражения стали переломными, решающими в Великой Отечественной войне. Ваш рассказ должен быть ярким, с демонстрацией тех боевых событий, с использованием различных выразительных средств. При демонстрации боевых событий приветствуется компьютерная презентация. Время выступления каждой «дружины» — 5 – 7 минут. При сборе необходимой информации вы можете воспользоваться материалами из Интернета, можете консультироваться с учителем истории».
Разбивка на «дружины» может быть по жребию или по желанию.
Содержание классного часа.
Классный час начинается песней «Давным – давно была война». Вступительное слово учителя:
«Война… Суровее нет слова.
Война… Печальнее нет слова.
Война… Священнее нет слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть … и нет…
Наверное, нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Сколько горя, слёз и страданий принесла Великая Отечественная война. Это сейчас мы не знаем ужасов войны. Это сейчас мы не можем оценить тот подвиг, который совершили наши деды, прадеды. Но мы должны помнить об этом и не забывать, какой ценой была добыта наша Великая Победа. Мы должны быть благодарны нашим дедам и прадедам за мирное небо над головой, за наше счастливое детство.
Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по местам боевой славы, которые хранят вечную память о той страшной войне».
Выступления «дружин» с рассказами о местах боевой славы, подготовленные заранее. Выступления сопровождаются компьютерной презентацией.
Коллективное творческое дело «Поздравительная открытка ветеранам войны и тыла». «Дружины» делают открытки ветеранам, которые будут вручены в День Победы. Члены каждой «дружины» обсуждают между собой, какой будет открытка, и приступают к созданию открыток.
КТД сопровождается музыкой. Это может быть классическая или любая другая музыка, которая позволит пробудить творческое воображение детей. Музыка позволит эмоционально воздействовать на учащихся.
Рефлексия. Для рефлексии используется приём «Дерево чувств».
Учитель раздаёт учащимся карточки (см. приложение) и предлагает им повесить листочки на «Дерево чувств» согласно своему настроению, мнению о классном часе.
Приложение
Дорогие дети!
Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий – неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
Использованная литература:
Аджиева Е. М., Байкова Л. А. и др. 50 сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под редакцией Степанова Е. Н., Александровой М. А. – М.: ТЦ Сфера, 2005
Роберт Рождественский. – Реквием // Избранное. Всемирная библиотека поэзии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997
Соколова Л. А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся // Иностранные языки в школе. – 2005 — № 1 – с. 19 — 26
Щепетова О. В. У вечного огня. Сценарий торжественной линейки, посвящённой Дню Победы. — www.vsedetki.ru