Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Спасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Спасского района Приморского края
Конспект воспитательного занятия
для младших школьников
«Почему мы ссоримся?»
подготовила воспитатель
I квалификационной категории
Кравчук Александра Александровна
г.о. Спасск-Дальний
2012
Цель: создание условий эффективного взаимодействия внутри детского коллектива.
Задачи:
– сообщить и дополнить знания детей о причинах возникновения ссор меду людьми, выхода из конфликтной ситуации;
– определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
– развитие коммуникативных навыков через участие в групповой беседе, индивидуальных заданиях;
– коррекция внимания, воображения, памяти, мышления, эмоциональной сферы детей через выполнение заданий и упражнений;
– воспитание гуманного отношения друг к другу.
Оборудование:
видеозапись немого художественного фильма “Цирк” с участием Ч.Чаплина (или фрагмент из фильма со сценой драки) [1];
музыкальное сопровождение «Звуки природы – горная река» [2];
карточки-пиктограммы с выражением различного настроения для упражнения “Моё настроение” [3];
слова для словарной работы (ссора, конфликт);
индивидуальные для каждого ребенка бланоки ответов “Нет ссоре!” [4];
плакат для работы у доски с бланоками ответов “Нет ссоре!” [4];
листы белой бумаги индивидуально по количеству детей;
краски (1 штука на парту);
кисти индивидуально по количеству детей;
корзина для мусора;
мостик из бумаги (ширина 30 см) для игры «Мостик»;
музыка для песни «Ты да я, да мы с тобой» [5];
тематические картинки;
разрезанные на две части пословицы для работы у доски [6]:
Худой мир лучше доброй драки.
В мире жить – с миром быть.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
От одного слова – да на век без мира ссора.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Настрой детей на занятие.
Упражнение “Моё настроение”.
Педагог: ребята, у вас на столах карточки, на которых изображены различные настроения.
Объяснить, какие настроения изображены.
Педагог: Из предложенных вам на карточке “настроений” найти одинаковые и зачеркнуть их.
Деятельность детей.
Педагог: Какое “настроение” осталось без пары?
Ответы детей.
Педагог: Как себя чувствует человек, когда у него хорошее настроение? Плохое?
2. Введение в тему.
Педагог: вы сейчас просмотрите видеосюжет из очень старого фильма. Тогда еще были немые фильмы, то есть в нем все без слов, а только действие. Внимательно посмотрите, а после вы скажите мне о чем сюжет фрагмента этого фильма.
Показ отрывка – ссоры – из немого художественного фильма с участием Чарли Чаплина “Цирк”.
Педагог: О чем сюжет?
Ответы детей: Люди ругаются.
Педагог: А как еще можно назвать эту ситуацию? Не “ругаются”, а…
Ответы детей: ссорятся.
Педагог: Как вы догадались, что в сюжете люди ссорятся? По каким действиям людей вы это определили? Как вы думаете, какова причина ссоры в киносюжете?
Ответы детей.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Педагог: Сегодня на занятии мы поговорим на тему “Почему люди ссорятся?”
2. Беседа по теме.
Педагог: Каждый из вас в своей жизни не раз ссорился. Вспомните, что при этом вы чувствуете?
Ответы детей.
Педагог: А что такое “ссора”?
Ответы детей.
Педагог: Ссора – это состояние людей. Когда они не могут согласиться друг с другом. Выражают они свое несогласие в грубой форме, иногда дело доходит до драки. Иногда и между друзьями бывают ссоры, но разве, когда друзья ссорятся и дерутся – это дружба?
Чтец:
Беда случилась вдруг… [7]
Ватулко Виктория
Беда случилась вдруг…
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…
Педагог: Да, ребята, не мудрено, что в таких ситуациях и возникают ссоры. И друзья навсегда расстаются, потому что это значит и не дружба была вовсе, хотя ссора – это всегда не хорошо. А какого цвета может быть ссора?
Ответы детей.
Педагог: У вас на столах лежат белые листы, кисти и краски. Выберите в красках цвет, который, по вашему мнению, соответствует ссоре и злобе и закрасьте им белый лист.
Дети работают.
Педагог: теперь отложите все в стороны. Мы к ним обратимся позже.
А еще, ребята, ссору между людьми называют словом конфликт (показать на доске).
3. Физическая минутка.
Игра “Мостик”.
Цель: выход из конфликтной ситуации с наименьшими эмоциональными и физическими потерями.
Педагог: Сейчас мы с вами поиграем. У нас будет 2 команды: одна команда «» класса и другая команда «» класса. Команды подойдите.
Деление детей на команды:
Педагог: Представьте, что вы туристы из двух разных лагерей. Вы идете по лесу. Перед вами горная река. Задание вам: пройти по нарисованному мостику навстречу друг другу.
Ваша задача: перейти каждому на противоположную сторону ущелья и постараться не упасть ни одному игроку из команд в пропасть. Движение начинают игроки обеих команд одновременно.
Дети стараются перейти по мостику с одного берега на другой, не упав в горную реку.
Во время игры можно включить аудиозапись шума горной реки.
Педагог: Обобщим наши выводы, чтобы ответить на вопрос нашего занятия “Почему люди ссорятся?”. Как вы думаете, а как можно разрешить ссору? Что нужно делать, чтобы не ссориться?
Ответы детей.
Педагог: У каждого из вас на столах есть бланк ответов “Нет ссоре!”. Этот же бланк ответов на доске в увеличенном виде (показать).
Педагог: Заполнять, ребята, мы будем его вместе. Я у доски, а вы в своих бланках будете проставлять знак «+» — значит правильно, то есть «да», либо знак «-», что значит не верный ответ, то есть «нет».
Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку. |
| |
2. | В любой ситуации стоять на своем. |
|
3. | Говорить спокойно, не употреблять грубых слов. |
|
4. | Извиниться, если действительно не прав. |
|
5. | Ответить силой на грубость. |
|
6. | Слушать спокойно другого. |
|
7. | Использовать в своей речи грубые слова, которые бы “задавили” соперника. |
|
8. | Говорить как можно больше добрых, ласковых, хороших слов. |
|
9. | Не бояться признавать свою вину. |
|
10. |
|
|
Педагог: В конце под номером 10 пустое место. Задание: В свободной строке напишите свой вариант ответа на вопрос “Что нужно делать, чтобы не ссориться?”.
Дети пишут.
Педагог: Ребята, зачитайте свои ответы. Поделитесь с нами всеми вашими мыслями.
6. Закрепление.
Работа с пословицами. Игра “Собери пословицу”.
Педагог: Люди всегда ссорились с давних времен. И также искали способы, чтобы решать ссоры мирно. Что же говорит нам о ссорах народная мудрость – пословица?
Из слов необходимо “собрать” выражение – пословицу, объяснить ее смысл.
Пословицы “появляются” на доске:
Худой мир лучше доброй драки.
В мире жить – с миром быть.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
От одного слова – да на век без мира ссора.
Педагог: Какое слово повторяется чаще всех? (Мир).
Педагог: И, правда, мир и дружба всегда лучше ссор, драк, обид и конфликтов.
Чтец:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
III. Итог занятия.
Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы с вами говорили на тему “Почему люди ссорятся?” что вы для себя запомнили?
Ответы детей.
Педагог: Посмотрите на слово ССОРА (слово написано на доске). Какое другое слово в нем спряталось?
Ответы детей: Сор.
Педагог: Что такое сор?
Ответы детей: Это мусор.
Педагог: А что мы делаем с мусором?
Ответы детей: Выбрасываем, потому что он нам не нужен.
Педагог: Правильно. И мы с вами сделаем тоже. Ссоры и злобы, которые вы изобразили на бумаге в виде цвета возьмите и сильно скомкайте. А после выкиньте в эту корзину для мусора (показать).
Деятельность детей.
Педагог: Ссора, ребята, – это то, что человеку не нужно, а значит и ссоры нужно выбросить из своей жизни. Поэтому, давайте стараться, никогда не ссорится.
В заключение наша Надя споёт нам о дружбе песню. Она называется «Ты да я, да мы с тобой» [9].
1 куплет. Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы наверное Земля.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы наверное Земля.
2 куплет. Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдем, потом махнем на Марс,
Может у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Потому что слишком долго нету нас.
Может у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Потому что слишком долго нету нас.
3 куплет. Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба, все равно остается,
Дружба остается с нами навсегда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба, все равно остается,
Дружба остается с нами навсегда.
4 куплет. Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы наверное Земля.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы наверное Земля.
Ты, да я, да мы с тобой.
Ты, да я, да мы с тобой.
Педагог: Спасибо Наде за песню, а всем спасибо за занятие. Всего всем доброго.
Используемая литературные материалы и Интернет-ресурсы:
https://my-hit.ru/film/16963 Художественный фильм “Цирк” с участием Ч.Чаплина, режиссер: Ч. Чаплин.
https://ololo.fm/search/%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8+%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B+%D0%A0%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B9+%28%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%29 Звуки Природы-горный ручей.
https://festival.1september.ru/articles/599673/ Антонова Л. В. Классный час «Различение эмоциональных состояний»
https://festival.1september.ru/articles/600939/ Фарафонова С. Г. Ст. «Почему люди ссорятся?».
https://www.muznarod.net/song/36091 Минус — Ты, да я, да мы с тобой
http://www.razumniki.ru/poslovica_drugba.html Пословицы и поговорки о дружбе.
https://www.nanya.ru/articles/41632.html Детские стихи о дружбе.
http://www.karaoke.ru/song/5746.htm Текст песни «Ты, да я, да мы с тобой» (автор слов: Пляцковский М.).