Государственное казенное коммунальное предприятие
«ясли сад «Арман»
Конспект занятия
в подготовительной группе
«Речной калейдоскоп»
Подготовила: Путилова Людмила Алексеевна
г. Петропавловск, 2015
Конспект
организованной учебной деятельности
в подготовительной группе
Образовательная область: Познание, Социум
Раздел: Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Речной калейдоскоп»
Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью реки Ишим и её обитателями, ролью реки в жизни человека, помочь детям понять, как загрязнение реки влияет на рыб и водоплавающих птиц. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, умение работать с географической картой.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: Географическая карта Казахстана, аудиозапись шума воды, видеозапись реки Ишим, макет реки, картинки (деревья, рыбы, птицы, трава, рак, жук-плавунец), фотографии реки Ишим, пластиковые контейнеры и стаканчики со вставленными в них воронками для экспериментальной деятельности, вода, почва, глина, песок, растительное масло.
Предварительная работа: Рассматривание фотографий реки Ишим, наблюдения за аквариумными рыбами, загадки о птицах и рыбах, чтение стихотворений о реке, рассказа Н. Рожовой «Как люди обидели речку», «Сказка про сазанчика» И. Токмакова.
Билингвальный компонент: река, деревья, кусты, рыбы, птицы.
Ход ОУД
Круг радости: «- Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй поле и лесок,
Здравствуй речка и песок».
(звучит аудиозапись – шум реки)
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, что это шумит?
Дети:- Это шумит вода.
Воспитатель:- Мне тоже кажется, что это вода. Скажите, а где в природе встречается вода?
(ответы детей)
Воспитатель:- Посмотрим, где шумит вода? (включает видеозапись реки). Что же вы видите? (это река)
Воспитатель:- Правильно, это наша река.
Воспитатель:- Ребята, назовите реки нашей страны (ответы детей)
Как называется наша река? Почему её так назвали?
Дети: — Существует легенда, что в старые времена в нашей реке утонул сын татарского хана Кучума Ишим. С тех пор реку называют – Ишим.
Воспитатель: — Кто покажет на географической карте реку Ишим? (ребёнок показывает на карте реку)
Воспитатель: — Начало реки называется – «исток». Кто покажет исток реки Ишим? (ребёнок показывает на карте исток реки Ишим)
Воспитатель: — Место, где река сливается с другой рекой, озером, морем – называется «устье» реки. Повторим это слово (дети повторяют слово)
Воспитатель: — Кто знает, с какой рекой сливается Ишим? (ответы детей)
Хотите узнать ещё о нашей реке? Как это сделать? (ответы детей)
Воспитатель:- Я предлагаю вам путешествовать по нашей реке. Пройдите, сядьте на стульчики вокруг нашего макета и представьте, что мы плывём по летнему Ишиму в лодке.
«Течёт река издалека,
Течёт река, течёт река.
Как хорошо когда река
И широка и глубока»
Воспитатель: — Если вы плывёте в лодке, какие правила безопасности вы должны помнить?
Дети: — В лодке нужно сидеть спокойно, через борта лодки не наклоняться.
В лодке нельзя бегать, прыгать, играть в подвижные игры.
Воспитатель:- Вспомните и скажите, какие берега у нашей реки?
Дети:- Один берег крутой и обрывистый, а другой берег — пологий.
(выставляет фотографию берега)
Воспитатель: — Назовите деревья и кусты, которые растут у реки.
Дети: — У реки растут – тополь, осина, черёмуха, шиповник, ива.
Воспитатель: — Посмотрите, какие красивые цветы можно увидеть летом на воде. Как они называются? (Фотография водяной лилии и желтой кувшинки)
(ответы детей)
Воспитатель: — Кто знает название этих трав? (фотография рогоза и остролиста)
(ответы детей)
Воспитатель:– Как вы думаете, почему на некоторых участках берега нет растений?
Дети: — Может быть, там плохая почва, в которой много глины и песка.
Воспитатель:- Проведём опыт и узнаем, что лучше всего подходит для роста растений — глина, песок, или почва. Пройдите в нашу лабораторию (дети проходят к столам с оборудованием)
— Скажите, ребята, что нужно для того чтобы растение росло?
Дети:- Вода, воздух, солнце, почва.
Воспитатель: — Солнце везде одинаковое на этом берегу. В контейнерах у вас почва, глина, песок и мы сейчас узнаем, в чем больше содержится воздуха. Для этого налейте в каждый контейнер воду и посмотрите, что произойдет.
(дети в контейнеры с почвой, глиной, песком наливают воду)
Воспитатель: — Расскажите, что вы увидели?
Дети: — На воде в баночке с почвой много пузырьков, в баночке с глиной – пузырьков меньше. На воде в баночке с песком пузырьков нет совсем.
Воспитатель: — Как вы думаете, пузырьки – это что такое?
Дети: — Может быть – это воздух.
Воспитатель: — Правильно, это воздух, который вода выталкивает из почвы и глины. В чем воздуха содержится больше всего?
Дети: — В земле воздуха было больше.
Воспитатель: — А сейчас узнаем, как вода впитывается в глину, песок и почву. В стаканчики с воронками, в которых насыпаны песок, глина и почва налейте воду и наблюдайте, что произойдёт.
(дети выполняют задание)
Ребята, расскажите, что вы увидели?
Дети: — Через песок вода просочилась в стакан, почва впитала всю воду и стала мокрой, а глина впитала не всю воду и вода осталась на поверхности глины.
Воспитатель: — Что лучше всего впитывает и сохраняет воду?
Дети: — Это почва.
Воспитатель: — Сделайте вывод, что лучше всего подходит для роста растений?
Дети: — Для того, чтобы растения росли — лучше всего подходит почва.
Воспитатель: — Спасибо, ребята, пройдите на свои места, мы плывём с вами дальше.
(выставляет картинку рака, затем жука-плавунца)
— Посмотрите, ребята, кто это? Правильно, это рак. Что вы о нём знаете, расскажите.
Дети: — Это рак, он серого цвета. У рака есть клешни, туловище, хвост, усы…
При помощи усов рак ищет дорогу, своими клешнями рак защищается и ищет добычу, с помощью хвоста он пятится назад.
Воспитатель: — Ребята, а это жук-плавунец. Как вы думаете, что он умеет хорошо делать?
(ответы детей)
(выставляет фотографию реки Ишим)
— Посмотрите, какое красивое место. Здесь на берег можно выйти поиграть.
Проводит игру – моделирование «Маленькие капельки»
Воспитатель: — Я превращаю вас в капельки. Сейчас зима, капелькам холодно и они взялись за руки и крепко прижались друг к другу. Во что они превратились?(в лёд) Но скоро пригреет солнышко, капелькам станет тепло. Во что капельки превратятся весной? (в воду) Солнышко пригреет ещё сильнее и наступит лето. Летом капелькам станет так жарко, что они будут бегать, прыгать и улетать на небо. Во что капельки превращаются летом?(в пар) На небе капельки снова замёрзнут и во что они превратятся на небе? (в снежинки). А теперь я буду называть слова – лёд, вода, пар, снег, а вы покажите, как капельки ведут себя в этих состояниях. (проводиться игра)
Воспитатель: — Я превращаю вас в детей. Пройдите, займите свои места. Мы плывём дальше и проплываем город Сергеевку. Здесь настоящее рыбье царство. Кто знает, как на казахском языке звучит слово «рыба»? Повторим это слово.
— Какие рыбы водятся в нашей реке?
— Чем питаются рыбы?
— При помощи чего рыбы плавают?
— Как и чем рыбы дышат?
(дети отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель: — Ребята, у нас в Ишиме возникла экологическая проблема- В реку попали морские рыбы. Смогут ли они здесь жить? Почему?
Дети: — Морские рыбы привыкли жить в солёной воде моря, а в реке вода пресная. Поэтому в реке морские рыбы погибнут.
Воспитатель:- Давайте разделим морских и речных рыб
Дидактическая игра «Каждой рыбке своё место»
Воспитатель: — Спасибо, ребята, что помогли спасти морских рыб. Продолжаем наше путешествие и проплываем село Привольное (выставляет фотографию)
Покажите картинки и назовите птиц, которых можно увидеть на нашей реке.
Дети: — Серый гусь, кряква, серощёкая поганка, лебедь, пеликан, чайка.
(показывают картинки)
Воспитатель: — Повторим слово «птицы» на казахском языке.
К какой группе относятся эти птицы? Почему их называют- водоплавающие?
— Чем эти птицы отличаются друг от друга?
— Чем питаются водоплавающие птицы?
(дети отвечают на вопросы)
Воспитатель: — Узнаем кому из них, что по вкусу, соединяя птицу и её корм.
(проводится игра «Кому, что по вкусу»)
Воспитатель: — Плывём дальше. Посмотрите у селаВосточное бензовоз сливает бензин прямо в речку(выставляет фотографию).Подумайте и скажите, сможет ли это повлиять на рыб?
Дети: — Рыбам будет трудно дышать, и они могут погибнуть.
Воспитатель: — Давайте посмотрим, что произойдёт с водой, если в неё попадёт бензин или масло (в контейнер с водой наливает растительное масло). Что появилось на воде? Что эта плёнка сделает с водой?
Правильно, ребята, масляная пленка не пропускает в воду воздух, без которого рыбы не смогут жить.
А что будет с птицами, если они будут садиться на такую воду?
Чтобы это узнать подбросим вверх чистое птичье перо и перо, которое обмакнем в масло и сравним, какое из перьев упадёт быстрее(проводит опыт)
Какое перо падает быстрее? Медленнее?
Дети: — Чистое перо падало медленнее, а перо масляное – быстрее.
Воспитатель: — Как это влияет на водоплавающих птиц?
Воспитатель: — Птицам, у которых перья измазаны маслом, взлететь труднее и они часто становятся лёгкой добычей хищников.
Воспитатель: — Как человек может помочь реке и её обитателям?
Дети:- Не выбрасывать мусор, не сливать грязную воду и нефтепродукты, не мыть машины в реке, не выбрасывать удобрения и участвовать в очистке берегов.
Воспитатель: — А какую пользу приносит Ишим всем нам?
Дети: — Люди пьют воду из реки, готовят еду, ловят рыбу, водой поливают сады и огороды, вода используется на заводах и фабриках.
Воспитатель: — Ребята, мы проплыли весь участок реки нашей области, и наше путешествие подходит к концу. Но я предлагаю вам дополнить макет нашей реки красивым, удобным пляжем. Подумайте, что вы будете мастерить, и приступайте к работе.
Используемая литература:
Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие. М. 2006.
Волчкова В., Степанова Н. Конспекты занятий в старшей группе.В.2004.
Дыбина О. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М. 2001.
Б. Заходер «Течёт река»