Муниципальное общеобразовательное учреждение
Информационно – технологический лицей № 24
Г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)
Программа деятельности педагогического коллектива
с одаренными детьми
подготовила:
учитель математики
Веслополова Ольга Юрьевна
г. Нерюнгри
2011
Приложение к статье:
Работа с одарёнными детьми
на уроках математики и
во внеурочной деятельности
5-11 класс
Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми
Цель программы:
Создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развития одаренности.
Основные задачи:
— реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
— создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
— совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
— внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления обучающихся;
— установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.
Этапы реализации:
1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2010-2011 годы)
Мониторинг одаренности.
Создание:
Ø банка данных по одаренным детям;
Ø банка творческих работ обучающихся;
Ø банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
Ø рекомендаций по работе с одаренными.
Организация:
Ø системы дополнительного образования;
Ø летней производственной практики;
Ø творческих конкурсов, экзамена;
Ø внеклассной работы по предмету;
Ø деятельности педагогического коллектива;
Ø олимпиад и интеллектуальных конкурсов.
2 этап: деятельностный (2011-2013 годы)
Ø Составление индивидуальных маршрутов обучения для детей повышенного уровня обучаемости.
Ø Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
Ø Организация системы научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Ø Активное использование метода проектов.
Ø Сохранение традиции работы с системой портфолио.
Ø Проведение выставок детского творчества.
Ø Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2013-2014 годы)
Ø Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
Ø Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
Ø Внедрение в практику работы рейтинга обучающихся.
1. Актуальность разработки Программы:
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
В основе программы Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития обучающихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В последние годы можно наблюдать уменьшение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников НПК, конкурсов и соревнований и, как следствие, низких образовательных достижений. За последние два учебных года уменьшилось число участников районного этапа предметной олимпиады. В тоже время, хочется отметить увеличение интереса детей к занятиям исследовательской деятельностью, в лицее обучаются учащиеся, ведущие активную творческую, учебную, научно-исследовательскую работу. Эти обучающиеся входят в число участников районного этапа научно-практической конференции.
Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми, отсутствие психолога в школе.
3. Концепция Программы
В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также обучаемостью.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей обучающихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.
Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности обучающегося определяются его темпом учения.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей обучающихся
г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей обучающихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи — содержание — обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ — определение индивидуальных образовательных траекторий — технологии — методика развивающего обучения и практика — образовательная деятельность — помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
— на осознании самоценности каждого обучающегося как уникальной, неповторимой личности;
— на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
— на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
— на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности обучающегося.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности лицея.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
Ø принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
Ø принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Ø принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Ø принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
Ø принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
4. Условия успешной работы с одаренными обучающимися
Ø Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Ø Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Ø Признание коллективом педагогов и руководством лицея того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы лицея.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
Ø учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным лицеистом должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным;
Ø учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
Ø учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
Ø учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
Ø увлечен своим делом;
Ø способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
Ø профессионально грамотным;
Ø интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
Ø проводником передовых педагогических технологий;
Ø психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
Ø знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися
Ø творческие мастерские;
Ø групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
Ø факультативы;
Ø кружки по интересам;
Ø занятия исследовательской деятельностью;
Ø конкурсы;
Ø интеллектуальный марафон;
Ø научно-практические конференции;
Ø участие в олимпиадах;
Ø работа по индивидуальным планам;
Ø сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
5. Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми.
Мероприятие | Сроки | Ответственные
| |
1 | Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у лицеистов творческое и исследовательское мышление | постоянно | Зам.директора
|
2 | Создание и пополнение базы данных одаренных детей лицея. | постоянно | Руководители ШОР |
3 | Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей. | В течение периода реализации программы | Зам.директора |
4 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников | постоянно | Руководители ШОР, классные руководители |
5 | Совершенствовать работу научного общества учащихся: — создание нормативной и методической базы; — подготовка педагогических кадров, создание совета общества, его членов, разработка программ, планов; — организация исследовательской деятельности.
| 2010-2013
постоянно | Руководители МО, учителя предметники |
6 | Участие школьников в районных, областных, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах | постоянно | Учителя-предметники |
7 | Проведение научно-практической конференции лицея и участие в районной научно-практической конференции обучающихся района и республики | ежегодно | Учителя-предметники Руководитель НОУ |
8 | Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников | По особому плану в течение периода | Учителя-предметники, руководители ШОР |
9 | Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год | Ежегодно, август | Руководители ШОР, з.д. по ВР, УВР |
10 | Создание банка творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | в течение периода | Руководители ШОР, учителя |
11 | Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми | По итогам года | Руководители ШОР |
12 | Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети» | 2010-2013 | Руководитель ШОР, сайта лицея |
13 | Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого лицеиста, составление индивидуальной программы обучения | 2010-2011 | Учителя –предметники
|
Руководитель «Школы олимпийского резерва»: Веслополова О.Ю.
Список литературы:
1. Рождение победителя. Методические рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам по предметам естественно-математического цикла. Белгород: БРИПКППС, 2005.
2. Фарков А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – 4-е изд.
– М.: Айрис-пресс, 2005.
3. Барулин В. В. Одарённость. Проблемы и исследования. //Лучшие
страницы педагогической прессы. № 6. 2003. С.83-92.
4. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников/М.: Сентябрь, 2003.
5. Психологические проблемы самореализации личности. Вып.5/Под. ред.
Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылёвой.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2001.
6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения
школьников/М.: «Сентябрь», 2003.
7. Хабибуллин К. Я. Обучения учащихся творческой деятельности в
процессе решения задач//Школьные технологии. № 4. 2002. С.115-119.
8. Хоменко Н. Н. Теория решения изобретательских задач –
ТРИЗ//Школьные технологии. № 5. 2000. С. 215-218.
9. Ширяева В.А. К вопросу о том, как мы учим: «закрытая» задача сегодня
– «открытая» задача завтра//Школьные технологии. № 4. 2002. С.174- 188
10. Инновационный проект подготовки учащихся к олимпиадам. авт.-сост. В.В.Пустовалова.- Волгоград: Учитель,2011. С.131-135.
11. Кафедра физики и математики : инновационные образовательные технологии/авт.-сост. Попова Т.Г., Кругова Г.А., Закирова О.В. – Волгоград:Учитель, 2010.
12.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/М.:Просвещение,2011.
13. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение,2011.
14. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М.-М.: Просвещение,2011.