Особенности воинского воспитания суворовцев младших курсов.
ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СУВОРОВЦЕВ — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное, нравственное и физическое развитие суворовцев в целях формирования у них высоких моральных, нравственных и духовных качеств, необходимых для обучения в училище и дальнейшего осознанного выбора профессии, посвященной делу защиты Отечества.
Основной закон Российской Федерации, Конституция РФ, определяет защиту отечества, как долг и обязанность каждого гражданина Российской Федерации.
Воинское воспитание направлено именно на это.
Главная цель воинского воспитания – развитие качеств личности суворовца, отвечающих государственным интересам родины, формированию моральной и психологической готовности к защите отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к вооруженным силам РФ.
Основные задачи воинского воспитания:
— приобщение суворовцев к системе культурных ценностей, истории и традициям отечества, народа РФ, ВС, к их славным боевым традициям;
— выявление и развитие морально-психологического потенциала каждого суворовца, реализация способностей к дальнейшему выбору воинской профессии, привитие любви к оружию, решительности, смелости, готовности к самопожертвованию ради победы;
— формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения учащихся, терпимости и уважения к людям различных национальностей и вероисповеданий;
— развитие внутренней свободы и осознание необходимости крепкой воинской дисциплины в армии, объективной самооценки и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения окружающих;
— развитие потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании, готовности и способности переносить большие физические и психологические нагрузки;
— воспитание уважения к законам, уставным нормам жизни в воинских коллективах;
— привитие положительного отношения к воинскому труду, развитие потребности в творческом отношении к выполнению полученной задачи;
Методы воинского воспитания:
— метод изучения субъектов и объектов воспитания.
Воинское воспитание начинается с изучения личностных характеристик суворовца по его документам, биографии, характеристик из школы.
— метод воспитательных воздействий и взаимодействий.
Убеждение, пример, упражнение, поощрение, критика, самокритика, принуждение.
— методы профилактик и перевоспитания.
Переучивание, переубеждение, реконструкция характера, разрыв нежелательных контактов, критика и самокритика, самоуправление.
Методы воинского воспитания могут быть как непосредственными, так и опосредованными.
Непосредственные методы – это методы прямого контакта воспитателя (педагога, руководителя) с воспитанником.
Вся жизнедеятельность СВУ является примером непосредственного воинского воспитания суворовцев.
Военно-педагогический процесс — целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности суворовцев.
Основным направлением воинского воспитания является военно-патриотическое воспитание.
В нашем училище создана стройная система военно-патриотического воспитания.
Наглядными примерами этого является:
1) Участие суворовцев в открытии мемориального комплекса «Аллея героев» памяти выпускников-героев СССР и РФ, с привлечением внуков и правнуков героев суворовцев нашего курса Лепехина, Медведева, Суслова.
2) Участие в открытии памятника учащихся суворовских, нахимовского училищ и кадетских корпусов.
3) Участие суворовцев в военно-патриотических проектах «От алых погон до геройской звезды», «Со славой отцов – к надежной защите Отечества» и др.
4) Участие в вокальном ансамбле «Фуражка».
5) Участие в реконструкциях, посвященных историческим датам наших ВС.
— реконструкция событий советско-финской войны 1939-1940 г.г.
6) Участие в городских мероприятиях, посвященных историческим датам ВОВ (таких как блокада Ленинграда и т.п.).
7) Посещение военно-исторических музеев города.
8) Получение при убытии в каникулярные отпуска творческих заданий ко дню рождения А.В. Суворова, ко дню Защитника Отечества, ко дню Победы. (Жюри оценивает эти работы и награждает победителей).
9) Встречи с героями СССР и РФ.
10) Организация классных часов, посвященных героическим страницам ВС нашей родины.
Увлекательно прошли классные часы, посвященные:
— Дню ракетных войск и артиллерии,
— Дню рождения маршала Жукова,
— Выдающимся конструкторам стрелкового оружия,
— а также дням воинской славы России.
Особенностями организации военно-патриотических мероприятий с суворовцами младших курсов является:
Первое – необходимость реализации личностного «я». Именно в ходе этих мероприятий мы и помогаем ему его раскрыть, преодолев возможную нерешительность, пробудив его лидерские качества.
И второе – неспособность учащихся очень долго концентрировать внимание на одной проблеме. Поэтому, мероприятие должно быть динамичным, увлекательным и разноплановым.
1 декабря 2013 года мы посетили воинскую часть в поселке Каменка, на базе которой проходила реконструкция боевых действий советско-финской войны 1939-1940 г.г. Это мероприятие очень понравилось суворовцам, произвело на них сильное впечатление, и после окончания реконструкции их очень трудно было увести с поля боя. Они с увлечением общались с участниками реконструкции, задавали вопросы, с гордостью держали в руках оружие тех времен.
Еще пример. Проводя классный час о знаменитых конструкторах стрелкового оружия, совместно с презентацией я провел викторину, которая внесла дух состязательности и оживила мероприятие.
А на классном часе, приуроченном к началу блокады Ленинграда, демонстрируя книгу, изданную в 1942 году в осажденном городе, я дал ребятам возможность прикоснуться своими руками к страницам истории, и это произвело на них большое впечатление.
Большой популярностью у суворовцев младших курсов пользуются мероприятия, организованные ОД ОВП и ОБЖ, с ознакомлением суворовцев со стрелковым оружием, со стрельбой в электронном тире с использованием оружия для пейнтбола, а также спортивные праздники, организованные ОД ФП.
На нашем курсе проводится множество различных соревновательных мероприятий, таких как, конкурсы «Дорога в СВУ», «Неделя здоровья», соревнования на лучшее отделение по внутреннему порядку, на лучший информационный листок, на лучшую стенную газету, на лучшее оформление расположения взвода к различным праздникам. К организации практически всех конкурсов привлекались родители суворовцев. Военные династии суворовцев: Суворова, Тюрина, Хлопунова, Григорьева. Отец суворовца Кимаковского организовал и провел классный час о дружбе и воинском товариществе. Генератором идей по организации большинства этих мероприятий является начальник курса С.А. Щербаков.
Методами опосредованного воздействия являются:
— строгое и точное выполнение распорядка дня;
— соблюдение правил ношения формы одежды;
— неукоснительное соблюдение правил внутреннего порядка;
— четкая система еженедельного и ежемесячного подведения итогов;
В нашем взводе разработана отлаженная система подведения итогов учебы, дисциплины и внутреннего порядка. Итоги, как вы знаете, подводятся каждую субботу. Им предшествует ежедневная кропотливая работа воспитателей взвода. Ежедневно мы оцениваем суворовца по трем основным показателям: учеба, дисциплина, внутренний порядок.
Итоги внутреннего порядка наглядно отображаются в ведомости, которая вывешивается в расположении (оценивается заправка кровати, порядок в прикроватной тумбочке, в шкафчике для одежды и обуви, в шкафчике для учебников и тетрадей). По итогам недели оценивается место отделения и место каждого суворовца во взводе.
Итоги дисциплины суворовцев оцениваются согласно экрана дисциплины за неделю, в котором ежедневно фиксируются все положительные и отрицательные моменты поведения.
Учеба суворовцев оценивается согласно результатов, взятых из LMS школы за неделю. Согласно этой ведомости по среднему баллу мы определяем места отделений в учебе.
После этого заносим результаты в сводную ведомость и определяем места отделений по трем основным показателям.
Также по отдельной ведомости мы определяем место каждого суворовца во взводе. Победитель соревнования получает переходящий значок, который носит в течение недели.
По итогам четверти мы также подводим итоги, отслеживая динамику учебы суворовцев, и определяем, на какие проблемные моменты направить основные усилия воспитательной работы.
В прошлом учебном году для повышения учебной и творческой активности суворовцев на курсе была разработана система награждения значками. По итогам месяца и полугодия лучшие суворовцы награждались памятными значками с изображением суворовского погона и с изображением А.В. Суворова.
Я думаю, что наша работа по военно-патриотическому воспитанию суворовцев курса не проходит зря. По результатам опроса суворовцев группы, все они желают стать офицерами ВС РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что работу по воинскому воспитанию с суворовцами младших курсов необходимо проводить с учетом возрастных особенностей, используя различные приемы и методы, как прямого, так и опосредованного воспитания, применяя состязательность и элементы игры.
7