Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4
город Краснодар
Авторская программа
по общей физической подготовке
(физическая культура 8 класс)
подготовили
учителя физической культуры
Кузнецова Марина Александровна
Волошенко Алла Владимировна
Краснодар 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПРЕДМЕТА «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
В 8 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Планирование составлено на основе:
«Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов», допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание 2009 г Авторы: доктор педагогических наук В.И Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич.
ЦЕЛИ КУРСА
1. Укрепление здоровья и закаливания занимающихся;
2. Достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой;
3. Приобретение инструкторских навыков и умения самостоятельно заниматься физической культурой;
4. Формирование моральных волевых качеств занимающихся: подготовке занимающихся к труду, защите Родины, к активной общественной деятельности и семейной жизни.
Таблица тематического распределения количества часов
для 8 классов — 34 часа, 1раз в неделю
Вид программного материала | Рабочая программа | |
1 | Легкая атлетика | 9 |
2 | Гимнастика с основами акробатики. | 7 |
3 | Спортивные игры | 10 |
4 | Кроссовая подготовка | 8 |
Итого | 34 |
Годовой план-график распределения учебного времени на виды программного материала по четвертям
Разделы программы | Учебные часы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
1 | Легкая атлетика | 9 | 9 |
|
|
|
2 | Гимнастика с основами акробатики. | 7 |
| 7 |
|
|
3 | Спортивные игры | 10 |
|
| 10 |
|
4 | Кроссовая подготовка | 8 |
|
|
| 8 |
Итого | 34 |
ОСНОВЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА
Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены.
Дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости, силы и гибкости) способностей.
Формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств.
Выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля.
Углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой медицинской помощи при травмах.
Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время.
Выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи.
Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности.
Содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Легкая атлетика. Бег на скорость по 30 метров, скоростной бег, бег с упражнениями, прыжки в длину с места, бег на перегонки, челночный бег, легкоатлетические эстафеты, специальные беговые упражнения.
Гимнастика с основами акробатики. ОРУ с предметами и без них, упражнение на равновесие, упражнение на развитие гибкости, силы, Упражнения на гимнастических матах, эстафета с элементами гимнастики, лазанье по канату, гимнастической лестнице, преодоление полосы препятствий.
Спортивные игры. Передвижения, повороты, стойки, комбинация из освоенных элементов техники передвижений, владение мячом, упражнения на развитие скоростных и скоростно – силовых способностей, игра в баскетбол по упрощенным правилам, выполнение силовых упражнений по кругу, ловля, передача, ведение мяча в баскетболе, игра в баскетбол.
Кроссовая подготовка. Упражнения на развитие общей выносливости, бег с силовыми упражнениями, бег в среднем темпе от 10 до 12 минут, бег + многскоки по 100 метров, бег на выносливость по 1 минуте через 2 минуты отдыха, специальные упражнения для развития выносливости, выполнение повторного бега по 200 метров, медленный кроссовый бег (девочки 500 метров, мальчики 1000 метров).
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ К УЧАЩИМСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИМ
ОСНОВНУЮ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ
Понимать роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек. Понимать основы формирования двигательных действий и развития физических качеств.
Уметь составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма.
Уметь выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств. Уметь осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки. Уметь соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений. Уметь включать занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п урока | Количество часов по изучаемой программе | Содержание учебного материала | Примерные даты | Оборудование урока | ||
план | факт | |||||
I четверть всего 9 часов на раздел «Легкая атлетика» — 9 часов | 1 | 1 | Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Комбинированные эстафеты. |
|
| кегли, мячи, обручи, скакалки |
2 | 1 | Бег на скорость по 30 метров с повторением 4 – 6раз. |
|
| секундомер | |
3 | 1 | Скоростной бег до 50 метров. |
|
| секундомер | |
4 | 1 | Бег с упражнениями на развитие силы. |
|
| утяжелители, гантели | |
5 | 1 | Прыжки в длину с места. |
|
| рулетка | |
6 | 1 | Бег на перегонки по 40 метров. |
|
| секундомер | |
7 | 1 | Челночный бег по 20 метров с повторением 4 – 6 раз. |
|
| секундомер | |
8 | 1 | Легкоатлетические эстафеты. |
|
| кегли, мячи, обручи, скакалки | |
9 | 1 | Специальные беговые упражнения. |
|
| свисток | |
II четверть всего 7 часов на раздел «Гимнастика» — 7 часов | 10 | 1 | Техника безопасности во время занятий гимнастикой. ОРУ с предметами и без них. |
|
| кегли, мячи, обручи, скакалки |
11 | 1 | Упражнения на равновесие. |
|
| гимнастическая скамейка, бревно, гимнастические маты | |
12 | 1 | Упражнения на развитие гибкости, силы. |
|
| гимнастические маты, гимнастическая лестница, гантели, утяжелители | |
13 | 1 | Упражнения на гимнастических матах. |
|
| гимнастические маты. | |
14 | 1 | Эстафета с элементами гимнастики. |
|
| гимнастические маты, набивные мячи | |
15 | 1 | Лазанье по канату, гимнастической лестнице. |
|
| канат, гимнастическая лестница | |
16 | 1 | Преодоление полосы препятствий |
|
| гимнастическое бревно, маты, скамейка | |
III четверть всего 10 часов на раздел «Спортивные игры» — 10 часов | 17 | 1 | Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Упражнения на развитие ловкости. |
|
| свисток, секундомер |
18 | 1 | Передвижения. Остановки, повороты, стойки. |
|
| мячи | |
19 | 1 | Игры и игровые задания. |
|
| мячи | |
20 | 1 | Комбинация из освоенных элементов техники передвижений. |
|
| мячи | |
21 | 1 | Владение мячом и развитие координационных способностей. |
|
| мячи | |
22 | 1 | Упражнение на развитие скоростных и скоростно – силовых способностей. |
|
| свисток, секундомер | |
23 | 1 | Игра в баскетбол по упрощенным правилам. |
|
| мячи | |
24 | 1 | Выполнение силовых упражнений по кругу. |
|
| утяжелители, гантели, набивные мячи | |
25 | 1 | Ловля, передача, ведение мяча в баскетболе. |
|
| мячи | |
26 | 1 | Игра в баскетбол. |
|
| мячи | |
IV четверть всего 8 часов на раздел «Кроссовая подготовка» — 8 часов | 27 | 1 | Упражнения на развитие общей выносливости. |
|
| свисток |
28 | 1 | Бег с силовыми упражнениями. |
|
| гантели | |
29 | 1 | Бег в среднем темпе от 10 до 12 минут.
|
|
| секундомер | |
30 | 1 | Бег + многоскоки по 100 метров с повторением 4 – 6 раз. |
|
| секундомер | |
31 | 1 | Бег на выносливость по 1 минуте через 2 минуты отдыха. |
|
| секундомер | |
32 | 1 | Специальные упражнения для развития выносливости. |
|
| свисток | |
33 | 1 | Выполнение повторного бега по 200 метров 4 – 6 раз. |
|
| секундомер | |
34 | 1 | Медленный кроссовый бег (девочки 500 метров, мальчики 1000 метров.) |
|
| секундомер |
Знания о физической культуре.
Влияние общеразвивающих упражнений на укрепление здоровья и на основные системы организма;
Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения;
Правила соревнований в беге, прыжках и метаниях;
Разминка для выполнения упражнений;
Представления о темпе, скорости и объеме упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей;
Техника безопасности при занятиях общей физической подготовкой.
Совершенствование организаторских умений.
Подача команд; Демонстрация упражнений;
Помощь в проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий;
Самостоятельные занятия
Упражнения и простейшие программы развития выносливости на основе освоенных упражнений. Правила самоконтроля и гигиены.
Список использованной литературы:
Программные нормативы для учащихся 1-4 классов, раздел «Кроссовая подготовка» дополнены из «Программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. Утверждено Министерством просвещения СССР, М.; «Просвещение»,1987
Настольная книга учителя физической культуры, «Физкультура и спорт», М., 1998
Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М., 2001
Акимова М.Н., Козлова В.Т. Обучаемость и здоровье школьника. Школа здоровья. 1997
Антропова М.В., Манке Г.Г. и др. Оздоровительное значение дифференцированного обучения. Школа здоровья.1996
Синицин Ю.Н. Формирование здоровой личности учащегося в условиях образовательного пространства. Монография. Кр-р. 2002