Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
муниципального района Хворостянский
Авторская программа внеурочной деятельности по спортивно — оздоровительному направлению
«Волшебный мир танца»
Составила: учитель начальных классов
Фролова Елена Васильевна
ГБОУ СОШ пос. Прогресс
м. р. Хворостянский Самарской области
программа разработана 2012 года
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………….3
Межпредметные связи в реализации программы………..9
Формы контроля и оценки результатов…………………..10
Прогнозируемые результаты………………………………12
Ожидаемые результаты…………………………………….14
Учебно – тематический план………………………………16
Содержание программы……………………………………25
Методические рекомендации………………………………29
Список литературы…………………………………………30
Пояснительная записка
Программа по предмету «Хореографии – Волшебный мир танца» для 1-4-ых классов составлена в соответствии с Государственными стандартами второго поколения, с основными положениями, которая рекомендована Министерством образования и науки РФ. В связи с ведением Федерального государственного образовательного стандарта. Школой реализуется учебный план в соответствии с требованиями нового стандарта, в котором внеурочная деятельность входит в Федеральный стандарт.
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности с учащимися младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года. Таким образом, данная программа предполагает развитие и воспитание не только одарённых детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса школьного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.
Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностями, возрастом, самочувствием и даже настроением. Для одних нет ничего боле приятного, чем посвятить время книге, другие торопятся на футбольный матч. Но есть такая категория, для которых слово – танец, является источником нетерпеливого, волнующего, многочасового ожидания.
Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей школьников, их возможностей и интересов.
Для учащихся 1 — 2 классов характерно сравнительно слабое развитие координации движений, ориентировки в пространстве и коллективе, недостаточное развитие музыкально-ритмического чувства. Поэтому в программе отводится большое место ритмическим и коллективно-порядковым упражнениям, а репертуар составлен из простейших детских танцев, построенных на шагах, подскоках, галопе. Так как дети 7 — 8 лет быстро утомляются, недостаточно внимательны и организованны, предлагается разнообразить занятие и методы обучения, включать музыкальные и дидактические игры, элементы соревнования.
У школьников 3—4 классов более развиты координация и ориентировка, чувство ритма. Они физически сильнее, более организованны, но в то же время в этом возрасте появляется некоторая угловатость и стеснительность, что снижает качество исполнения. Предлагается для учащихся этих классов давать меньше парных танцев, а больше групповых (линейных и круговых).
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явиться прочным фундаментом знаний. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснениях.
В процессе разучивания массовых танцев педагог добивается, чтобы школьники исполняли выученные композиции грамотно, музыкально, осмысленно, выразительно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Большое воспитательное значение имеет проведение танцевальных вечеров, показательных выступлений, конкурсов и смотров. Эти формы работы являются для учащихся школой общественного поведения, приучают их красиво, культурно и интересно проводить свой досуг в коллективе, а также участвовать в пропаганде лучших танцев и хорошей манеры исполнения.
Школьники должны принимать самое активное участие в подготовке и проведении этих мероприятий.
Основными показателями танцевальной культуры и эстетической воспитанности школьников, прошедших полный курс обучения, можно считать:
музыкальность и выразительность, правдивость и искренность в передаче танцевального образа, сдержанность, благородство манеры исполнения, свойственное советской хореографической школе;
осмысленное отношение к танцу как к художественному произведению, отражающему чувства и мысли, национальную специфику и социальный характер;
понимание единства формы и содержания в танце;
понимание выразительности отдельных элементов танца и музыки в передаче определенного содержания;
эмоциональное восприятие хореографического искусства; способность самостоятельно оценивать хореографическое произведение.
Танцевальная, музыкально-ритмичная деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально – эстетических переживаний. Приобретается опыт музыкального восприятия, умение самостоятельно определить на слух характер музыки и передать его в движении, слышать вступление, легко различать двух-, трехчастную форму произведения; отмечать в движении изменение динамики, темпа, чувствовать чередование музыкальных фраз, предложений.
Танец откроет для детей богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности
Добиваться, чтобы движения у детей были естественными, непринужденными, выразительными. У детей необходимо выработать активную реакцию на музыку, умение эмоционально, образно передать в движениях настроение, чувства, развитие сюжетной лини, которая заложена в характере музыки. Ребята должны не просто передать образ отдельными движениями, а уметь показать характер персонажа, наиболее яркие, своеобразны его повадки. Познакомить детей с различными жанрами музыкальных произведений (пляска, вальс, полька, марш).
Использование различных движений дает положительные результаты: повышает эффективность обучения, позволяет подготовить исполнителей к тонкому восприятию и воспроизведению манеры различных по характеру танцев, значительно развивает координацию и пластику занимающихся, кроме того, многие движения – яркие, зрелищные, выразительные.
В первой части занятий обычно даются несколько упражнений, упражнения должны строиться на активных двигательных действиях, обеспечивающих максимальную моторную плотность знаний. Затем целесообразно разучивать пляску, проводить занятие танцевально – игрового творчества.
Главная задача – создать эмоциональный настрой у детей во время занятий.
Основная цель программы:
Формирование целостной и гармонично развитой личности путем развития способностей у детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное через танец. Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма.
Задачи обучения;
Обучающая. Обучение детей основам танца и импровизации, изучение танцевальных движений и схем, индивидуальных и массовых танцевальных композиций.
Развивающая. Развитие музыкального слуха и ритма, пластики и грации в движениях, а также эстетического вкуса. Способствовать физическому развитию детей и общему оздоровлению организма
Воспитательная. Воспитание в детях морально-волевых качеств: терпение, настойчивость, уверенность в своих силах, уважению к партнерам по танцу, чувство товарищества, ответственности, воспитание коммуникативных качеств ребенка.
Приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца;
улучшение осанки;
формирование походки;
укрепление мышечного аппарата.
Эти задачи решаются через овладение учащимися разнообразными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, прыжков, подскоков, гимнастических и танцевальных упражнений, которые в свою очередь положительно влияют на физическое развитие детей и координацию движений.
В выполнении учебно-воспитательных задач решающее значение принадлежит репертуару и методам работы. Основными критериями отбора танцев является их художественная ценность, соответствие современным эстетическим требованиям.
В процессе работы над репертуаром педагог должен развивать у учащихся чувство любви и танцевальному искусству своей страны и уважение к танцевальной культуре других народов.
Программа «Волшебный мир танца» предназначена для детей в 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов.
Количество учащихся в группе не более 15 человек.
Занятия проводятся 1 раза в неделю 1-2 классы – 40 минут, 3- 4 класы – 60 минут.
Межпредметные связи в реализации программы
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.Учащиеся усваивают понятия «ритм», «счет», «размер» и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание танцевальных игр и упражнений. Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается с физкультурой: и по строению занятия, и по его насыщенности, каждое занятие имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями «угол поворота», «направление движения», «доли счета» (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.).
Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.
Формы контроля и оценки результатов.
Проведение открытых уроков для родителей;
Участие в праздничных программах, концертах, внеклассных мероприятиях
Проведение итогового занятия в конце учебного года.
Оценивание результатов освоения программного материала не производится.
В ходе реализации программного материала возможно использование информационных технологий ( применение медиапроектора для просмотра танцевальных композиций). Также на уроках курса предполагается широкое применение игровых форм деятельности. Формы организации детей: индивидуальная, групповая, коллективная.
Для реализации программы применяются методы и приемы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения-образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Прогнозируемые результаты
Результатом освоения программы будет являться формирование таких качеств личности как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, артистичность, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.
Программа «Волшебный мир танца» ориентирована на формирование гармонически развитой личности.
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
• метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий.
• предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Будут развиты следующие компетенции:
o коммуникативные — активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности;
o Музыкально ритмические — выполнение ритмических комбинаций на хорошем уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, согласовывать музыку и движении.
В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны
знать:
позиции рук и ног;
названия танцев;
первичные сведения об искусстве хореографии.
уметь:
воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
соединять отдельные движения в хореографической композиции;
исполнять движения каждого изученного танца.
В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны
знать:
основные элементы народного танца;
значение слов ритм, акцент, темп.
уметь:
грамотно исполнять движения хореографических постановок;
определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.
В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны
знать:
новые направления, виды хореографии и музыки;
осмысленное отношение к танцу как к художественному произведению, отражающему чувства и мысли,
уметь:
выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
контролировать и координировать своё тело;
сопереживать и чувствовать музыку.
В конце 4 года обучения учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно-эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные способности и укрепить своё здоровье, а также должны
знать:
историю создания танцев;
лучшие образы хореографического, музыкального искусства.
уметь:
выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;
выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
держать себя на сцене, показать суть танца.
Учебно-тематический план
Раздел, тема | Количество часов
| |||
|
| Всего | Теория | Практика |
1. | Первый год обучения (1 класс) Музыкально-ритмические и ритмопластические навыки | 33 часа |
|
|
1.1. | Раздел 1. Ритмика | 8 часов |
|
|
1.1.1. | Музыка и движения. Темп. Характер музыкального произведения. Контрастная музыка (быстрая-медленная, весёлая-грустная). Музыкальный размер 4/4, 2/4, 3/4. Тактирование. Выделение сильной доли такта. Музыкальная фраза |
| 1 час | 2 часа |
Подбор различных видов движения (шаги, бег, прыжки, повороты и др.), соответствующих характеру музыки. Выделение сильной доли такта хлопком, притопом. Отработка на ходьбе и беге начала и окончания музыкальной фразы в такт музыки |
|
| 2 часа | |
1.1.2. | Пространственная ориентация.Шеренга. Колонна. Правила построения и перестроения по два, по четыре. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно. Круг. Принцип дробления и собирания круга. Линия танца. Нумерация точек зала. Повороты на месте на 1/4 и 1/2 круга |
|
| 3 часа |
1.2. | Раздел 2. Азбука хореографии | 5 часов |
|
|
1.2.1. | Правила постановки корпуса.Положение стопы и подъёма. Выворотность. Позиции ног (6, 1,2,3). Позиции (1,2,3) и положения рук. |
| 1 час | 1 час |
Разучивание и отработка элементов танцевальной разминки.Полуприседание по 1,2,3 позициям. Выдвижение ноги вперёд и в сторону. Наклоны вперед и в сторону. Прыжки на двух ногах по 6 и 2 (невыворотной), вытягивая колени и подъём. Подъём на полупальцы по 1,2,3 позициям (сохранение равновесия) |
| 1 час | 2 часа | |
1.3. | Раздел 3. Танцевальные движения | 7 часов |
|
|
1.3.1. | Танцевальные движения. Упражнения для развития гибкости рук, плечевого пояса и шеи. Шаги: строевой, скользящий, на носочках, приставной. Танцевальный шаг с носка. Прямой и боковой галопы. Подскоки на одной и двух ногах. Перескоки. Притопы. Кружения на переступаниях, на подскоках. Хлопки в ладоши (различные сочетания). Хлопушки по бедру |
|
| 7 часов |
1.4. | Раздел 4. Развитие актёрского мастерства | 4 часа |
|
|
1.4.1. | Язык жестов — пантомима. Передача при помощи жестов и мимики характера, чувств, настроения |
| 0,5 часа |
|
Танцевальные шаги и движения в образах животных, птиц. Этюды, передающие явления природы (падают снежинки, идёт дождь и др.). Тематические игры: «Весёлый оркестр», «магазин игрушек», «Солдатушки — бравы ребятушки», «Зеркало», «Трамвайчик», «Куклы» (по выбору учителя). Инсценировка детских песен (по выбору учителя) |
|
| 3,5 часа | |
1.5. | Раздел 5.Танцевальный репертуар | 8 часов |
|
|
1.5.1. | Полька «Четвёрки» |
|
| 1 час |
5.1.2. | Полька с хлопками |
|
| 1 час |
5.1.3. | Полька парами |
|
| 1 час |
5.1.4. | Танцевальный этюд «Паровозики» |
|
| 1 час |
5.1.5. | Танцевальный этюд «Первоклассница» |
|
| 1 час |
5.1.6. | Танцевальный этюд «Весёлые ребята |
|
| 1 час |
5.1.7. | Танцевальный игры |
|
| 2 час |
1.6 | Раздел 6. Заключительное занятие
| 1 час |
|
|
1.6.1. | Обобщающее занятие «Музыкальные игры и танцы» |
|
| 1 час |
| Второй год обучения (2 класс) Русский народный танец
| 34 час |
|
|
| Введение «Народное танцевальное творчество» |
| 1 час |
|
1.1. | Раздел 1. Музыкальная грамота | 3 часа |
|
|
1.1.1. | Музыкальное вступление. Вступительные и заключительные аккорды. Затактное построение мелодии |
| 1 час |
|
1.1.2. | Подготовка рук на музыкальное вступление. Начало движения из-за такта |
|
| 2 часа |
1.2. | Раздел 2.Элементы русского танца | 11 часов |
|
|
1.2.1. | Положение рук в танце (в сольном, парном, массовом) |
| 1 час | 1 час |
1.2.2. | Танцевальные движения.«Гармошечка», «Ёлочка», «Ковырялочка», «Припадания по 6 позиции на месте и в повороте», «Кружения» (девочки). Полуприсядки и полные присядки по 6 и 1 позициям (мальчики) |
|
| 5 часа |
1.2.3. | Танцевальные шаги, бег. Шаг с притопом. Шаг с точкой. Переменный шаг на всю ступню. Боковой приставной шаг. Боковой шаг с выведением рабочей ноги на каблук. Бег с поджатыми ногами. Бег соскоком по 6 позиции. Прыжки |
|
| 4 часа |
1.3. | Раздел 3.Танцевальный и игровой репертуар | 18 часов |
|
|
1.3.1. | Хороводы. Рисунки хороводов |
| 2 час |
|
Построение хороводов (по усмотрению учителя) |
|
| 2 часа | |
1.3.2. | Хоровод «Сударушка» |
|
| 3 часа |
1.3.3. | Русский танец «Вечером на лавочке» |
|
| 2 часа |
1.3.4. | Русский танец «Семечки» |
|
| 2 часа |
1.3.5. | Парный танец «Кадриль» |
|
| 2 часа |
1.3.6. | Русский танец «Валенки» |
|
| 2 часа |
1.3.7. | Музыкальная игра «Цепочки» |
|
| 1 часа |
1.3.8 | Музыкальная игра «Тройки» |
|
| 1 часа |
1.4. | Раздел 4. Заключительное занятие. «Танцевальная мозаика» | 1 час |
| 1 час |
| Третий год обучения (3 класс) Народный танец
| 34 часа |
|
|
1.1. | Раздел 1.Экзерсис у станка | 8 часов |
|
|
1.1.1. | Введение. Станок и его назначение |
| 1 час |
|
Полуприседания и полные приседания. Батман тандю. Батман тандю жете. Каблучный батман. Флик-фляк. Па тортье. Дробные выстукивания. Прыжки. Присядки и разножки с фиксацией ног на полу |
|
| 7 часов | |
1.2. | Раздел 2.Элементы русского танца | 9 часов |
|
|
| Ходы проходки. Проскальзывающий, шаркающий шаги. Шаг на ребро каблука. Дробная «дорожка». Па де баск (припляс). Шаг польки. |
|
| 2 часа |
| Движения русского танца.«Ковырялочка» с полуповоротом», «Моталочка», «Припадания по 3 позиции», вращения на шаге и беге (девочки), присядки, хлопушки (мальчики), простой «ключ» |
|
| 7 часов |
1.3. | Раздел 3. Азбука классического танца
| 6 часов |
|
|
1.3.1. | Элементы классического танца |
| 1 час | 5 часов |
1.4. | Раздел 4. Танцевальный репертуар | 10 часов |
|
|
1.3.1. | Танец «Русский лирический» |
|
| 3 часа |
1.3.2. | Танец «Барыня» |
|
| 3 часа |
1.3.3. | Танец «Перепляс» |
|
| 2 часа |
1.3.4. | Танец «Московская кадриль» |
|
| 2 часа |
1.5. | Раздел 5. Заключительное занятие. «Танцевальный марафон» | 1 час |
|
|
| Четвёртый год (4 класс) Народный танец | 34 часа |
|
|
| Введение. Танцуем русскую кадриль | 1 час | 0,5 часа |
|
1.1. | Раздел 1. Экзерсис у станка | 7 часов |
|
|
1.1.1. | Комбинирование полуприседаний и приседаний. Комбинирование батманов. Ронд де жамб партер. Подготовка к «верёвочке». Гранд батман жете. «Качалочка». «Голубец» |
|
| 7 часов |
1.2. | Раздел 2.Элементы русского танца. | 12 часов |
|
|
1.2.1. | Дроби и дробные ходы. Дробный ход вперёд с проскальзывающим ударом каблучка. Дробный ход назад. Дробный «ключ». Дробь в такт. Дробь из-за такта. Комбинированные дроби |
| 1 час | 5 часов |
1.2.2. | Движение русского танца. «Верёвочка». Вращение на прыжках (девочки). «Мельница». «Ползунок». «Подсечка» (мальчики) |
|
| 6 часов |
1.3. | Раздел 3. Азбука классического танца | 6 часов |
|
|
1.3.1. | Элементы классического танца |
| 1 час | 5 часов |
1.4. | Раздел 4. Знакомство с народным танцем | 7 часов |
|
|
1.4.1. | Из истории народного танца |
| 0,5 часа |
|
Украинский народный танец |
|
| 1 час | |
1.4.2. | Цыганский народный танец |
|
| 2 час |
1.4.3. | Испанский народный танец |
|
| 2 час |
1.4.4. | Молдавский народный танец |
|
| 1 час |
1.4.5. | Венгерский народный танец |
|
| 1 час |
1.5. | Раздел 6.Заключительное занятие «Класс-концерт» | 1 час |
| 1 час |
Содержание программы
1 класс (первый год обучения) – 33 часа
Музыкально-ритмические и ритмопластические навыки
Раздел 1. Ритмика (8 часов)
Музыка и движения. Темп. Характер музыкального произведения. Контрастная музыка (быстрая-медленная, весёлая-грустная). Музыкальный размер 4/4, 2/4, 3/4. Тактирование. Выделение сильной доли такта. Музыкальная фраза.
Подбор различных видов движения (шаги, бег, прыжки, повороты и др.), соответствующих характеру музыки. Выделение сильной доли такта хлопком, притопом. Отработка на ходьбе и беге начала и окончания музыкальной фразы в такт музыки.
Пространственная ориентация. Шеренга. Колонна. Правила построения и перестроения по два, по четыре. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно. Круг. Принцип дробления и собирания круга. Линия танца. Нумерация точек зала. Повороты на месте на 1/4 и 1/2 круга.
Раздел 2. Азбука хореографии (5 часов)
Правила постановки корпуса. Положение стопы и подъёма. Выворотность. Позиции ног (6, 1,2,3). Позиции (1,2,3) и положения рук.
Разучивание и отработка элементов танцевальной разминки. Полуприседание по 1,2,3 позициям. Выдвижение ноги вперёд и в сторону. Наклоны вперед и в сторону. Прыжки на двух ногах по 6 и 2 (невыворотной), вытягивая колени и подъём. Подъём на полупальцы по 1,2,3 позициям (сохранение равновесия).
Раздел 3. Танцевальные движения (7 часов)
Танцевальные движения. Упражнения для развития гибкости рук, плечевого пояса и шеи. Шаги: строевой, скользящий, на носочках, приставной. Танцевальный шаг с носка. Прямой и боковой галопы. Подскоки на одной и двух ногах. Перескоки. Притопы. Кружения на переступаниях, на подскоках. Хлопки в ладоши (различные сочетания). Хлопушки по бедру.
Раздел 4. Развитие актёрского мастерства (4 часа)
Язык жестов – пантомима. Передача при помощи жестов и мимики характера, чувств, настроения. Танцевальные шаги и движения в образах животных, птиц. Этюды, передающие явления природы (падают снежинки, идёт дождь и др.). Тематические игры: «Весёлый оркестр», «магазин игрушек», «Солдатушки — бравы ребятушки», «Зеркало», «Трамвайчик», «Куклы» (по выбору учителя). Инсценировка детских песен (по выбору учителя).
Раздел 5.Танцевальный репертуар (8 часов)
Полька «Четвёрки», полька с хлопками , полька парами, танцевальный этюд «Паровозики», танцевальный этюд «Первоклассница», танцевальный этюд «Весёлые ребята», танцевальные игры.
Раздел 6. Заключительное занятие (1 час)
Обобщающий урок «Музыкальные игры и танцы».
2 класс (второй год обучения) – 34 часа
Русский народный танец
Введение «Народное танцевальное творчество» (1 час)
Раздел 1. Музыкальная грамота (4 часа)
Музыкальное вступление. Вступительные и заключительные аккорды. Затактное построение мелодии.Подготовка рук на музыкальное вступление. Начало движения из-за такта.
Раздел 2. Элементы русского танца (11 часов)
Положение рук в танце (в сольном, парном, массовом).
Танцевальные движения. «Гармошечка», «Ёлочка», «Ковырялочка», «Припадания по 6 позиции на месте и в повороте», «Кружения» (девочки). Полуприсядки и полные присядки по 6 и 1 позициям (мальчики).
Танцевальные шаги, бег. Шаг с притопом. Шаг с точкой. Переменный шаг на всю ступню. Боковой приставной шаг. Боковой шаг с выведением рабочей ноги на каблук. Бег с поджатыми ногами. Бег соскоком по 6 позиции. Прыжки.
Раздел 3. Танцевальный и игровой репертуар (18 часов)
Хороводы. Рисунки хороводов.
Построение хороводов (по усмотрению учителя). Русский танец «Сударушка», «Вечером на лавочке», «Семечки», парный танец «Кадриль», русский танец «Валенки». Музыкальная игра «Цепочки», музыкальная игра «Тройки».
Раздел 4. Заключительное занятие. «Танцевальная мозаика» (1 час)
3 класс (третий год обучения) – 34 часа
Народный танец
Раздел 1.Экзерсис у станка (8 часов)
Введение. Станок и его назначение.
Полуприседания и полные приседания. Батман тандю. Батман тандю жете. Каблучный батман. Флик-фляк. Па тортье. Дробные выстукивания. Прыжки. Присядки и разножки с фиксацией ног на полу.
Раздел 2.Элементы русского танца (9 часов)
Ходы проходки. Проскальзывающий, шаркающий шаги. Шаг на ребро каблука. Дробная «дорожка». Па де баск (припляс). Шаг польки.
Движения русского танца. «Ковырялочка» с полуповоротом», «Моталочка», «Припадания по 3 позиции», вращения на шаге и беге (девочки), присядки, хлопушки (мальчики), простой «ключ».
Раздел 3. Азбука классического танца ( 6 часов)
( позиции рук, ног 1, 2, 3, 4, 5; постановка корпуса, demi – plie, batman tendus, batman tendus jetes, port de bras, grant batman tendus, связывающие движения, группы прыжков)
Раздел 4. Танцевальный репертуар (10 часов)
Танец «Русский лирический», «Барыня», «Перепляс», «Русский медленный», «Московская кадриль», «Ромашки».
Раздел 5. Заключительное занятие. «Танцевальный марафон» (1 час)
4 класс (четвёртый год обучения)
Народный танец
Введение (1 час)
Раздел 1. Экзерсис у станка (7 часов)
Комбинирование полуприседаний и приседаний. Комбинирование батманов. Ронд де жамб партер. Подготовка к «верёвочке». Гранд батман жете. «Качалочка». «Голубец».
Раздел 2. Элементы русского танца (12часов)
Дроби и дробные ходы. Дробный ход вперёд с проскальзывающим ударом каблучка. Дробный ход назад. Дробный «ключ». Дробь в такт. Дробь из-за такта. Комбинированные дроби.
Движение русского танца. «Верёвочка». Вращение на прыжках (девочки). «Мельница». «Ползунок». «Подсечка» (мальчики).
Раздел 3. Азбука классического танца (6 часов) ( позиции рук, ног 1, 2, 3, 4, 5; постановка корпуса, demi – plie, batman tendus, batman tendus jetes, port de bras, grant batman tendus, связывающие движения, группы прыжков)
Раздел 4. Знакомство с народным танцем (7 часов)
Из истории народного танца.
Украинский народный танец (позиции положения рук, ног; положения рук в парном танце; притопы, «вихилясник», «дорожка простая, плетёнка».)
Цыганский народный танец ( основные положения корпуса, рук, ног; мелкие скользящие шаги подряд на вытянутых ногах, переменный шаг, ход назад с открыванием ноги вперёд, шаг в сторону.)
Испанский народный танец ( основные положения корпуса, ног, рук; основные элементы испанского танца «Арагонская хота»)
Молдавский народный танец (положение корпуса, рук, ног; основные шаги, движения в танце)
Венгерский народный танец (основные положения корпуса, ног, рук; основные шаги. Движения, «ключи2)
Раздел 5. Заключительное занятие «Класс-концерт» (1 час)
Методические рекомендации
Программа предполагает создание для учащихся комфортной среды в которой они чувствуют себя уверенно и свободно. Этому должен способствовать комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.
Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов:
беседа в виде вопросов и ответов;
прослушивание музыки и разбор её;
наблюдение учащихся за объяснением и показам педагога;
разучивание и повторение движений, танцев.
В ходе реализации программы уместно использовать следующие приемы:
словесные ( рассказ, беседа);
наглядные (видеоматериалы, просмотр выступлений детских танцевальных коллективов, фотографии, буклеты;
практические (объяснение и показ педагогом движений, поз, переходов, рисунков танца с последующим повторением учениками; разучивание по частям; временное упрощение заданий, соединение отдельных комбинаций в фигуры танца).
Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно- ориентированный подход в обучении.
Формирование знаний осуществляется исследовательским методом, который заключается в сочетании наглядности, осмыслении, творческим поиском учащихся.
Уместно использование следующих форм организации учебного процесса:
учебное занятие;
занятие наблюдение;
практические занятия;
конкурсы и развлекательные программы;
концертная деятельность.
Список литературы
1. Барышникова Т. Азбука хореографии.- Москва.- Айрис-Пресс.- 1999
2. Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры/ программа экспериментального курса.- Москва.- Новая школа.- 1993
3. Боттомер П. Урок танца.- Москва.- Эксмо-Пресс.- 2003
4. Ваганова А.Я. Основы классического танца.- Ленинград.- Искусство.- 1985
5. Идом Х., Кэтрэк Н. Хочу танцевать.- Москва.- Махаон.- 1998
6. Зимина А. Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей: практикум для педагогов. М.: Тандем: Гном-Пресс. 1998
7. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца.- Санкт-Петербург.- Искусство.- 2001
8. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. М.: Линка-пресс, 200610. Танцы и ритмика в начальной школе/ методическое пособие.- Москва.- 1995
9. Ткаченко Т.Т. Народный танец.- Москва. 2002
10. С.Л. В.Г. Шершнев. От ритмики к танцу. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования. М.: 2008
11. DVD «Классика и балет»