Физическая культура в системе общего образования..
Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие физической культуры и спорта. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта — эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения.
Вся физкультурно-спортивная работа в школе – это симбиоз мероприятий, в полной мере соответствующих интересам детей, их социально-психологическим и индивидуальным физическим особенностям.
Уроки физической культуры выполнят функцию своеобразного стержня, интегратора, не дающего отдельным звеньям целостной системы физического воспитания превратиться в беспорядочное и малоэффективное явление.
Самая острая и требующая срочного решения проблема — низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Цель работы учителя физической культуры в школе – не только увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом, но и улучшение физической подготовленности и физического развития учащихся.
Профессиональная деятельность современного учителя предполагает необходимость принятия быстрого и верного решения. Цена ошибки в педагогической деятельности очень высока. Для поиска эффективного решения проблемы следует обладать возможно большим объемом информации о рассматриваемом объекте.
Поэтому на протяжении ряда лет провожу мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся 5 – 11 классов. Мониторинг представляет собой систему отслеживания результатов учебного процесса. Полученные данные использую для коррекции методов и технологий, применяемых на уроках физической культуры.
Проведение мониторинга помогает формулировать вопросы, которые позволяют не только констатировать результаты обучения, но и вскрывать причины затруднений, испытываемых школьниками, а затем трансформировать имеющиеся данные в определенные педагогические действия.
Почему школьник не усвоил учебную информацию? Почему он не овладел нужными способами действий? Возможно, ребенок не знает исходных фактов. Тогда я выясняю, какие исходные факты нужны для усвоения новой информации. Вот почему необходимы средства диагностики, проверяющие не только знание формальных определений, но и раскрывающие индивидуальные смыслы и значения понятий в сознании ребенка.
Протокол физического развития 4 показателя: рост, вес, объем груди и медицинскую группу здоровья. Протокол физической подготовленности учащихся включает в себя 5 показателей: сила кисти, подтягивание (мальчики), поднимание туловища (девочки), бег 30 м, бег 1000 м, прыжок в длину с места. Протокол физического развития заполняется по данным медицинского кабинета школы, после прохождения в начале каждого учебного года медкомиссии. Протокол физической подготовленности заполняется в октябре.
Данные помогают мне определить физическое развитие учащихся, а следователь скорректировать программу по физической культуре персонально для каждого. Например, при прохождении программы по легкой атлетике — прыжки в высоты и длину, учитываю рост учащегося. Если у ребенка рост ниже среднего для данного возраста, то он выполняет норматив на класс ниже. Тоже самое и по весу, объему груди. Не может ученик, у которого вес намного выше среднего подтянуться или прыгнуть в высоту, выполнить элементы акробатики в соответствии с программными нормативами, поэтому данные ученики выполняют все в упрощенном режиме.
Обновление физического воспитания сегодня немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Преподавателям физической культуры общеобразовательных школ предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, позволяющие большинство физически трудных упражнений выполнять относительно легко, как бы играя и соревнуясь. Тем самым преодолевается монотонность занятий.
Именно поэтому мной был выбран в работе как основной соревновательно-игровой метод. Данный метод является высоким средством активизации двигательной деятельности за счет подключения эмоций обучающихся. Одним из главных достоинств этого метода, на мой взгляд, является то, что его можно ввести во все виды учебной программы и применять с одинаковым успехом и в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе позволяет добиться более высоких показателей физического развития учащихся, поднять интерес к занятиям по физической культуре.
Одно из важнейших требований современного урока физической культуры — комплексный подход к решению основных задач предмета: обучение, развитие, воспитание.
Например, обучая технике игры в волейбол, учителю надо не только правильно подобрать упражнения, способствующие освоению приемов игры, но и предусмотреть максимальную плотность урока, которая содействовала бы развитию двигательных качеств. Построить занятия так, чтобы во время урока проявлялась взаимопомощь, чувство коллективизма, воспитывалась настойчивость, сила воли.
Но надо помнить, что здоровье учащихся школы зависит не только от уровня двигательной активности. В частности, отрицательное влияние на него оказывают нарушение гигиенических требований режима дня, учебного процесса, режима питания, его недостаточная калорийность, сложность учебных программ, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки.. Комплексное воздействие всех этих факторов, являющееся, к сожалению, одной из характерных черт нашей действительности, способно напрочь перечеркнуть какое бы то ни было положительное влияние от использования средств физической культуры, даже при условии идеальной организации процесса физического воспитания. Поэтому в определении стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности необходимо понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда ученик, наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью на уроке, будет заботиться о своем здоровье и во внеурочное время.
Перспективным направлением изменения системы физического воспитания является переориентация учебного процесса с физической подготовки, когда решающим критерием являлось выполнение учебных нормативов, на физкультурное образование, на привитие навыков и знаний здорового образа жизни.
Именно поэтому вся работа направлена на решение основной цели, которую я поставила перед собой: воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и сохранить ее физическое и психическое здоровье.
Сущность работы — воспитание личности, обладающей высоким уровнем нравственных знаний, норм привычек и навыков поведения. Я хочу, чтобы каждый мой ученик стал личностью, которую отличал бы высокий уровень нравственных знаний; наличие потребностей выполнения нравственных норм, привычек и навыков; стремление к созданию результатов, которые принесут благо другим людям; высокое чувство ответственности за собственную деятельность; личностное отношение к выполняемым действиям, единство нравственного сознания и поведения, когда знание нравственных норм проявляется в учебной деятельности как целеустремлённость, ответственность, способность к моральной рефлексии. Добиваюсь того, чтобы эти ценности составляли основу деятельности в учебе, проявлялись в общении и отношении не только в классе, но и вне школы, постепенно превратились бы в ценностные ориентации личности каждого ученика.
Каждый учитель должен понимать всю значимость своего труда. Ведь наши успехи – это успехи наших учеников.