МБОУ СОШ №11, г. Белгород
Физическая нагрузка на уроках спортивных игр
С.В. Пономаренко
учитель физической культуры,
школа №11, г. Белгород
Белгород 2012
На уроке физической культуры физическое развитие (функциональное совершенствование и воспитание двигательных качеств) занимает ведущее место. Изменяя общем двигательной деятельности, её интенсивность и интервалы отдыха, можно регулировать физическую нагрузку, воздействие различных упражнений, эстафет и игр на организм занимающихся.
Регулирование физической нагрузки необходимо в связи с тем, что уровень физического развития учащихся будет перспективным в том случае, если нагрузка будет достигать оптимальных значении на каждом очередном уроке и непрерывно повышаться.
Уроки спортивных игр имеют определенные особенности. Регулирование физической нагрузки во время обучения и совершенствования приемов игры, в учебных упражнениях, эстафетах, игровых упражнениях и учебных играх затруднено. В то же время высокая эмоциональность уроков спортивных игр способствует привлечению к занятиям тех учеников, у которых не сформирован устойчивый интерес к регулярным занятиям физической культурой. Это относится в первую очередь к девушкам.
В различных организационных формах занятий, подвижных и учебных играх, других подобных упражнениях могут применяться различные способы регулирования физической нагрузки.
Учебные упражнения и эстафеты отличаются тем, что способы выполнения приемов игры, величины перемещений в упражнениях и в эстафетах определяются учителем заранее. Определяются также количество повторений упражнений и дистанция, которую пробегает каждый ученик в эстафетах. Задача таких организационных форм занятий заключается в закреплении и совершенствовании определенных учителем приемов игры.
Объем двигательной деятельности в данных формах упражнений может регулироваться количественными показателями. В зависимости от количества команд, на которые разделен класс, изменяется количество игроков в каждой команде. В соответствии с этим будут меняться и количество выполненных приемов в учебных упражнениях, дистанция пробегания в эстафетах на время, отведенное для этих упражнений на уроке. Учитель может изменять их объем в зависимости от степени освоения изучаемых приемов игры и уровня физического развития учащихся, за счёт изменения времени отдыха между упражнениями.
Интенсивность учебных упражнений и эстафет может изменяться в зависимости от быстроты выполнения приемов игры и скорости пробегания отрезков в эстафетах. Учебные упражнения могут выполняться «на быстроту» за счёт сокращения расстояния между игроками, если упражнения осуществляются без последующих перемещений. Сократив длину отрезков в эстафетах, можно достичь максимальной быстроты перемещений. Пробегая дистанцию эстафеты с максимальной скоростью, интенсивность эстафет можно максимально увеличить.
Реализация физической нагрузки и её регулирование являются частью комплекса оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, которые решаются на уроке. При этом регулирование нагрузки должно сочетаться с другими задачами урока и способствовать их качественному решению.
В игровых упражнениях, подвижных и учебных играх содержание образовательных задач изменяется. Совершенствуются вариативность выполнения приемов, умение применять их в игре. Все действия направлены на достижение определенной (локальной) цели, например, обыграть противника за счет различных способов передач, подач, ведения мяча и обводки в волейболе, футболе, баскетболе, гандболе. Для этого приемы игры выполняют в различных сочетаниях, разнообразных условиях, в том числе с сопротивлением соперников. В итоге действия игроков получают свое завершение в достижений конечной цели: забить мяч в футбольные или гандбольные ворота, попасть в баскетбольную корзину, направить волейбольный мяч на площадку соперника.
Объем двигательной деятельности можно изменить различными способами. Если увеличить количество мячей на группу занимающихся, то паузы между выполнением приемов игры в подвижной или в учебной игре уменьшаются. Увеличивать количество мячей на группу учеников можно и в упражнениях с попаданием в цель. Тогда эти упражнения будут выполняться поточно, позволяя многократно решать основную задачу — совершенствовать приемы забивания и забрасывания мяча.
Интенсивность игровых упражнений, подвижных и учебных игр значительно увеличивается, если они проводятся с сопротивлением защитников. Многообразие упражнений позволяет изменять их интенсивность, увеличивая или уменьшая количество защитников. Максимальной интенсивности можно достичь, когда игроку нападения противодействует игрок защиты. В данном случае следует подбирать учеников-соперников, подготовленность и физические возможности которых примерно равны.
Во время проведения игровых упражнений и учебных игр повышать физическую нагрузку можно путем выполнения дополнительных заданий. Когда те или иные команды задействованы в игре, остальные ученики могут выполнять упражнения для развития двигательных качеств. За пределами игровой площадки школьники могут выполнять упражнения силовой и скоростно-силовой направленности, например для развития взрывной силы ног.
Для этого используется гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, гимнастические маты. Упражнения можно выполнять с преодолением отягощения в виде собственного веса или в парах. Это — приседания на обеих или одной ноге, сгибание и разгибание рук и туловища, прыжки сериями на месте и в движений, многоскоки и выпрыгивания из приседа. Для развития прыгучести особенно эффективны напрыгивания на предметы различной высоты и прыжки в глубину. Определяя дополнительные задания, учитель имеет возможность индивидуально дозировать их в соответствии с физическими возможностями того или иного ученика. Основными методами выполнения дополнительных заданий могут быть «до отказа» и «повторный».
Увеличение физической нагрузки на уроках спортивных игр, степень воздействия её на занимающихся должны постоянно контролироваться учителем. Наиболее доступный способ контроля за состоянием организма учащихся — наблюдение. Признаками утомления являются: учащение дыхания, изменение окраски кожных покровов, повышенное потоотделение, снижение двигательной активности.
Нарушение координации движений говорит о значительной степени утомления, а появление побледневшего носогубного треугольника — о превышении физической нагрузки.
Наиболее объективный показатель реакции организма учеников на физическую нагрузку — частота сердечных сокращений (ЧСС). Этот показатель можно регистрировать после окончания упражнений и игр за определенные отрезки времени, а также следить за исходным и конечным показателями ЧСС. Составив соответствующую таблицу «стоимости» упражнений и игр, можно планировать физическую нагрузку на уроке на основе таких показателей. Надо кожу в виду, что показатели ЧСС учащихся будут характерны для тех условий, в которых они регистрировались (дистанции эстафет, продолжительность игр и упражнений, количество учащихся в команде и прочие условия).
В настоящее время существует методика определения нагрузки по степени интенсивности отдельного упражнения, вычисляемой на основе средней величины ЧСС в ходе упражнения и сравнению полученных значении с данными таблицы индексов интенсивности, разработанной И. Б. Викторовым с соавторами (СПб., 1976). Индекс интенсивности, повышающий физиологические возможности организма ребенка, должен быть не менее 4 баллов.
Таблица индексов интенсивности
ЧСС, уд./мин. | Зона интенсивности | |
1 | 120-129 | Низкая |
2 | 130-139 | Средняя |
3 | 140-149 | |
4 | 150-159 | |
5 | 160-169 | Большая |
6 | 170-179 | |
7 | 180-189 | Высокая |
8 | 190-199 | |
9 | 200-209 | Максимальная |
10 | 210-219 |
Учитель физической культуры должен помнить о том, что физическая нагрузка на каждом уроке должна носить оздоровительную направленность, способствовать физическому развитию и двигательному совершенствованию каждого ученика.