Застрожнова Евгения Юрьевна, учитель
физической культуры МОУ « Гимназия № 140» г. Омска
Физическое самовоспитание как средство духовно-нравственного развития школьников 10-11 классов
В настоящее время перед школой остро стоит вопрос: как организовать учебно-воспитательный процесс, чтоб не только выявить и развить способности каждого школьника, но и сформировать духовно-богатую, творчески мыслящую личность, нравственные ценности бытия, такие как любовь к Отечеству, стремление к доброте, совесть, честь. Негативные процессы в социальной жизни сопровождаются разрушением нравственных норм, ухудшением здоровья школьников, снижением уровня их физической подготовленности; распространением болезней, имеющих социальную обусловленность: ростом стрессов, депрессий, агрессивности. В связи с этим появляется необходимость в организации физического самовоспитания, ориентированного на духовно-нравственное развитие школьников, на укрепление здоровья и саморазвитие двигательных умений, физических способностей организма для подготовки себя к служению Отечеству, созданию семьи и поддержанию здорового образа жизни в ней, воспитанию здоровых детей.
Организация физического воспитания школьников осуществляется в процессе учебных занятий и во внеучебное время. Организация работы школьников над собой в плане физического самосовершенствования, ориентированного на духовно-нравственное воспитание, включает несколько этапов:
1 этап — психолого-педагогическая подготовка;
2 этап — практическая организация;
3 этап — стимулирующий;
4 этап — контрольно-коррекционный.
На первом этапе в ходе психолого-педагогической подготовки – осуществляется формирование значимых мотивов, чтобы учащиеся включились в работу над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития, на втором – практическая организация -осуществляется обучение учащихся методам и приёмам работы над собой в плане физического и духовно нравственного саморазвития, овладение методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями; на третьем – стимулирование — создание педагогических условий, методических приемов для дальнейшего развития процесса физического самовоспитания, ориентированного на духовно – нравственное развитие школьников; на четвертом – контрольно-коррекционный – осуществляется определение результативности процесса самовоспитания, постановка новых целей самовоспитания.
В процессе психолого-педагогической подготовки школьники включаются в процесс самосознания. Эти процессы организовываются относительно своего физического состояния и духовно-нравственной сферы. Для организации включения школьников в процесс осознания необходимости работы над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития проводятся индивидуальные и коллективные беседы, анкетирование, тестирование, после чего делаются соответствующие выводы.
Для формирования мотивов работы над собой в плане физического самовоспитания проводятся лекции, круглые столы, беседы о роли и значимости физического самовоспитания, показ документальных фильмов, беседы с врачом и психологом.
В ходе этого решаются задачи:
— показать сущность физического самовоспитания в тесной взаимосвязи с духовно – нравственным развитием личности;
— познакомить с физическим самовоспитанием как важным и необходимым средством физического самосовершенствования.
Компонент содержания физического воспитания и самовоспитания включает знания из области физической культуры, знания о духовности и нравственности в высоком смысле понимания красоты и правильности взаимоотношения с другими людьми, с самим собой, о свободе выбора ценностных ориентиров и постоянного саморазвития своего духовного мира.
Основные формы теоретической части: лекции, теоретические знания физического воспитания, информационные сообщения. Примерные темы теоретической части представлены в таблице № 1.
Таблица №1
Теоретические темы для школьников 10 – 11 классов.
Раздел “Физическое самовоспитание” | |
|
|
На втором этапе школьники овладевают методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями, приемами работы над собой, составляют индивидуальные программы физического самовоспитания и личных планов.
При планировании программы и личного плана учитель оказывает помощь: дает консультации и рекомендации. В процессе занятий школьники знакомятся с методами и средствами самовоспитания.
Основные средства физического самовоспитания:
ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах и бег на коньках, ритмическая и атлетическая гимнастика, занятия на тренажерах и др.
участие в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий.
Основные средства духовно-нравственного саморазвития:
написание рефератов;
выполнение тематических заданий по изучению духовного наследия родного края, города, традиций отечественной православной культуры;
экскурсии, туристические походы.
Основные методы духовно-нравственного воспитания:
разъяснение ценностей, внушение, обучение ценностному процессу (выбор, оценивание, действие), стимулирование деятельности, поиск духовно-нравственных ценностей и идеалов. Примерный личный план физического самовоспитания, направленный на духовно-нравственное развитие школьников 10 – 11 классов представлен в таблице № 2
Таблица № 2
Примерный личный план физического самовоспитания, направленного на духовно-нравственное развитие школьников 10 – 11 классов.
Средства самовоспитания | |
Всестороннее физическое развитие. | Ритмическая гимнастика (девушки) и атлетическая гимнастика (юноши). |
Повышение уровня физической подготовленности. | Посещение спортивных секций. |
Изучение духовного наследия родного края, города. | Туристические походы и прогулки к святым местам родного края, города, экскурсии. |
Овладение новыми двигательными умениями. | Научиться играть в лапту, городки. |
Воспитание любви к Отечеству. | Подготовить рефераты по краеведению. |
Сформировать желание и готовность прийти на помощь другому человеку. | Научиться оказывать первую медицинскую помощь. |
Чтобы стремление работать над собой не утрачивало остроты, чтобы школьники не останавливались надостигнутом, периодически осуществляется стимулирование данного процесса.
В конце каждой четверти (октябрь, декабрь, март, май) мы просматриваем: отчеты о выполнении личного плана физического самовоспитания; сравнение данных, характеризующих состояние физического самовоспитания, физических качеств; сравнение динамики развития духовно-нравственной сферы, которые занесены в дневник самоконтроля.
Система стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех в достижении намеченных результатов, обусловила разработку новых оценочных систем – рейтинговой и очковой. Разрабатывается также содержательная оценка; самостоятельная деятельность по оцениванию самими учащимися – “Журнал достижений”, “Дневник самоконтроля”.
Контрольно-коррекционный этап ориентирует обучаемых на осознание себя, при помощи изучения и сравнения собственного физического самосовершенствования и духовного развития; умение конструировать процесс физического самовоспитания, имеющего духовно-нравственный аспект; владеть приемами самовоспитания; развивать способности умения самоуправления и саморегуляции; постановка новых целей физического самовоспитания.
Результативность физического самовоспитания как средство духовно-нравственного становления школьников 10-11 классов предлагается оценить по соответствующим критериям: знания, умения и действия, которые представлены в таблице № 3.
Таблица № 3
Оценка результативности физического самовоспитания школьников.
Школьники 10 – 11 классов должны:
уметь | действия | |
|
|
|
В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что:
Физическое самовоспитание – это процесс осознанного воздействия на развитие физических качеств и способностей, укрепления здоровья, овладение новыми двигательными навыками с целью реализации своего физического и духовного потенциала.
Результатом самовоспитания являются полное самовыражение школьника, раскрытие своих возможностей, развитие своих достоинств, самоуправление и самоконтроль за собственным поведением, самостимулирование своей активности.
Если целевые установки физического самовоспитания школьников есть цель укрепления здоровья и саморазвития двигательных умений, физических способностей для подготовки себя к служению Отечеству, созданию семьи, поддержанию здорового образа жизни в ней, то эта цель носит духовно-нравственный аспект и выполняет функцию духовно-нравственного становления личности.
Физическое воспитание школьников, осуществляемое с опорой на духовный фундамент личности, ее субъективный опыт развивает у них стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного самосовершенствования личности