Физическое воспитание школьника в семье.
Учитель физической культуры Ращевская З.М.
МОУ гимназия №10 г. Луховицы Московская область.
Большую помощь в физическом воспитании школьников могут оказать
родители учащихся. Как показала практика, большинство из них проявляют,
живой интерес к школьной жизни своих детей, но в тоже время далеко не все еще придают должное значение правильному режиму детей, пребыванию их на свежем воздухе и занятиям физическими упражнениями. Правильная ориентация родителей в вопросах физического воспитания школьников в семье — задача учителя физической культуры. С этой целью он может использовать такие формы пропаганды, как регулярное проведение индивидуальных бесед, показ открытых уроков физической культуры и гимнастики до учебных занятий, выступления на родительских собраниях, тематических диспутов. Темами собраний могут быть, например,
« Здоровье ребенка и занятия физической культурой», « Двигательный режим школьника», « Домашнее задание по физической культуре»,
« Обучение детей плаванию» и т. д. Выступаю перед родителями, учитель должен прежде всего нацелить их на занятия физическими упражнениями, попытаться сформировать у них правильное отношение к таким занятиям.
Ведь нередко приходиться сталкиваться с факторами, когда на словах взрослые вроде не против физической культуры и спорта, однако практических шагов для занятий своего ребенка в секции не предпринимают. Совершенно очевидно, что лучшим методом воспитания к занятиям физическими упражнениями является личный пример родителей школьника, других членов семьи. Совместные занятия физической культурой и спортом родителей с детьми содействует духовному сближению старших и младших членов семьи, что является основой взаимопонимания между ними. Так, например, во время походов или туристических прогулок каждый член семьи выполняют определенные обязанности, которые каждому почувствовать полезным и равноправным членом дружного коллектива. Во время семейных походов участвуют в совместных играх: игра в футбол, вышибалы, веселые эстафеты. Важно убедить, что физическая культура не уступает другим дисциплинам. Более тесный контакт между родителями
школьников достигается в индивидуальных беседах. Это позволяет узнать лучше ученика и более углублено осуществлять дифференцированный подход в процессе обучения.
Весьма эффективной является с родителями проведение открытых мероприятий « Мама, папа и я –дружная семья», « Папа может»-праздник посвященный 23 февраля, а так же дети открытый урок « Литература, музыка, физическая культура» для родителей.
Преимущества этой формы работы заключаются в том, что родители получают возможность наблюдать за своими детьми непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями. Родители личным примером прививают детям регулярно заниматься физкультурой. Эффективным методом регулярных занятий является оборудованное место в квартире
« Домашний стадион», при подборе инвентаря для домашних занятий нужно прежде всего исходить из возможностей родителей и размеров площадки для занятий. Чаще всего приобретают гантели, амортизаторы, скакалки, диск и т.п. Чтобы контроль за самостоятельными занятиями школьников был эффективным, родителей должны обладать определенным запасом знаний о возрастных особенностей детей.
В более раннем возрасте силовые возможности ребенка невелики, но постепенно силовые возможности мышц продолжают увеличиваться, особенно у юношей. У девушек процесс развития этого качества без специальной тренировки стабилизируются ( иногда показатели даже уменьшаются).
Выносливость к динамической работе наиболее интенсивно увеличивается в младшем школьном возрасте ( примерно 11-12 лет). В 14 лет уровень этого качества достигает примерно 60% показателя выносливости взрослого человека. 16 годам выносливости еще более увеличивается, но несколько отстает ( на 15%) от уровня развития этого качества у взрослых. При регулярной тренировке выносливость может увеличиваться и в более старшем возрасте.
Быстрота (определенная по максимальной частоте движения ног) прогрессивно увеличивается с 7 до 13 лет. Развитие этого качества зависит от многих факторов, например, от силы мышц, особенно в тех случаях, когда быстрота оценивается при помощи упражнений в метаниях, прыжках и т.п.
Особый акцент в беседе необходимо сделать на том, что при подборе средств для совершенствования того или иного двигательного качества следует обязательно учитывать половые особенности развития детей. В частности, особую осторожность необходимо соблюдать при занятиях с девушками. Для них ограничивается перечень упражнений, сопряженных сотрясениями тела, большими нагрузками, значительным проявлением выносливости. И, наоборот, большее внимание уделяется упражнениям на равновесие, танцевальным, с элементами художественной гимнастики и упражнениям, укрепляющим мускулатуру брюшного пресса.
Учитель должен ознакомить родителей с методами контроля за состоянием организма школьников , показателем работы сердечно- сосудистой и дыхательной систем, внешним признакам утомления, убедить родителей в необходимости такого контроля, указать, что эффективность и оздоровительное воздействие физических упражнений будет намного выше, если не пускать занятия на самотек. На основании опыта и знаний конкретного школьника определяется направленность упражнения, дает индивидуальную дозировку. Ни в коем случае нельзя превышать нагрузку учеником. Родителям необходимо следить за соблюдением детьми режима дня и питания. Постоянно напоминать о вреде куренья и употребления алкоголя, но делать это подавая личный пример.
В заключении надо отметить, что в таком важном деле, как физическое воспитание подрастающего поколения, нет и не может быть мелочей. Важно помнить, что только комплексное осуществление всех форм физического воспитания может в полном объеме решить поставленные задачи!