Ценностные ориентации и отношение современных школьников к физической культуре и спорту
работа ученицы 9Б класса
школы № 21 г. Оленегорска
Коварской Веры
научный руководитель Перепёлкина Лариса Александровна
Содержание
Введение………………………………………………………..стр. 3
О роли физической культуры…………………………………стр. 4
Исследование……………………………………………………стр.6
Заключение……………………………………………………стр. 13
Рекомендации…………………………………………………стр. 14
Библиография………………………………………………….стр.15
Введение
Во все времена физической культуре и спорту придавалось особое значение в укреплении здоровья, воспитании и всестороннем развитии личности. Достаточно вспомнить знаменитую древнегреческую Спарту (IX в. до н.э.), в которой была создана довольно суровая система воспитания, основанная на закаливании и физических упражнениях. И сегодня одна из самых важных задач школьной физической культуры – это физическое воспитание школьников, направленное на гармонизацию развития личности, а также на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование учащихся. Однако большинство из них не понимают в полной мере значение физической культуры в формировании и становлении человека как личности, поэтому целью данной работы является определение отношения к физической культуре и спорту современных школьников через изучение их ценностных ориентаций.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
изучить ценностные ориентации и отношение к физической культуре и спорту школьников старшего возраста;
поиск путей совершенствования ценностных ориентаций современного школьника, направленных на привлечение его к здоровому образу жизни.
В ходе работы применялись следующие методы:
изучение литературы и методов исследования данного вопроса;
анкетирование;
обработка результатов.
О роли физической культуры
Каждое общество мечтает видеть в своём подрастающем поколении здоровую, способную к дальнейшему гармоничному развитию этого общества молодёжь. Одним из основных условий гармоничного развития является физическое здоровье общества, в том числе и подрастающего поколения, что подтверждается и Конституцией Российской Федерации (принята в 1993г.), федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (принят в 1999г.), федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» (принят в 1996г.), «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» (утверждена в 2000г.), а также «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» (принята в 2001г.), в которых подчёркивается всесторонняя забота государства о сохранении здоровья, физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов.
Всестороннее развитие личности в условиях ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса немыслимо без повышения общей культуры. Она играет важнейшую роль в процессе социального становления и формирования личности, пронизывает все сферы её жизни и деятельности. Поэтому процесс гармоничного формирования личности в системе непрерывного образования нацелен на её общекультурное развитие, составной частью которого является физическая культура.
Личность – человек с устойчивой системой социально- значимых черт, характеризующих его как члена общества или общности. В психологии личность понимается как совокупность индивидуальных свойств психики, управляющих социальной активностью человека.
В связи с этим выделяют понятие физическая культура личности. Это достигнутый уровень физического совершенства человека, а спортивная деятельность даёт возможность активно работать самому человеку над развитием собственной личности. Ведь здесь требуется трудолюбие, активность, смелость, дисциплинированность и много другое. Возьмём для примера отдельные виды спорта. Баскетбол: развитие коммуникабельности и умственной активности, быстроты реакции. Бокс: психологическая и эмоциональная устойчивость, целеустремлённость, воля к победе. Гимнастика: настойчивость, творческое мышление, уверенность.
Таким образом, физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой и о физической культуре личности невозможно судить лишь на основе её физического развития, подготовленности, овладения двигательными умениями и навыками. Необходим учёт таких компонентов, которые относятся к духовной сфере личности: содержание мыслей и чувств, иерархия ценностных ориентаций, степень развитости интересов и потребностей, убеждений, что в конечном счёте определяет социальную активность учащегося.
Механизм процесса формирования мотивационно-ценностных ориентаций учащихся схематически состоит в следующем. Ценностные ориентации, воспринимаемые личностью (на уроке, во внеклассной и внешкольной деятельности), проходят через своеобразный фильтр самосознания, и дифференцируется на уровне «значения» или «личностного смысла». Далее, преломляясь в условиях реальной жизнедеятельности и опыте школьников, они разделяются на подтверждённые и неподтверждённые, на реально управляющие их действиями и поступками и на те, которые просто хранятся в сознании, позволяя ориентироваться в системе тех нормативных требований, которые предъявляют им учителя, коллектив, семья и др. Процесс формирования можно считать состоявшимся, когда ценностные ориентации, проверенные личным опытом, превращаются в реальные мотивы поведения личности.
В целом формирование физической культуры личности школьника означает целенаправленное, постепенное и последовательное приближение ко всё более высокой степени развития всей системы её качеств, способностей, свойств и возможностей в соответствии с возрастными и другими особенностями.
Для совершенствования процесса физического воспитания молодежи (школьников) необходимо изучение ее ценностных ориентаций и отношения к физической культуре и спорту.
Исследование
В настоящее время со стороны общества возрастают требования к состоянию здоровья и физической культуры личности. В то же время, по данным Министерства здравоохранения до 90% школьников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. В этой связи особое значение приобретает работа со школьниками по формированию потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом с целью поддержания высокого уровня работоспособности и ведения здорового образа жизни. Для этого требуется сбор информации по вопросам жизни, деятельности и их интересов.
Было проведено социологическое исследование среди обучающихся старших классов (8, 9, 11) школы № 21 г. Оленегорска. При проведении исследования использовались анкеты, включающие в общей сложности 39 вопросов и касающиеся выяснения отношения школьников к ценностям здорового образа жизни и формам проведения досуга. В анкетировании приняли участие 132 школьника в возрасте от 13 до 18 лет.
В результате опроса школьников выяснилось, что основные ценности здорового образа жизни признаются подавляющим большинством. Из представленных в табл. 1.1, 1.2, 1.3 данных видно, что большинство ответов относятся к категории «огромное значение».
Таблица 1.1
Ценности здорового образа жизни школьников 8-х классов (56 человек)
Степень важности (% ответов) | ||||
Огромное значение | Небольшое значение | Совсем не ценится | Ответ затруднен | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общительность, коммуникабельность, умение легко вступать в контакт с людьми | 76,8 | 19,6 | 3,6 | |
Здоровье | 83,9 | 12,5 | 3,6 | |
Интеллектуальные способности, память, эрудиция | 67,8 | 28,6 | 3,6 | |
Нормальные отношения с родителями | 78,6 | 12,5 | 5,4 | 3,6 |
Мужество, смелость, честность, порядочность | 71,4 | 25 | 3,6 | |
Образованность, интеллигентность, воспитанность | 73,2 | 16,1 | 5,4 | 5,4 |
Успехи в учебе | 69,6 | 16 | 8,9 | 5,4 |
Авторитет, уважение окружающих | 58,9 | 42,8 | 1,8 | 3,6 |
Сила воли, дисциплинированность, собранность | 58,9 | 35,7 | 3,6 | 1,8 |
Отдых, развлечения | 73,2 | 23,2 | 3,6 | |
Занятие физкультурой и спортом | 55,3 | 33,9 | 7,2 | 3,6 |
Высокий уровень выносливости организма | 50 | 42,8 | 5,4 | 1,8 |
Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура) | 51,8 | 42,8 | 3,6 | 1,8 |
Способность видеть и понимать красоту | 44,6 | 42,8 | 10,7 | 1,8 |
Общественная активность | 46,4 | 39,2 | 8,9 | 5,4 |
Сила и натренированность организма | 46,4 | 39,2 | 12,5 | 1,8 |
Красота, внешность | 37,5 | 53,6 | 7,2 | 1,8 |
Умение разбираться в технике, применять её | 33,9 | 50 | 16 | |
Умение играть на музыкальных инструментах | 8,9 | 37,5 | 48,2 | 5,4 |
Таблица 1.2
Ценности здорового образа жизни школьников 9-х классов (39 человек)
Степень важности (% ответов) | ||||
Огромное значение | Небольшое значение | Совсем не ценится | Ответ затруднен | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общительность, коммуникабельность, умение легко вступать в контакт с людьми | 69,2 | 23 | 7,8 | |
Здоровье | 87,2 | 7,8 | 5 | |
Интеллектуальные способности, память, эрудиция | 69,2 | 28,3 | 2,5 | |
Нормальные отношения с родителями | 84,6 | 12,8 | 2,5 | |
Мужество, смелость, честность, порядочность | 66,6 | 28 | 5 | |
Образованность, интеллигентность, воспитанность | 76,9 | 17,9 | 5 | |
Успехи в учебе | 53,8 | 35,8 | 7,7 | 2,7 |
Авторитет, уважение окружающих | 64,1 | 20,5 | 12,8 | 2,6 |
Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура) | 53,8 | 38,9 | 7,6 | |
Сила и натренированность организма | 53 | 32,3 | 7,5 | 7,5 |
Отдых, развлечения | 69,2 | 25,8 | 2,5 | 2,5 |
Занятие физкультурой и спортом | 51,2 | 30,7 | 12,8 | 5 |
Высокий уровень выносливости организма | 41 | 41 | 7,6 | 10,4 |
Общественная активность | 41 | 46,3 | 7,6 | 5 |
Способность видеть и понимать красоту | 33,3 | 36,2 | 7,6 | 10,2 |
Умение разбираться в технике, применять её | 30,7 | 43,5 | 17,9 | 7,6 |
Умение играть на музыкальных инструментах | 23 | 20,5 | 46,1 | 12,8 |
Красота, внешность | 23,8 | 41 | 12,8 | 5,1 |
Таблица 1.3
Ценности здорового образа жизни школьников 11-х классов (37 человек)
Степень важности (% ответов) | ||||
Огромное значение | Небольшое значение | Совсем не ценится | Ответ затруднен | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общительность, коммуникабельность, умение легко вступать в контакт с людьми | 89,6 | 10,8 | ||
Здоровье | 94,6 | 5,4 | ||
Интеллектуальные способности, память, эрудиция | 48,6 | 48,6 | 2,7 | |
Нормальные отношения с родителями | 83,7 | 10,8 | 5,4 | |
Мужество, смелость, честность, порядочность | 83,7 | 16,3 | ||
Образованность, интеллигентность, воспитанность | 51,3 | 43,2 | 2,7 | |
Сила воли, дисциплинированность, собранность | 64,8 | 32,4 | 2,7 | |
Отдых, развлечения | 67,5 | 32,5 | ||
Авторитет, уважение окружающих | 45,9 | 48,7 | 5,4 | |
Способность видеть и понимать красоту | 40,5 | 45,9 | 10,7 | 2,7 |
Высокий уровень выносливости организма | 48,6 | 37,8 | 13,5 | 2,7 |
Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура) | 48,6 | 40,5 | 8,1 | 2,7 |
Успехи в учебе | 43,3 | 43,3 | 10,7 | 2,7 |
Занятие физкультурой и спортом | 45,9 | 51,3 | 2,7 | |
Умение разбираться в технике, применять её | 43,2 | 43,2 | 13,6 | |
Сила и натренированность организма | 37,8 | 48,6 | 8,1 | 2,7 |
Общественная активность | 35,1 | 54 | 8,1 | 2,7 |
Красота, внешность | 21,6 | 72,9 | 5,4 | |
Умение играть на музыкальных инструментах | 29,7 | 21,6 | 48,6 |
Из анализа данных, представленных в таблицах 1.1, 1.2, 1.3, следует, что к первой группе ответов (от 100 до 50% — выделено серым) можно отнести те, которым абсолютное большинство школьников (более 63%) придают огромное значение. Это, в основном, личностные качества, способствующие успехам в будущей работе, а также касающиеся собственного здоровья и благоприятных семейных отношений.
Ко второй группе ценностей отнесены те, в которых преобладают ответы «огромное значение» (50-30%) при достаточно высоком количестве ответов «небольшое значение» (40-10%).
К третьей группе ценностей (выделено диагональной полоской на сером фоне) отнесены те, в столбцах которых преобладают ответы «небольшое значение».
Таким образом, именно в 1-2 группах и находятся ценности поддержания здорового образа жизни средствами физической культуры. То есть, ставя на одно из первых мест в своих жизненных ценностях здоровье, многие школьники достаточно пассивно относятся к одному из самых эффективных средств его укрепления и сохранения. Причиной этого является, вероятно, невысокий уровень просвещения в вопросах физической культуры, а в связи с этим и недостаточная мотивация к занятиям физкультурой и спортом.
Изучение форм проведения досуга школьников позволило условно разделить их на три группы: наиболее привычные формы досуга, используемые постоянно, регулярно или часто большинством школьников (суммарно более 50% ответов); встречающиеся формы досуга, используемые постоянно, регулярно или часто (40 — 60% опрошенных); редко используемые формы досуга (сумма ответов редко или практически не используется — не менее 60%). Результаты представлены в таблицах 2.1, 2.2, 2.3.
Таблица 2.1
Формы досуга школьников 8 класса
Частота (% ответов) | ||||
Постоянно, регулярно | Часто | Редко | Очень редко или совсем не занимаюсь | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Наиболее привычные | ||||
Прослушиваю аудио записи, радио | 51,8 | 19,6 | 17,8 | 10,7 |
Читаю газеты, журналы | 19,6 | 42,8 | 32,1 | 5,4 |
Играю на компьютере | 41 | 32,1 | 16 | 10,7 |
Смотрю телевизионные передачи, видеозаписи | 39,2 | 44,6 | 12,5 | 3,6 |
Встречающиеся | ||||
Посещаю спортивные зрелища, соревнования | 14,2 | 17,8 | 46,4 | 19,6 |
Занимаюсь физкультурой, спортом, туризмом | 25 | 25 | 33,9 | 16 |
Участвую в общественной жизни | 19,6 | 25 | 35,7 | 19,6 |
Посещаю факультативы, конференции, занятия вне школы | 16 | 25 | 25 | 33,9 |
Читаю книги | 10,7 | 25 | 44,6 | 19,6 |
Посещаю рестораны, пивные бары, кафе | 7,1 | 19,6 | 46,4 | 26,7 |
Участвую в художественной самодеятельности | 17,8 | 12,5 | 26,7 | 42,8 |
Играю на музыкальных инструментах, сочиняю стихи, рисую | 14,3 | 16 | 23,2 | 46,4 |
Посещаю дискотеки | 8,9 | 23,2 | 41 | 26,7 |
Посещаю кино, театры, выставки или музеи | 3,6 | 25 | 53,6 | 17,8 |
Редко используемые | ||||
Играю в карты, домино и пр. | 5,4 | 8,9 | 58,9 | 26,7 |
Обычно сижу дома и ничем не занимаюсь | 3,6 | 14,2 | 44,6 | 37,5 |
Занимаюсь коллекционированинием, фото- или киносъёмкой | 8,9 | 12,5 | 21,4 | 57,5 |
Занимаюсь рукоделием, изготавливаю поделки | 3,6 | 5,4 | 17,8 | 73,2 |
Посещаю церковь | 1,8 | 28,5 | 69,6 | |
Посещаю научный кружок | 1,8 | 16 | 82,1 |
Таблица 2.2
Формы досуга школьников 9 класса
Частота (% ответов) | ||||
Постоянно, регулярно | Часто | Редко | Очень редко или совсем не занимаюсь | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Наиболее привычные | ||||
Прослушиваю аудио записи, радио | 60 | 28,2 | 2,6 | 10,2 |
Играю на компьютере | 38,5 | 33,3 | 25,6 | 2,6 |
Посещаю факультативы, конференции, занятия вне школы | 28,2 | 30,8 | 20,5 | 20,5 |
Участвую в общественной жизни | 7,8 | 33,5 | 30,7 | 28,2 |
Смотрю телевизионные передачи, видеозаписи | 17,9 | 38,5 | 36 | 7,8 |
Встречающиеся | ||||
Занимаюсь физкультурой, спортом, туризмом | 25,5 | 28,2 | 33,5 | 12,8 |
Читаю газеты, журналы | 17,9 | 23 | 41,2 | 17,9 |
Читаю книги | 7,8 | 28,2 | 46,2 | 17,8 |
Посещаю спортивные зрелища, соревнования | 20,5 | 23 | 33,5 | 23 |
Посещаю дискотеки | 12,8 | 20,5 | 23 | 43,5 |
Редко используемые | ||||
Посещаю рестораны, пивные бары, кафе | 10,2 | 10,2 | 38,4 | 41,2 |
Обычно сижу дома и ничем не занимаюсь | 5,2 | 5,2 | 43,4 | 46,2 |
Посещаю научный кружок | 2,5 | 2,6 | 15,4 | 77 |
Играю в карты, домино и пр. | 5 | 2,6 | 38,4 | 54 |
Участвую в художественной самодеятельности | 5,2 | 5,2 | 38,4 | 51,4 |
Посещаю кино, театры, выставки или музеи | 2,6 | 10,4 | 39 | 49 |
Занимаюсь коллекционированием, фото- или киносъёмкой | 10,2 | 10,2 | 15,4 | 64,2 |
Посещаю церковь | 5,2 | 20,5 | 74,5 | |
Занимаюсь рукоделием, изготавливаю поделки | 5,2 | 2,6 | 12,8 | 79,4 |
Играю на музыкальных инструментах, сочиняю стихи, рисую | 12,8 | 12,8 | 25,6 | 48,7 |
Таблица 2.3
Формы досуга школьников 11 класса
Частота (% ответов) | ||||
Постоянно, регулярно | Часто | Редко | Очень редко или совсем не занимаюсь | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Наиболее привычные | ||||
Прослушиваю аудио записи, радио | 59,4 | 21,6 | 8,1 | 10,8 |
Смотрю телевизионные передачи, видеозаписи | 35,2 | 27 | 32,4 | 5,4 |
Посещаю факультативы, конференции, занятия вне школы | 13,5 | 40,5 | 35,1 | 10,8 |
Читаю газеты, журналы | 10,8 | 45,9 | 37,8 | 5,4 |
Участвую в общественной жизни | 8,1 | 35,1 | 51,3 | 5,4 |
Встречающиеся | ||||
Занимаюсь физкультурой, спортом, туризмом | 21,6 | 29,7 | 24,3 | 29,7 |
Играю на компьютере | 29,7 | 27 | 37,8 | 10,8 |
Читаю книги | 18,9 | 24,3 | 37,8 | 18,9 |
Посещаю рестораны, пивные бары, кафе | 13,5 | 8,1 | 48,6 | 29,7 |
Играю на музыкальных инструментах, сочиняю стихи, рисую | 13,5 | 29,7 | 8,1 | 48,6 |
Посещаю дискотеки | 10,8 | 21,8 | 51,3 | 16,2 |
Посещаю спортивные зрелища, соревнования | 13,5 | 29,7 | 32,4 | 24,3 |
Играю в карты, домино и пр. | 2,7 | 16,2 | 29,7 | 51,3 |
Занимаюсь коллекционированинием, фото- или киносъёмкой | 10,8 | 18,9 | 18,9 | 51,3 |
Редко используемые | ||||
Посещаю кино, театры, выставки или музеи | 2,7 | 8,1 | 64,8 | 24,3 |
Участвую в художественной самодеятельности | 5,4 | 2,7 | 40,5 | 51,3 |
Посещаю научный кружок | 5,4 | 5,4 | 16,2 | 73 |
Обычно сижу дома и ничем не занимаюсь | 8,1 | 13,5 | 37,8 | 40,5 |
Занимаюсь рукоделием, изготавливаю поделки | 5,4 | 13,5 | 76,9 | |
Посещаю церковь | 8,1 | 32,4 | 59,4 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что досуг большинства учащихся сориентирован на потребление так называемой «массовой культуры»: прослушивание аудиозаписей, радио – 78,8%, просмотр телевизионных передач, видеозаписей – 69,9% школьников, а также игра на компьютере – 66,7%.
Занятия физкультурой, спортом и туризмом находятся среди наиболее привычных форм досуга: 51,6% учащихся занимаются этим постоянно, регулярно или часто. Это довольно высокий показатель, свидетельствующий об определенной эффективности работы в школе по пропаганде занятий физкультурой и спортом.
Однако требуется дальнейшая работа по привлечению школьников к занятиям физкультурой и спортом с целью компенсации способов проведения досуга с элементами гиподинамии (просмотр передач, прослушивание записей, пассивный отдых, игра на компьютере и пр.).
Еще одной форме активного проведения досуга — посещение дискотек — отдают предпочтение 32,5% опрошенных.
Однако необходима дальнейшая работа по развитию творческой индивидуальности учащихся, развитие форм досуга, противостоящих «массовой культуре» и способствующих развитию общей культуры будущих студентов.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Необходима целенаправленная работа по пропаганде физической культуры как одного из самых эффективных средств по укреплению и сохранению здоровья. Такая работа должна осуществляться, в первую очередь, за счет практической вовлеченности школьников в спортивно-массовую деятельность. Это возможно, например, посредством ведения агитационной работы, нахождения форм занятий и соревнований, позволяющих каждому школьнику попытаться реализовать собственные потребности в двигательной активности, проведения занятий и соревнований по максимальному числу видов спорта.
2. Необходимо донести до учащихся взаимосвязь занятий физической культурой с главными объектами заботы о физическом состоянии, приоритетными ценностями здорового образа жизни. Это позволит сформировать потребность заниматься физическими упражнениями на протяжении всей последующей жизни, осознать, что это необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности как средство поддержания высокой работоспособности.
3. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом возможно только за счет повышения образованности школьников в практических вопросах применения различных средств и методов поддержания здоровья, достижения понимания, что физическая культура является составной частью общей культуры современного человека.
Рекомендации
Решение задачи, а точнее проблемы совершенствования ценностных ориентаций современного школьника старших классов, направленных на привлечение его к здоровому образу жизни требует следующих шагов:
создание наглядной агитации, рекламы в каждой школе по пропаганде физической культуры и спорта (стенды с результатами соревнований, объявления, стенгазеты о пользе физической культуры и т.д.);
работа с учащимися, то есть введение теоретических уроков физической культуры (дополнительно) или разъяснение влияния физической культуры на организм человека на уроках биологии;
создание клуба пропаганды здорового образа жизни, где будут задействованы сами школьники, ведущие здоровый образ жизни и заинтересованные в вовлечении в клуб других учащихся;
проведение классных часов на темы здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
создание лекторских групп учащихся старших классов, для проведения бесед в младших классах о пользе физической культуры;
введение домашних заданий по физической культуре как практического, так и теоретического характера, привлечений родителей к контролю за выполнением главным образом практических заданий школьниками;
проведение общешкольных мероприятий, посвященных физической культуре.
Библиография
«Физическая культура» под редакцией проф. Е.В.Конеевой — Москва «Феникс», 2006 год (стр.8, 10, 11, 423).
«Настольная книга классного руководителя» — Москва «Просвещение», 1983 год (стр.123-124).
«Гармоническое развитие ребёнка» Г.Доман — Москва,1996 год.
«Физическая культура» учебник для 10-11 классов — Москва «Просвещение», 2004 год.
«Физическая культура» учебник для 10-11 классов под общей редакцикй В.И.Ляха — Москва «Просвещение», 2006 год.