Исследовательская работа «Ценностные ориентации и отношение современных школьников к физической культуре и спорту»








Ценностные ориентации и отношение современных школьников к физической культуре и спорту

работа ученицы 9Б класса
школы № 21 г. Оленегорска
Коварской Веры
научный руководитель Перепёлкина Лариса Александровна









Содержание

  1. Введение………………………………………………………..стр. 3

  2. О роли физической культуры…………………………………стр. 4

  3. Исследование……………………………………………………стр.6

  4. Заключение……………………………………………………стр. 13

  5. Рекомендации…………………………………………………стр. 14

  6. Библиография………………………………………………….стр.15




































Введение


Во все времена физической культуре и спорту придавалось особое значение в укреплении здоровья, воспитании и всестороннем развитии личности. Достаточно вспомнить знаменитую древнегреческую Спарту (IX в. до н.э.), в которой была создана довольно суровая система воспитания, основанная на закаливании и физических упражнениях. И сегодня одна из самых важных задач школьной физической культуры – это физическое воспитание школьников, направленное на гармонизацию развития личности, а также на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование учащихся. Однако большинство из них не понимают в полной мере значение физической культуры в формировании и становлении человека как личности, поэтому целью данной работы является определение отношения к физической культуре и спорту современных школьников через изучение их ценностных ориентаций.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

  1. изучить ценностные ориентации и отношение к физической культуре и спорту школьников старшего возраста;

  2. поиск путей совершенствования ценностных ориентаций современного школьника, направленных на привлечение его к здоровому образу жизни.


В ходе работы применялись следующие методы:

  1. изучение литературы и методов исследования данного вопроса;

  2. анкетирование;

  3. обработка результатов.



























О роли физической культуры


Каждое общество мечтает видеть в своём подрастающем поколении здоровую, способную к дальнейшему гармоничному развитию этого общества молодёжь. Одним из основных условий гармоничного развития является физическое здоровье общества, в том числе и подрастающего поколения, что подтверждается и Конституцией Российской Федерации (принята в 1993г.), федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (принят в 1999г.), федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» (принят в 1996г.), «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» (утверждена в 2000г.), а также «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» (принята в 2001г.), в которых подчёркивается всесторонняя забота государства о сохранении здоровья, физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов.

Всестороннее развитие личности в условиях ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса немыслимо без повышения общей культуры. Она играет важнейшую роль в процессе социального становления и формирования личности, пронизывает все сферы её жизни и деятельности. Поэтому процесс гармоничного формирования личности в системе непрерывного образования нацелен на её общекультурное развитие, составной частью которого является физическая культура.

Личность – человек с устойчивой системой социально- значимых черт, характеризующих его как члена общества или общности. В психологии личность понимается как совокупность индивидуальных свойств психики, управляющих социальной активностью человека.

В связи с этим выделяют понятие физическая культура личности. Это достигнутый уровень физического совершенства человека, а спортивная деятельность даёт возможность активно работать самому человеку над развитием собственной личности. Ведь здесь требуется трудолюбие, активность, смелость, дисциплинированность и много другое. Возьмём для примера отдельные виды спорта. Баскетбол: развитие коммуникабельности и умственной активности, быстроты реакции. Бокс: психологическая и эмоциональная устойчивость, целеустремлённость, воля к победе. Гимнастика: настойчивость, творческое мышление, уверенность.

Таким образом, физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой и о физической культуре личности невозможно судить лишь на основе её физического развития, подготовленности, овладения двигательными умениями и навыками. Необходим учёт таких компонентов, которые относятся к духовной сфере личности: содержание мыслей и чувств, иерархия ценностных ориентаций, степень развитости интересов и потребностей, убеждений, что в конечном счёте определяет социальную активность учащегося.

Механизм процесса формирования мотивационно-ценностных ориентаций учащихся схематически состоит в следующем. Ценностные ориентации, воспринимаемые личностью (на уроке, во внеклассной и внешкольной деятельности), проходят через своеобразный фильтр самосознания, и дифференцируется на уровне «значения» или «личностного смысла». Далее, преломляясь в условиях реальной жизнедеятельности и опыте школьников, они разделяются на подтверждённые и неподтверждённые, на реально управляющие их действиями и поступками и на те, которые просто хранятся в сознании, позволяя ориентироваться в системе тех нормативных требований, которые предъявляют им учителя, коллектив, семья и др. Процесс формирования можно считать состоявшимся, когда ценностные ориентации, проверенные личным опытом, превращаются в реальные мотивы поведения личности.

В целом формирование физической культуры личности школьника означает целенаправленное, постепенное и последовательное приближение ко всё более высокой степени развития всей системы её качеств, способностей, свойств и возможностей в соответствии с возрастными и другими особенностями.

Для совершенствования процесса физического воспитания молодежи (школьников) необходимо изучение ее ценностных ориентаций и отношения к физической культуре и спорту.













Исследование


В настоящее время со стороны общества возрастают требования к состоянию здоровья и физической культуры личности. В то же время, по данным Министерства здравоохранения до 90% школьников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. В этой связи особое значение приобретает работа со школьниками по формированию потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом с целью поддержания высокого уровня работоспособности и ведения здорового образа жизни. Для этого требуется сбор информации по вопросам жизни, деятельности и их интересов.

Было проведено социологическое исследование среди обучающихся старших классов (8, 9, 11) школы № 21 г. Оленегорска. При проведении исследования использовались анкеты, включающие в общей сложности 39 вопросов и касающиеся выяснения отношения школьников к ценностям здорового образа жизни и формам проведения досуга. В анкетировании приняли участие 132 школьника в возрасте от 13 до 18 лет.

В результате опроса школьников выяснилось, что основные ценности здорового образа жизни признаются подавляющим большинством. Из представленных в табл. 1.1, 1.2, 1.3 данных видно, что большинство ответов относятся к категории «огромное значение».

Таблица 1.1

Ценности здорового образа жизни школьников 8-х классов (56 человек)

Качества (ценности)

Степень важности (% ответов)

Огромное значение

Небольшое значение

Совсем не ценится

Ответ затруднен

1

2

3

4

5

Общительность, коммуникабельность, умение легко вступать в контакт с людьми

76,8

19,6

3,6

Здоровье

83,9

12,5

3,6

Интеллектуальные способности, память, эрудиция

67,8

28,6

3,6

Нормальные отношения с родителями

78,6

12,5

5,4

3,6

Мужество, смелость, честность, порядочность

71,4

25

3,6

Образованность, интеллигентность, воспитанность

73,2

16,1

5,4

5,4

Успехи в учебе

69,6

16

8,9

5,4

Авторитет, уважение окружающих

58,9

42,8

1,8

3,6

Сила воли, дисциплинированность, собранность

58,9

35,7

3,6

1,8

Отдых, развлечения

73,2

23,2

3,6

Занятие физкультурой и спортом

55,3

33,9

7,2

3,6

Высокий уровень выносливости организма

50

42,8

5,4

1,8

Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура)

51,8

42,8

3,6

1,8

Способность видеть и понимать красоту

44,6

42,8

10,7

1,8

Общественная активность

46,4

39,2

8,9

5,4

Сила и натренированность организма

46,4

39,2

12,5

1,8

Красота, внешность

37,5

53,6

7,2

1,8

Умение разбираться в технике, применять её

33,9

50

16

Умение играть на музыкальных инструментах

8,9

37,5

48,2

5,4

Таблица 1.2

Ценности здорового образа жизни школьников 9-х классов (39 человек)

Качества (ценности)

Степень важности (% ответов)

Огромное значение

Небольшое значение

Совсем не ценится

Ответ затруднен

1

2

3

4

5

Общительность, коммуникабельность, умение легко вступать в контакт с людьми

69,2

23

7,8

Здоровье

87,2

7,8

5

Интеллектуальные способности, память, эрудиция

69,2

28,3

2,5

Нормальные отношения с родителями

84,6

12,8

2,5

Мужество, смелость, честность, порядочность

66,6

28

5

Образованность, интеллигентность, воспитанность

76,9

17,9

5

Успехи в учебе

53,8

35,8

7,7

2,7

Авторитет, уважение окружающих

64,1

20,5

12,8

2,6

Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура)

53,8

38,9

7,6

Сила и натренированность организма

53

32,3

7,5

7,5

Отдых, развлечения

69,2

25,8

2,5

2,5

Занятие физкультурой и спортом

51,2

30,7

12,8

5

Высокий уровень выносливости организма

41

41

7,6

10,4

Общественная активность

41

46,3

7,6

5

Способность видеть и понимать красоту

33,3

36,2

7,6

10,2

Умение разбираться в технике, применять её

30,7

43,5

17,9

7,6

Умение играть на музыкальных инструментах

23

20,5

46,1

12,8

Красота, внешность

23,8

41

12,8

5,1









Таблица 1.3

Ценности здорового образа жизни школьников 11-х классов (37 человек)

Качества (ценности)

Степень важности (% ответов)

Огромное значение

Небольшое значение

Совсем не ценится

Ответ затруднен

1

2

3

4

5

Общительность, коммуникабельность, умение легко вступать в контакт с людьми

89,6

10,8

Здоровье

94,6

5,4

Интеллектуальные способности, память, эрудиция

48,6

48,6

2,7

Нормальные отношения с родителями

83,7

10,8

5,4

Мужество, смелость, честность, порядочность

83,7

16,3

Образованность, интеллигентность, воспитанность

51,3

43,2

2,7

Сила воли, дисциплинированность, собранность

64,8

32,4

2,7

Отдых, развлечения

67,5

32,5

Авторитет, уважение окружающих

45,9

48,7

5,4

Способность видеть и понимать красоту

40,5

45,9

10,7

2,7

Высокий уровень выносливости организма

48,6

37,8

13,5

2,7

Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура)

48,6

40,5

8,1

2,7

Успехи в учебе

43,3

43,3

10,7

2,7

Занятие физкультурой и спортом

45,9

51,3

2,7

Умение разбираться в технике, применять её

43,2

43,2

13,6

Сила и натренированность организма

37,8

48,6

8,1

2,7

Общественная активность

35,1

54

8,1

2,7

Красота, внешность

21,6

72,9

5,4

Умение играть на музыкальных инструментах

29,7

21,6

48,6


Из анализа данных, представленных в таблицах 1.1, 1.2, 1.3, следует, что к первой группе ответов (от 100 до 50% — выделено серым) можно отнести те, которым абсолютное большинство школьников (более 63%) придают огромное значение. Это, в основном, личностные качества, способствующие успехам в будущей работе, а также касающиеся собственного здоровья и благоприятных семейных отношений.

Ко второй группе ценностей отнесены те, в которых преобладают ответы «огромное значение» (50-30%) при достаточно высоком количестве ответов «небольшое значение» (40-10%).

К третьей группе ценностей (выделено диагональной полоской на сером фоне) отнесены те, в столбцах которых преобладают ответы «небольшое значение».

Таким образом, именно в 1-2 группах и находятся ценности поддержания здорового образа жизни средствами физической культуры. То есть, ставя на одно из первых мест в своих жизненных ценностях здоровье, многие школьники достаточно пассивно относятся к одному из самых эффективных средств его укрепления и сохранения. Причиной этого является, вероятно, невысокий уровень просвещения в вопросах физической культуры, а в связи с этим и недостаточная мотивация к занятиям физкультурой и спортом.

Изучение форм проведения досуга школьников позволило условно разделить их на три группы: наиболее привычные формы досуга, используемые постоянно, регулярно или часто большинством школьников (суммарно более 50% ответов); встречающиеся формы досуга, используемые постоянно, регулярно или часто (40 — 60% опрошенных); редко используемые формы досуга (сумма ответов редко или практически не используется — не менее 60%). Результаты представлены в таблицах 2.1, 2.2, 2.3.

Таблица 2.1

Формы досуга школьников 8 класса

Утверждение

Частота (% ответов)

Постоянно, регулярно

Часто

Редко

Очень редко или совсем не занимаюсь

1

2

3

4

5

Наиболее привычные

Прослушиваю аудио записи, радио

51,8

19,6

17,8

10,7

Читаю газеты, журналы

19,6

42,8

32,1

5,4

Играю на компьютере

41

32,1

16

10,7

Смотрю телевизионные передачи, видеозаписи

39,2

44,6

12,5

3,6

Встречающиеся

Посещаю спортивные зрелища, соревнования

14,2

17,8

46,4

19,6

Занимаюсь физкультурой, спортом, туризмом

25

25

33,9

16

Участвую в общественной жизни

19,6

25

35,7

19,6

Посещаю факультативы, конференции, занятия вне школы

16

25

25

33,9

Читаю книги

10,7

25

44,6

19,6

Посещаю рестораны, пивные бары, кафе

7,1

19,6

46,4

26,7

Участвую в художественной самодеятельности

17,8

12,5

26,7

42,8

Играю на музыкальных инструментах, сочиняю стихи, рисую

14,3

16

23,2

46,4

Посещаю дискотеки

8,9

23,2

41

26,7

Посещаю кино, театры, выставки или музеи

3,6

25

53,6

17,8

Редко используемые

Играю в карты, домино и пр.

5,4

8,9

58,9

26,7

Обычно сижу дома и ничем не занимаюсь

3,6

14,2

44,6

37,5

Занимаюсь коллекционированинием, фото- или киносъёмкой

8,9

12,5

21,4

57,5

Занимаюсь рукоделием, изготавливаю поделки

3,6

5,4

17,8

73,2

Посещаю церковь

1,8

28,5

69,6

Посещаю научный кружок

1,8

16

82,1


Таблица 2.2

Формы досуга школьников 9 класса

Утверждение

Частота (% ответов)

Постоянно, регулярно

Часто

Редко

Очень редко или совсем не занимаюсь

1

2

3

4

5

Наиболее привычные

Прослушиваю аудио записи, радио

60

28,2

2,6

10,2

Играю на компьютере

38,5

33,3

25,6

2,6

Посещаю факультативы, конференции, занятия вне школы

28,2

30,8

20,5

20,5

Участвую в общественной жизни

7,8

33,5

30,7

28,2

Смотрю телевизионные передачи, видеозаписи

17,9

38,5

36

7,8

Встречающиеся

Занимаюсь физкультурой, спортом, туризмом

25,5

28,2

33,5

12,8

Читаю газеты, журналы

17,9

23

41,2

17,9

Читаю книги

7,8

28,2

46,2

17,8

Посещаю спортивные зрелища, соревнования

20,5

23

33,5

23

Посещаю дискотеки

12,8

20,5

23

43,5

Редко используемые

Посещаю рестораны, пивные бары, кафе

10,2

10,2

38,4

41,2

Обычно сижу дома и ничем не занимаюсь

5,2

5,2

43,4

46,2

Посещаю научный кружок

2,5

2,6

15,4

77

Играю в карты, домино и пр.

5

2,6

38,4

54

Участвую в художественной самодеятельности

5,2

5,2

38,4

51,4

Посещаю кино, театры, выставки или музеи

2,6

10,4

39

49

Занимаюсь коллекционированием, фото- или киносъёмкой

10,2

10,2

15,4

64,2

Посещаю церковь

5,2

20,5

74,5

Занимаюсь рукоделием, изготавливаю поделки

5,2

2,6

12,8

79,4

Играю на музыкальных инструментах, сочиняю стихи, рисую

12,8

12,8

25,6

48,7

Таблица 2.3

Формы досуга школьников 11 класса

Утверждение

Частота (% ответов)

Постоянно, регулярно

Часто

Редко

Очень редко или совсем не занимаюсь

1

2

3

4

5

Наиболее привычные

Прослушиваю аудио записи, радио

59,4

21,6

8,1

10,8

Смотрю телевизионные передачи, видеозаписи

35,2

27

32,4

5,4

Посещаю факультативы, конференции, занятия вне школы

13,5

40,5

35,1

10,8

Читаю газеты, журналы

10,8

45,9

37,8

5,4

Участвую в общественной жизни

8,1

35,1

51,3

5,4

Встречающиеся

Занимаюсь физкультурой, спортом, туризмом

21,6

29,7

24,3

29,7

Играю на компьютере

29,7

27

37,8

10,8

Читаю книги

18,9

24,3

37,8

18,9

Посещаю рестораны, пивные бары, кафе

13,5

8,1

48,6

29,7

Играю на музыкальных инструментах, сочиняю стихи, рисую

13,5

29,7

8,1

48,6

Посещаю дискотеки

10,8

21,8

51,3

16,2

Посещаю спортивные зрелища, соревнования

13,5

29,7

32,4

24,3

Играю в карты, домино и пр.

2,7

16,2

29,7

51,3

Занимаюсь коллекционированинием, фото- или киносъёмкой

10,8

18,9

18,9

51,3

Редко используемые

Посещаю кино, театры, выставки или музеи

2,7

8,1

64,8

24,3

Участвую в художественной самодеятельности

5,4

2,7

40,5

51,3

Посещаю научный кружок

5,4

5,4

16,2

73

Обычно сижу дома и ничем не занимаюсь

8,1

13,5

37,8

40,5

Занимаюсь рукоделием, изготавливаю поделки

5,4

13,5

76,9

Посещаю церковь

8,1

32,4

59,4


Приведенные данные свидетельствуют о том, что досуг большинства учащихся сориентирован на потребление так называемой «массовой культуры»: прослушивание аудиозаписей, радио – 78,8%, просмотр телевизионных передач, видеозаписей – 69,9% школьников, а также игра на компьютере – 66,7%.

Занятия физкультурой, спортом и туризмом находятся среди наиболее привычных форм досуга: 51,6% учащихся занимаются этим постоянно, регулярно или часто. Это довольно высокий показатель, свидетельствующий об определенной эффективности работы в школе по пропаганде занятий физкультурой и спортом.

Однако требуется дальнейшая работа по привлечению школьников к занятиям физкультурой и спортом с целью компенсации способов проведения досуга с элементами гиподинамии (просмотр передач, прослушивание записей, пассивный отдых, игра на компьютере и пр.).

Еще одной форме активного проведения досуга — посещение дискотек — отдают предпочтение 32,5% опрошенных.

Однако необходима дальнейшая работа по развитию творческой индивидуальности учащихся, развитие форм досуга, противостоящих «массовой культуре» и способствующих развитию общей культуры будущих студентов.

















Заключение


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:


1. Необходима целенаправленная работа по пропаганде физической культуры как одного из самых эффективных средств по укреплению и сохранению здоровья. Такая работа должна осуществляться, в первую очередь, за счет практической вовлеченности школьников в спортивно-массовую деятельность. Это возможно, например, посредством ведения агитационной работы, нахождения форм занятий и соревнований, позволяющих каждому школьнику попытаться реализовать собственные потребности в двигательной активности, проведения занятий и соревнований по максимальному числу видов спорта.


2. Необходимо донести до учащихся взаимосвязь занятий физической культурой с главными объектами заботы о физическом состоянии, приоритетными ценностями здорового образа жизни. Это позволит сформировать потребность заниматься физическими упражнениями на протяжении всей последующей жизни, осознать, что это необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности как средство поддержания высокой работоспособности.


3. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом возможно только за счет повышения образованности школьников в практических вопросах применения различных средств и методов поддержания здоровья, достижения понимания, что физическая культура является составной частью общей культуры современного человека.













Рекомендации

Решение задачи, а точнее проблемы совершенствования ценностных ориентаций современного школьника старших классов, направленных на привлечение его к здоровому образу жизни требует следующих шагов:


  1. создание наглядной агитации, рекламы в каждой школе по пропаганде физической культуры и спорта (стенды с результатами соревнований, объявления, стенгазеты о пользе физической культуры и т.д.);

  2. работа с учащимися, то есть введение теоретических уроков физической культуры (дополнительно) или разъяснение влияния физической культуры на организм человека на уроках биологии;

  3. создание клуба пропаганды здорового образа жизни, где будут задействованы сами школьники, ведущие здоровый образ жизни и заинтересованные в вовлечении в клуб других учащихся;

  4. проведение классных часов на темы здорового образа жизни, физической культуры и спорта;

  5. создание лекторских групп учащихся старших классов, для проведения бесед в младших классах о пользе физической культуры;

  6. введение домашних заданий по физической культуре как практического, так и теоретического характера, привлечений родителей к контролю за выполнением главным образом практических заданий школьниками;

  7. проведение общешкольных мероприятий, посвященных физической культуре.


Библиография


  1. «Физическая культура» под редакцией проф. Е.В.Конеевой — Москва «Феникс», 2006 год (стр.8, 10, 11, 423).

  2. «Настольная книга классного руководителя» — Москва «Просвещение», 1983 год (стр.123-124).

  3. «Гармоническое развитие ребёнка» Г.Доман — Москва,1996 год.

  4. «Физическая культура» учебник для 10-11 классов — Москва «Просвещение», 2004 год.

  5. «Физическая культура» учебник для 10-11 классов под общей редакцикй В.И.Ляха — Москва «Просвещение», 2006 год.





Свежие документы:  Круговая тренировка в процессе физического воспитания

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: