Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Никольское» Муниципальное объединение «Енотаевский район»
Как заниматься физическими упражнениями
подготовил
учитель физкультуры
Долин Александр Александрович
с. Никольское
2013
С детьми дошкольного возраста рекомендуется несколько раз в день, не в строго определенное время, проводить физические упражнения в виде кратковременных имитационных движений и игр, объединенных в комплексы из 6 — 8 -10 упражнений. Исключение составляют занятия утром после сна, а также после дневного сна — они совершенно обязательны и проводятся всегда в одно и то же время.
Упражнения, состоящие из разнообразных подражательных движений, развивают творческую фантазию. Они интересны детям и малоутомительны.
В теплое время года лучше всего заниматься во дворе, саду, парке, в холодное время — в хорошо проветренной комнате, на чистом коврике (который ежедневно вытряхивают и используют только для занятий), при открытой форточке.
Напомню, что одежда не должна стеснять движений. Ни в коем случае не разрешайте детям заниматься в тугих лифчиках, в тесной обуви, так как это мешает движениям, ограничивает дыхание и затрудняет кровообращение.
Перед тем как начать занятия, объясните последовательно содержание каждого упражнения. Делайте это четким, бодрым голосом. Объяснение должно быть кратким, так как внимание у детей, особенно в 3 — 4-летнем возрасте, бывает обычно неустойчивым и они не могут сосредоточиться на продолжительном объяснении. Больше показывайте, как надо выполнять упражнения. Показывать нужно «зеркальным» способом, то есть, стоя напротив ребенка, например, поднимать правую руку, если он должен поднять левую, и наоборот.
Стремитесь каждому упражнению придумать легко запоминающееся название, чтобы ребенок по первому слову уже знал, что ему делать.
Учитывая, что координация движений у дошкольников, особенно у 3 — 4-летних, несовершенна, не требуйте абсолютно правильного выполнения ими упражнений. Важно, чтобы выполнялись основные элементы движений.
Физические упражнения в форме игры увлекают детей, вызывают положительные эмоции. Но очень важно, чтобы они, о чем мы уже упоминали, соответствовали возрасту и развитию каждого ребенка.
Повторю, что при выполнении упражнений надо возможно больше разнообразить исходные положения (стоя, сидя, лежа, на четвереньках и т. д.). Используя в занятиях флажки, мячи, обручи, палки, мешочки, веревки, проверяйте, соответствуют ли они по размерам и весу возрасту и физическому развитию ребят.
Еще раз подчеркиваю, что исключительно важное значение имеет правильная дозировка упражнений, так как дети младшего возраста при нарушении этого требования быстро устают и могут потерять интерес к занятиям. Начинайте с минимальной дозировки и всегда следите за тем, чтобы ребенок, увлекаясь, не переходил указанных границ и не переутомлялся.
Продолжительность занятий для детей 3 лет — 15 — 18 минут, для 4-летних — 18 — 20 минут, а для 5 — 6-летних — 20 — 25 минут. В занятия с более старшими по возрасту включается большее число упражнений, повышается темп выполнения движений и число повторений. Темп может быть медленный, средний или быстрый. Обычно, если движение сопровождается углубленным дыханием, темп медленный (раз и… два и…); бег и прыжки, как правило, выполняются в быстром темпе (раз… раз… раз… раз…); средний темп регулируется счетом: раз, два, раз, два.
Во время физических упражнений дыхание ребенка всегда должно быть свободным, произвольным. Напоминаю о том, что не следует добиваться сознательной его регуляции и согласования с движениями. Нельзя допускать затяжек дыхания. Важно воспитывать естественную привычку дышать носом.
Очень полезны упражнения и игры, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями, поднимающимися в воздух от дуновения, пускание мыльных пузырей и пр.
Обращайте внимание на то, чтобы распределение нагрузки на все части тела было равномерным, то есть следите за сменой движений рук, ног и туловища. Обычно комплекс упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой.
Учитывая быструю утомляемость дошкольников, хорошо после наиболее трудных упражнений делать кратковременные паузы (отдых 30 — 40 секунд).
Если ребенок плохо себя чувствует, прекратите занятия физическими упражнениями, пока не выясните причину недомогания. Возобновлять их после выздоровления можно не ранее чем через 1 — 1,5 месяца, причем начинать с незначительной нагрузки и повышать ее постепенно.
При катаре верхних дыхательных путей, насморке, протекающих у ребенка без температуры, при общем удовлетворительном состоянии, не прекращайте занятий физическими упражнениями. Исключите только все трудные, сложные упражнения, уменьшите число повторений каждого движения.
Хорошо, если вы будете каждую неделю вводить в комплекс 1 — 2 новых упражнения, являющихся вариантами предложенных нами. Например, можно тянуться вверх, поднимая руки вверх или отводя их назад или в стороны; наклоняться вперед, назад, в стороны; приседать на одной ноге, на двух; ходить на носках, пятках, наружных сторонах стоп.
Уверен, что данные рекомендации помогут вам не только на уроках физической культуры.
Список использованной литературы:
1. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 3-е изд., 1984.
2. Современная система спортивной подготовки. — М.: СААМ, 1995.
3. Сольвейра М., А. Урсул. Интегративно-общенаучные средства познания //Общественные науки, 1978, №4.
4. Суслов Ф.П., В.П. Филин //Теория и практика физической культуры, 1998, № 6, с. 50-53.
5. Суслов Ф.П., В.П. Филин //Теория и практика физической культуры, 1998, № 12, с. 33-36.
6. Уилмор Дж.Х., Д.Л. Костилл. Физиология спорта и двигательной активности (пер. с англ.). — Киев: Олимпийская литература, 1997.