Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 147 «Улыбка» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект урока физкультуры
«Путешествие по планетам на занятии по физической культуре»
подготовила
инструктор по физической культуре
Дугаева Людмила Григорьевна
г. Чебоксары 2011 год
Образовательные задачи
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей о космических планетах; познакомить с некоторыми из них.
Совершенствовать технику ОРУ, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
Учить детей сохранять равновесие на ограниченной и возвышенной площади, спрыгивать с высоты.
Упражнять во вращении обруча на талии, передаче обруча из одной руки в другую за спиной, над головой.
Развивающие задачи:
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).
Воспитательные задачи:
Приобщать детей к чувашским народным играм.
Воспитывать уважительное отношение к культуре чувашского народа и интерес к познанию космоса.
Словарная работа: Ввести в пассивный словарь детей слова: испещрена, кратеры.
Пособия
Гимнастические скамейки — 2 штуки.
Обручи — по количеству детей.
Ребристые доски — 2 штуки.
Маленькие кубики — 10 штук.
Гимнастические маты — 2 штуки.
Речные камушки.
Резиновые мячи среднего размера – по количеству детей.
Шапочка медведя.
Содержание деятельности
Загадка: Он космос покоряет,
Ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (ответ: Космонавт).
-Ребята, кто такие космонавты? (Ответы детей: «это специально обученные люди, которые летают в космос»).
-Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? (Ответы детей: «людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах).
-Человек смотрел на звездное небо, и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы и, наблюдая за звездным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни меньше, другие больше.
-Какие планеты вы знаете? (Ответы детей: «Нептун, Сатурн, Марс, Венера, Плутон, Уран, Плутон, Меркурий, Юпитер»).
-В Солнечной системе всего 9 планет, вращающихся вокруг солнца. Ближе к Солнцу находятся маленькие твердые планеты – Меркурий, Венера, Земля и Марс. За ними следуют планеты – гиганты, состоящие из газа – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Самая далекая планета – это Плутон, крошечный шар. Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годились, потому что до планет очень далеко. И придумали ученые ракеты .
-Ребята, а вы хотите побывать в космосе? (ответы детей: «да»).
Тогда отправляемся на космодром.
-Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок на планеты.
На какую захотим, на такую полетим!
Подготовительная часть
Ходьба друг за другом, на носочках, на пятках, приседя, прыжки с продвижением вперед, ходьба с выполнением разных видов движений для рук и ног из разных исходных положений; разные виды бега, поскоки, дыхательные упражнения (глубокий вдох носом, руки вверх, выдох через рот –губы трубочкой, руки вниз).
-А теперь занимаем места в ракетах (дети садятся на гимнастические скамейки верхом).
Общеразвивающие упражнения на скамейке
«Подготовка к полету».
И. п. Сидя на скамейке верхом, ноги на полу. 1 – «Завести моторы!» — вращение одной руки вокруг другой, говорить «р-р-р»; 2 – руки в стороны — «Взлетаем».3 – наклониться вперед, прижать голову и туловище к ногам и закрыть глаза – «Летим».(3-4 раза.).
2. «Пролетаем над облаками».
И. п. Стоя на полу, скамейка между ногами, руки на поясе. 1 – 2 – руки в стороны, ладони вверх – вдох; 3 – пружинистых наклона, не сгибая ног, касаясь ладонями (локтями) скамейки, — выдох; 3 – 4 – и.п.(7-8 раз).
3. «Касаемся рукой звезд».
И.п. О.сна скамейке. 1-2 – правую руку вверх, правую ногу назад – вдох; 3-4 – и.п. выдох. То же, левую руку вверх, левую ногу назад. (8 раз).
4. «Катаемся на облаках».
И. п. Сидя на полу, лицом к скамейке, упор сзади, пятки на скамейке, ноги прямые. 1-2 – положить прямые ноги на пол вправо; 3-4 – на скамейку. Тоже влево (по 4 раза в каждую сторону).
5. «Невесомость».
И.п. Лежа на скамейке продольно, руки упор , ноги прямые, голова прямо. 1-2 – правую (левую) руку в сторону – назад, посмотреть на руку; 3-4 – и.п. (по 4-6 раз).
6. «Помогаем мотору работать».
И.п. Сидя на скамейке продольно, упор сзади. 1-8 – отклонившись назад, делать вращательные движения ногами (велосипед) – и.п. – пауза( 6 — 7 – раз.).
7. «Любуемся красотой космоса».
И.п. Сидя на скамейке верхом, руки у плеч. 1-2 – поворот вправо, коснуться правой рукой скамейки противоположной стороны; 3-4 – то же, поворот в другую сторону. Ноги не сдвигать, смотреть в сторону поворота (по 6-8 раз).
8. «Выходим из ракет в космос».
И.п. О.с. боком к скамейке. Подскоки на двух ногах с продвижением вперед вокруг скамейки (4-6 м), ходьба на месте. (4 раза).
Основные движения
А. Остановка на Луне. Луна круглая, но ее поверхность не гладкая. Она испещрена большими углублениями, которая называются кратерами. Они появились при столкновении космических тел с Лунной поверхностью.
Ходьба по ребристой доске, ходьба по гимнастической скамейке на носочках, спрыгивание на мат, перепрыгивание через кубики (лунные камни) на двух ногах. (2-3 раза поточно).
Б. Остановка на Планете «Сатурн». У всех газовых гигантов есть кольца, но легче всего их увидеть у Сатурна. Эти кольца кажутся твердыми, но на самом деле они состоят из миллионов маленьких кусочков льда, вращающихся вокруг Сатурна.
— Вращение обруча вокруг пояса;
— передача обруча из одной руки в другую за спиной, над головой.
В.Остановка на Планете «Марс». Марс называют красной планетой, потому что его поверхность красного цвета. На Марсе холоднее, чем на Земле. И самый большой вулкан находится на Марсе, он потухший, к счастью. Когда было извержение, вулкан разбросал разные камни, мусор. Нам нужно убрать, очистить планету от хлама.
Уборка камней захватыванием пальцами ног.
-Ребята, посмотрите в иллюминатор, летит огненный шар со светящимся хвостом. Он похож на звездный дождь. Давайте сейчас выйдем в открытый космос и поиграем с упавшими звездами.
Подвижная игра «Чужой огород». На площадке натягивают шнур (канат) на высоте 1 – 1,5м. Игроки делятся на две команды и встают по обе стороны на расстоянии 8-10 м лицом друг к другу. У каждого игрока — по одному мячу. По сигналу игроки перебрасывают мячи на сторону противника. По повторному сигналу игроки прекращают игру и подсчитывают количество мячей на своей территории. Побеждает команда, на территории которой оказалось меньше мячей. (3-4 раза).
-Друзья, путешествие по планетам заканчивается, нам нужно обратно на Землю, в детский сад. Сейчас садимся в ракеты и отправляемся домой.
Ребята, мы приземлились не в нашем детском саду, а в какой – то деревне. Давайте прочтем надпись, как называется деревня – Шоршелы. Как интересно мы попали сюда. А ведь в этой чувашской деревне родился и вырос космонавт Андриян Григорьевич Николаев. Я слышала, что он очень любил в детстве играть в чувашские народные игры. Давайте мы с вами тоже поиграем.
Чувашская подвижная игра «Водяной медведь» («Шыв упи».) На земле чертят круг, диаметром 3 м – это озеро. Один из игроков выбирается водяным медведем – водящим. Водящий встает в круг и наблюдает за игроками. Игроки бегают, забегая и выбегая из круга. Водяной медведь ловит игроков, не выходя из круга, осаливает касанием руки. Медведь бегает только внутри круга и ловит игроков, не выходя за пределы. Пойманный игрок встает в круг и помогает водящему ловить остальных игроков. (3-4 раза).
Заключительная часть
-Мои путешественники, я думаю, вы устали сегодня путешествовать, нужно отдохнуть перед дорогой в детский сад.
Релаксация «Капля».
Посмотрите, ребята, на нас падают снежинки. Поймаем волшебную, пушистую снежинку в ладошку. Подождем немного, и снежинка растает. Дети стоят в кругу, имитируют, как они ловят снежинку в ладонь.
Умоемся волшебной каплей, полной здоровья. Кожа стала гладкой, нежной.
Дети «умываются» каплей.
Капля поплыла дальше по телу и доплыла до сердца – сердечко успокоилось.
Дети встают на колени, руки на груди в области сердца.
Капля дошла до желудка, до ног — почувствовали тепло.
Дети ложатся на спину, руки вдоль туловища.
Капля путешествует по всему организму. Мы здоровы, бодры.
Спасибо волшебной капле, спасибо природе!
Дети встают.
—Ну вот отдохнули.
— Ребята, давайте жителям деревни Шоршелы скажем «До свидания».
«Сыва пулар, ачасем!»
Автобус наш подъехал, дальше до детского сада будем добираться на автобусе. По дороге дети делятся впечатлениями о прошедшем путешествии.
Использованная литература
1.Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса. М. « Мозаика- Синтез», 2010г.
2.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года
№ 655.
3.О.Б.Казина. Физическая культура в детском саду. Ярославль
« Академия развития», 2011.
Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М. « Элизе Трейдинг» , 2004.
И.В.Махалова, Е.И.Николаева. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Чебоксары « Новое время», 2006.
Елкина Р.В. 1000 загадок Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1996.
Большая энциклопедия для дошкольников 1000 почему. М., «Омега»,2006.