Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа
«Аквааэробика»
Уровень образования: дошкольный
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2года
Автор: Н.В. Сутормина
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе работы в бассейне дошкольного учреждения выяснилось, что дети разных возрастных групп испытывают определённые затруднения в овладении плавательными навыками. Малышам было трудно делать сильный продолжительный выдох в воду, что связано с физиологическими особенностями их органов дыхания, плохо усваивают погружение в воду с открытыми глазами, выдох в воду. Старшие дошкольники затрудняются в выполнении упражнений на всплывание и скольжение на груди и спине. Многие дети неправильно держат голову при плавании, не всегда согласовывают движения рук и ног с дыханием. Для устранения этих недостатков и для достижения хороших результатов по обучению плаванию была выбрана Аквааэробика.
Актуальностью выбранной темы заключается в том, что в последние годы заметно возросло колличество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулок, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей. В настоящее время в детских садах вводятся дополнительные развивающие занятия. Как сделать, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, интересными, познавательными.
Аквааэробика – включает элементы плавания и синхронного плавания, водного поло, различных игр и эстафет на воде. В отличии от других видов физических упражнений Аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный эффект. Аквааэробика, так же как и плавание, повышает сопротивляемость организма воздействию температурных колебаний, воспитывает стойкость к простудным заболеваниям. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузки, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка, при одновременном укреплении всех групп мышц. Построение занятий в игровой форме с высоким уровнем положительных эмоций, а -это залог успешного обучения и воспитания, закаливающего эффекта и реализации других оздоровительных задач. Одной из особенностей аквааэробики является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положении (в отличии от плавания). При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах. Давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела – все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико их оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм: формирование «мышечного корсета», Предупреждение искривления позвоночника, гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Для данной программы «Аквааэробика» исходя из цели программы и целевой группы, для осуществления последовательно и в системе, разработан перспективный план.
Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде:
— для освоения с водной средой;
— для освоения и совершенствования навыка плавания;
— игры на воде;
— на силовые способности;
— на гибкость;
— на выносливость;
— на расслабление;
— на дыхание;
— на укрепление мышц, поддерживающих осанку.
Новизна:
Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнение каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия. В связи с этим появилась необходимость поиска наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению, создающих условия для расширения круга двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей. Выведение занятий плаванием на новый уровень, с использованием технологии аквааэробики, которое проводится с музыкальным сопровождением, дает свой положительный импульс. Дети с большой охотой и желанием выполняют упражнения, которые до этого, может быть, были для них сложными.
Цель программы – Всестороннее физическое развитие ребёнка, совершенствование техники спортивного плавания, повышение двигательной активности дошкольников, способствование оздоровлению детей посредством создания хорошего настроения, приятных эмоций на занятиях по плаванию.
Задачи программы
Оздоровительные задачи:
Приобщать детей к здоровому образу жизни;
Активизировать деятельность различных внутренних органов и систем;
Снятие статического напряжения,
Содействовать закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;
Предупреждение искривления позвоночника и возникновения плоскостопия;
Гармоничное развитие почти всех мышечных групп;
Устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Образовательные задачи:
Формировать навыки выполнения плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде;
Развивать, выносливость, гибкость, силу, координацию движений, чувство равновесия;
Развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений под музыку;
Формировать преставления о своем теле, о способах сохранения своего здоровья.
Воспитательные задачи:
Прививать гигиенические навыки;
Побуждать стремление к качественному выполнению движений;
Создавать у детей радостное и бодрое настроение.
Дополнительная образовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Аквааэробика» расчитана на 2 года (для детей старшего дошкольного возраста 5-6 и 6-7 лет). Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 8-10 человек. Дополнительная образовательная услуга оказывается детям по запросу родителей (законных представителей). Занятия проводятся 2раза в неделю, с ноября по апрель. Продолжительность занятия с каждой группой – не более 25минут –в старшей группе, 30 минут – в подготовительной группе.
Формы проведения занятий:
Используется традиционная форма проведения занятий с применение наиболее эффективного педагогического и практического опыта с использованием широкого спектра разнообразных движений в воде (ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие, имитационные, статические, танцевальные, плавательные и др.) в горизонтальном и вертикальном положении, объединенных в комплексы с предметами и без них, с музыкальным сопровождением.
Ожидаемые результаты:
К концу 2-го года обучения, у детей 6-7 лет должны быть сформированы: физические качества, навыки выполнения плавательных действий, связанных с перемещением тела в водной среде. Должно увеличиться количество детей с правильной осанкой, улучшиться координация движений, улучшение физического здоровья за счёт повышения уровня сопротивляемости к простудному фактору у всех занимающихся, совершенствование нервно-психических процессов. Дети должны обогатиться не только двигательным, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным, волевым опытом.
Результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы –дополнительной общеразвивающей программы «Аквааэробика» заносятся в карту индивидуального учета освоения дополнительной образовательной программы «Аквааэробика». При выявлении результатов используются диагностические методики:
Еремеева Л.Ф. Научите ребёнка плавать. — С-П.: «Детство-пресс», 2005.
Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. – М.: «Олимпия», 2009.
Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. – С.П.: «Детство- пресс», 2011.
Н.В.Микляева Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности доу.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
— показательные выступления, начиная со второго полугодия, в спортивных развлечениях и
соревнованиях на воде;
— итоги диагностики, где выявляется уровень освоения детьми программных требований
Учебный план
Название раздела | 1год обучения | 2год обучения | Итого | |
1 | Скольжение в воде на груди и спине (совершенствование умения выполнять скольжение на груди и спине с использованием игровых и специальных упражнений) | 7 | 7 | 14 |
2 | Координационные возможности на суше и в воде: движения ногами как при плавании кролем (совершенствование техники скольжения на груди как при плавании кролем, с постепенным увеличением глубины воды, задержкой на вдохе) | 7 | 7 | 14 |
3 | Координационные возможности в воде: движения руками в плавании на груди и спине (совершенствование гребковых движений по типу различных облегченных, а также спортивных способов плавания по принципу кроля) | 7 | 7 | 14 |
4 | Сочетания движений руками и ногами, на задержке дыхания и с выдохом в воду (отработка техники движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду, с постепенным усложнением) | 7 | 7 | 14 |
5 | «Развитие физических качеств»(совершенствование двигательных навыков) | 7 | 7 | 14 |
6 | Мониторинг | 2 | 2 | 4 |
7 | Аквааэробные композиции
| 17 | 17 | 34 |
Итого | 54 | 54 | 108 |
Учебно-тематический план.
Название раздела | 1год обучения | 2год обучения | Итого | |
1
|
Инструктаж ТБ при занятиях на воде.
Скольжение в воде на груди и спине
| Составная часть каждого занятия.
2 1
2
2 | Составная часть каждого занятия.
2 1
2
2 |
4 2
4
4
|
2 | Координационные возможности на суше и в воде: движения ногами как при плавании кролем
|
1
2
2
2 |
1
2
2
2 |
2
4
4
4 |
3 | Координационные возможности в воде: движения руками в плавании на груди и спине
|
1
2 2
2 |
1
2 2
2 |
2
4 4
4 |
4 | Сочетания движений руками и ногами, на задержке дыхания и с выдохом в воду
|
2
2
2
1
|
2
2
2
1
|
4
4
4
2 |
5 | «Развитие физических качеств»
|
2 1 2 2 |
2 1 2 2 |
4 2 4 4
|
6 | Мониторинг
|
2 |
2 |
4 |
7 | Аквааэробные композиции
|
1 2 2 2 2 2 2 2 2 |
1 2 2 2 2 2 2 2 2 |
2 4 4 4 4 4 4 4 4 |
Итого | 54 | 54 | 108 |
Методическое обеспечение.
Задачи | Методические приемы | |
1.Освоение движений на суше и в воде. | Учить свободно передвигаться в воде, используя все виды ходьбы, бега, прыжков. Учить делать гребковые движения, выполнять руками круговые движения вперед и назад. | Показ. Звуковой сигнал. Непосредственная помощь. |
2.Формирование правильной осанки. | Воспитание и закрепление навыков правильной осанки. | Игровые упр-я. Оъяснение.Показ. |
3.Формирование мышечного корсета | Развивать силовую выносливость мышц. Укреплять мышцы верхних, нижних конечностей и мышц туловища. | Упр-я на укрепление мышечного корсета. Показ.Зрительные и звуковые ориентиры. |
4.Плавание на груди, спине без выноса рук. | Закрепить плавательные навыки (всплытие и лежание на воде). | Разучивание по частям.Приказание. Устранение ошибок.
|
5.Плавание на груди с помощью ног, с выдохом в воду. | Учить детей принимать в воде хорошо обтекаемое, вытянутое положение тела. Упражнять в выполнении глубоких выдохов в воду. | Игры: «Подводные лодки», «Зеркальце», «Поезд в туннель». |
6.Скольжение на груди, спине с работой ног как при плавании кролем с опорой. | Упражнять в плавании кролем на груди на задержке дыхания. Учить плаванию кролем на спине при помощи работы ног с опорой. | Демонстрация(лучшим ребенком).Игровые упражнения. |
7.Скольжение на груди, спине с работой ног как при плавании кролем. | Продолжать обучение техники плавания кролем на груди и на спине при помощи одних ног с поддержкой(плава- тельная доска). Совершенствовать технику выполнения упр-й на воде в горизонтальном положении. | Игры: «Подводные лодки», «Зеркальце», «Поезд в туннель». «Пятнашки с поплавками». |
8.Совершенствование плавания облегченным кролем на груди с выдохом в воду. | Учить выполнять многократные выдохи в воду. Упражнять в скольжении в горизонтальном положении на груди и на спине у опоры(с доской или с мячом). | Показ разучиваемого движения наиболее подготовленным ребенком.Просмотр и анализ наглядного пособия. |
9.Совершенствование навыков работы руками и ногами как при плавании кролем на груди в скольжении. | Упражнять в плавании кролем на груди и спинес помощьюног и рук. Закрепить плавательные навыки (скольжение). | Учебные наглядные пособия. Непосредственная помощь. |
10.Плавание на груди, спине с помощью ног, с выдохом в воду. | Закрепить плавательные навыки. (упр-я «Морская звезда», «Поплавок»). | Показ. Имитация. Приказание.Непосредственная помощь. |
11.Развитие подвижности плечевых суставов. | Упражнять детей в выполнении круговых движений как при плавании кролем на груди и спине. Прорабатывать грудной отдел позвоночника. | Показ. Имитация. Непосредственная помощь. |
12.Совершенствование техники плавания кролем на груди и спине при помощи ног | Закрепить плавательные навыки(лежание на воде, скольжение). | Упражнения –повторения. Зрительные и звуковые ориентиры. |
13.Развитие гибкости. | Совершенствование скольжения с работой ног как при плавании кролем. Закрепить плавательные навыки(игровое упр-е «Винт»). | Показ. Имитация. Непосредственная помощь. |
14.Плавание кролем на спине и груди при помощи ног. | Закреплять умение сочетать скольжение с постепенным выдохом в воду. Упражнять в работе ногами как при плаванииспособом кроль. | Непосредсвенная помощь. |
15.Развитие смелости, решительности. | Развивать интерес к движению на основе жизненной потребности быть смелым и решительным. | Показ. Упражнения –повторения. |
16.Круговые вращения руками в разных направлениях. | Повышать гибкость позвоночника на разных уровнях в разных направлениях. Увеличивать силу мышц плечевого пояса. | Показ. Имитация. Непосредственная помощь. |
17.Совершенствование техники плавания кролем на груди и спинепри помощи ног без поддерживающих средств. | Продолжать учить сочетать работу ног и рук с дыханием. Упр-ть в скольжении на груди и спине с работой рук, ног как при плавании кролем на груди и спине в сочетании с дыханием. | Устранение ошибок. Приказание. |
18.Совершенствование техники плавания кролем на груди и спине без выноса рук. | Упражнять в погружении в воду с головой. Следить за равномерностью дыхания. | Игры и игровые упр-я: «Медуза», «Тонущие мячи» |
19.Развитие силовых возможностей. | Развивать способность проявлять максимальные усилия в наименьшее время. Выполнять упражнения с постоянным усложнением. | Показ. Зрительные и звуковые ориентиры.Имитация. |
20.Совершенствование согласованной работы руками и ногами в сочетаниис дыханием при плавании облегченным кролем на груди. | Упражнять в согласовании одновременных движений руками с движениями ногами кролем и дыханием. | Команды. Указания для устранения ошибок. |
21.Мониторинг. | Выявить уровень развития физических качеств. | Указания. |
22. «Капельки» (танцевальная композиция)
| Познакомить воспитанников с правилами поведения на воде. Провести мониторинг обследования умений и навыков детей плаванию. Разучить танцевальные элементы композиции «Капельки»
| Беседа.Указания. Команды. |
23. «Капельки с обручами» | Формировать у детей представление о конкретном рисунке. Составление рисунков на воде в парах с обручами под музыку. Закрепить навыки расположения на воде
| Объяснение . Демонстрация изучаемого материала и его элементов. Музыкальное сопровождение. |
24.«Вальс снежинок» (танцевальная композиция)
| Обучить детей плавному выполнению перестроения из колонны в круг. Разучить танцевальные элементы композиции «Вальс снежинок». Познакомить с игрой «Попади в цель».
| Показ. Объяснение. Команды и распоряжения. Музыкальное сопровождение.
|
25. «Русалочки» | Закрепить движения танцевальной композиции «Вальс снежинок». Побуждать детей к самостоятельному составлению рисунков из различных пособий. Разучить движения танцевальной композиции «Русалочки»
| Указание. Практические методы. Звуковые. |
26. «Русалочки с султанчиками» | Формировать у детей представление о конкретном рисунке. Составление рисунков на воде в парах с султанчиками под музыку. Закрепить навыки расположения на воде.
| Объяснение. Демонстрация изучаемого материала и его элементов. Музыкальное сопровождение. |
27. «Ручейки» | Разучить движения, используя элементы «медузы», «дельфин». Упражнения на длительную задержку дыхания. Совершенствовать игру «Море волнуется»
| Беседа.Указания. Команды |
28. «Вальс цветов» | Закрепить движения танцевальной композиции «Капельки», «Вальс снежинок». Разучить движения танцевальной композиции «Вальс цветов»
| Указание. Практические методы. Звуковые. |
29. «Акробаты» | Совершенствовать движения танцевальной композиции «Вальс цветов». Разучить движения танцевальной композиции «Акробаты». Игра «Водолазы»
| Показ. Указания. Команды. Музыкальное сопровождение. |
30. «Солнышко лучистое» | Совершенствовать длительные задержки дыхания под водой. Закрепить танцевальные композиции «Капельки с обручами», «Акробаты». Подготовить показательные выступления для родителей воспитанников. Провести мониторинг обследования умений и навыков детей плаванию.
| Показ. Демонстрация изучаемого материала. Указания.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Еремеева Л.Ф. Научите ребёнка плавать. — С-П.: «Детство-пресс», 2005.
2. Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. – М.: «Олимпия», 2009.
3. Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. – С.П.: «Детство- пресс», 2011.
4. Большаков И. А. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. –М., 2005.
5.Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду. –М., 1991.
6. Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: Задания, игры, праздники. –М., 2009.
7. Профит Э., Лопаз П. Аквааэробика «120 упражнений».-Ростов -на -Дону, 2007.
8. Н.В.Микляева Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности доу.