Конспект урока на тему «Аквааэробика»



Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа

«Аквааэробика»




Уровень образования: дошкольный

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения: 2года





Автор: Н.В. Сутормина






НИЖНИЙ НОВГОРОД

2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В процессе работы в бассейне дошкольного учреждения выяснилось, что дети разных возрастных групп испытывают определённые затруднения в овладении плавательными навыками. Малышам было трудно делать сильный продолжительный выдох в воду, что связано с физиологическими особенностями их органов дыхания, плохо усваивают погружение в воду с открытыми глазами, выдох в воду. Старшие дошкольники затрудняются в выполнении упражнений на всплывание и скольжение на груди и спине. Многие дети неправильно держат голову при плавании, не всегда согласовывают движения рук и ног с дыханием. Для устранения этих недостатков и для достижения хороших результатов по обучению плаванию была выбрана Аквааэробика.

Актуальностью выбранной темы заключается в том, что в последние годы заметно возросло колличество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулок, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются  интеллектуальным развитием своих детей. В настоящее время в детских садах вводятся дополнительные  развивающие занятия. Как сделать, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, интересными, познавательными.

Аквааэробика – включает элементы плавания и синхронного плавания, водного поло, различных игр и эстафет на воде. В отличии от других видов физических упражнений Аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный эффект. Аквааэробика, так же как и плавание, повышает сопротивляемость организма воздействию температурных колебаний, воспитывает стойкость к простудным заболеваниям. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений  в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузки, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка, при одновременном укреплении  всех групп мышц. Построение занятий в игровой форме с высоким уровнем положительных эмоций, а -это залог успешного обучения и воспитания, закаливающего эффекта и реализации других оздоровительных задач. Одной из особенностей аквааэробики является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положении (в отличии от плавания). При этом работают практически все  мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах. Давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела – все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико их оздоровительное  и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм: формирование «мышечного корсета», Предупреждение искривления позвоночника, гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; устранение повышенной возбудимости и раздражительности.

Для данной программы «Аквааэробика» исходя из цели программы и целевой группы, для осуществления последовательно и в системе, разработан перспективный план.

Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде:

— для освоения с водной средой;

— для освоения и совершенствования навыка плавания;

— игры на воде;

— на силовые способности;

— на гибкость;

— на выносливость;

— на расслабление;

— на дыхание;

— на укрепление мышц, поддерживающих осанку.


Новизна:

Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнение каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия. В связи с этим появилась необходимость поиска наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению, создающих условия для расширения круга двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей. Выведение занятий плаванием на новый уровень, с использованием технологии аквааэробики, которое проводится с музыкальным сопровождением, дает свой положительный импульс. Дети с большой охотой и желанием выполняют упражнения, которые до этого, может быть, были для них сложными.


Цель программы – Всестороннее физическое развитие ребёнка, совершенствование техники спортивного плавания, повышение двигательной активности дошкольников, способствование оздоровлению детей посредством создания хорошего настроения, приятных эмоций на занятиях по плаванию.


           Задачи программы

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса «Измерение объёма твёрдого тела»

Оздоровительные задачи:

  • Приобщать детей к здоровому образу жизни;

  • Активизировать деятельность различных внутренних органов и систем;

  • Снятие статического напряжения,

  • Содействовать закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;

  • Предупреждение искривления позвоночника и возникновения плоскостопия;

  • Гармоничное развитие почти всех мышечных групп;

  • Устранение повышенной возбудимости и раздражительности.

Образовательные задачи:    

  • Формировать навыки выполнения плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде;

  • Развивать, выносливость, гибкость, силу, координацию движений, чувство равновесия;

  • Развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений под музыку;

  • Формировать преставления о своем теле, о способах сохранения своего здоровья.

Воспитательные задачи:

  • Прививать гигиенические навыки;

  • Побуждать стремление к качественному выполнению движений;

  • Создавать у детей радостное и бодрое настроение.

Дополнительная образовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Аквааэробика» расчитана на 2 года (для детей старшего дошкольного возраста 5-6 и 6-7 лет). Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 8-10 человек. Дополнительная образовательная услуга оказывается детям по запросу родителей (законных представителей). Занятия проводятся 2раза в неделю, с ноября по апрель. Продолжительность занятия с каждой группой – не более 25минут –в старшей группе, 30 минут – в подготовительной группе.


Формы проведения занятий:

Используется традиционная форма проведения занятий с применение наиболее эффективного педагогического и практического опыта с использованием широкого спектра разнообразных движений в воде (ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие, имитационные, статические, танцевальные, плавательные и др.) в горизонтальном и вертикальном положении, объединенных в комплексы с предметами и без них, с музыкальным сопровождением.


Ожидаемые результаты:

К концу 2-го года обучения, у детей 6-7 лет должны  быть сформированы: физические качества, навыки выполнения плавательных действий, связанных с перемещением тела в водной среде. Должно увеличиться количество детей с правильной осанкой,  улучшиться координация движений, улучшение физического здоровья за счёт повышения уровня сопротивляемости к простудному фактору у всех занимающихся, совершенствование нервно-психических процессов. Дети должны обогатиться не только двигательным, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным, волевым опытом.


Результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы –дополнительной общеразвивающей программы «Аквааэробика» заносятся в карту индивидуального учета освоения дополнительной образовательной программы «Аквааэробика». При выявлении результатов используются диагностические методики:


  • Еремеева Л.Ф. Научите ребёнка плавать. — С-П.: «Детство-пресс», 2005.

  • Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. – М.: «Олимпия», 2009.

  • Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. – С.П.: «Детство-      пресс», 2011.

  • Н.В.Микляева Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности доу.



Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:


— показательные выступления, начиная со второго полугодия, в спортивных развлечениях и

соревнованиях на воде;

— итоги диагностики, где выявляется уровень освоения детьми программных требований



Учебный план



п/п

Название раздела

1год обучения

2год обучения

Итого

1

Скольжение в воде на груди и спине

(совершенствование умения выполнять скольжение на груди и спине с использованием игровых и специальных упражнений)

7

7

14

2

Координационные возможности на суше и в воде: движения ногами как при плавании кролем (совершенствование техники скольжения на груди как при плавании кролем, с постепенным увеличением глубины воды, задержкой на вдохе)

7

7

14

3

Координационные возможности в воде: движения руками в плавании на груди и спине (совершенствование гребковых движений по типу различных облегченных, а также спортивных способов плавания по принципу кроля)

7

7

14

4

Сочетания движений руками и ногами, на задержке дыхания и с выдохом в воду (отработка техники движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду, с постепенным усложнением)

7

7

14

5

«Развитие физических качеств»(совершенствование двигательных навыков)

7

7

14

6

Мониторинг

2

2

4

7

Аквааэробные композиции


17

17

34



Итого

54

54

108


Учебно-тематический план.



п/п

Название раздела

1год обучения

2год обучения

Итого













1












Инструктаж ТБ при занятиях

на воде.









Скольжение в воде на груди и спине

  • освоение движений на суше и в воде

  • скольжение на груди, спине, с работой ног как при плавании кролем с опорой

  • скольжение на груди, спине, с работой ног как при плавании кролем

  • совершенствование навыков работы руками и ногами как при плавании кролем на груди в скольжении

Составная часть каждого занятия.











2

1



2





2

Составная часть каждого занятия.











2

1



2





2

















4

2



4





4




2

Координационные возможности на суше и в воде: движения ногами как при плавании кролем

  • плавание на груди, спине с помощью ног, с выдохом в воду

  • плавание кролем на груди и спине при помощи ног

  • совершенствование техники плавания кролем на груди и спине при помощи ног

  • совершенствование техники плавания кролем на груди и спине при помощи ног без поддерживающих средств






1



2



2



2





1



2



2



2





2



4



4



4

3

Координационные возможности в воде: движения руками в плавании на груди и спине

  • круговые вращения руками в разных направлениях

  • плавание на груди, спине, без выноса рук

  • совершенствование техники плавания кролем на груди и спине без выноса рук

  • развитие подвижности плечевых суставов






1



2

2



2





1



2

2



2





2



4

4



4

4

Сочетания движений руками и ногами, на задержке дыхания и с выдохом в воду

  • плавание на груди с помощью ног, с выдохом в воду

  • совершенствование техники плавания облегченным кролем на груди, с выдохом в воду

  • совершенствование согласованной работы руками и ногами в сочетании с дыханием при плавании облегченным кролем на груди

  • развитие смелости, решительности





2



2



2





1








2



2



2





1






4



4



4



2

5

«Развитие физических качеств»

  • формирование мышечного корсета

  • развитие гибкости

  • развитие силовых возможностей

  • формирование правильной осанки



2

1

2

2



2

1

2

2



4

2

4

4


6

Мониторинг

  • выявление уровня развития физических качеств



2



2



4

7

Аквааэробные композиции

  • «Капельки»(танцевальная композиция)

  • «Капельки с обручами»

  • Вальс снежинок»(танцевальнаякомпозиция)

  • «Русалочки»

  • «Русалочки с султанчиками»

  • «Ручейки»

  • «Вальс цветов»

  • «Акробаты»

  • «Солнышко лучистое»






1

2

2

2

2

2

2

2

2



1

2

2

2

2

2

2

2

2



2

4

4

4

4

4

4

4

4



Итого

54

54

108





Методическое обеспечение.



Тема занятия

Задачи

Методические приемы

1.Освоение движений на суше и в воде.

Учить свободно передвигаться в воде, используя все виды ходьбы, бега, прыжков. Учить делать гребковые движения, выполнять руками круговые движения вперед и назад.

Показ. Звуковой сигнал. Непосредственная помощь.

2.Формирование правильной осанки.

Воспитание и закрепление навыков правильной осанки.

Игровые упр-я.

Оъяснение.Показ.

3.Формирование мышечного корсета

Развивать силовую выносливость мышц. Укреплять мышцы верхних, нижних конечностей и мышц туловища.

Упр-я на укрепление мышечного корсета. Показ.Зрительные и звуковые ориентиры.

4.Плавание на груди, спине без выноса рук.

Закрепить плавательные навыки (всплытие и лежание на воде).

Разучивание по частям.Приказание.

Устранение ошибок.


5.Плавание на груди с помощью ног, с выдохом в воду.

Учить детей принимать в воде хорошо обтекаемое, вытянутое положение тела.

Упражнять в выполнении глубоких выдохов в воду.

Игры: «Подводные

лодки», «Зеркальце»,

«Поезд в туннель».

6.Скольжение на груди, спине с работой ног как при плавании кролем с опорой.

Упражнять в плавании кролем на груди на задержке дыхания.

Учить плаванию кролем на спине при помощи работы ног с опорой.

Демонстрация(лучшим ребенком).Игровые упражнения.

7.Скольжение на груди, спине с работой ног как при плавании кролем.

Продолжать обучение техники плавания кролем на груди и на спине при помощи одних ног с поддержкой(плава-

тельная доска).

Совершенствовать технику выполнения упр-й на воде в горизонтальном положении.

Игры: «Подводные

лодки», «Зеркальце»,

«Поезд в туннель».

«Пятнашки с поплавками».

8.Совершенствование плавания облегченным кролем на груди с выдохом в воду.

Учить выполнять многократные выдохи в воду.

Упражнять в скольжении в горизонтальном положении на груди и на спине у опоры(с доской или с мячом).

Показ разучиваемого движения наиболее подготовленным ребенком.Просмотр и анализ наглядного пособия.

9.Совершенствование навыков работы руками и ногами как при плавании кролем на груди в скольжении.

Упражнять в плавании кролем на груди и спинес помощьюног и рук. Закрепить плавательные навыки (скольжение).

Учебные наглядные пособия. Непосредственная помощь.

10.Плавание на груди, спине с помощью ног, с выдохом в воду.

Закрепить плавательные навыки.

(упр-я «Морская звезда», «Поплавок»).

Показ. Имитация.

Приказание.Непосредственная

помощь.

11.Развитие подвижности плечевых суставов.

Упражнять детей в выполнении круговых движений как при плавании кролем на груди и спине. Прорабатывать грудной отдел позвоночника.

Показ. Имитация.

Непосредственная помощь.

12.Совершенствование техники плавания кролем на груди и спине при помощи ног

Закрепить плавательные навыки(лежание на воде, скольжение).

Упражнения –повторения.

Зрительные и звуковые

ориентиры.

13.Развитие гибкости.

Совершенствование скольжения с работой ног как при плавании кролем. Закрепить плавательные навыки(игровое упр-е «Винт»).

Показ. Имитация.

Непосредственная помощь.

14.Плавание кролем на спине и груди при помощи ног.

Закреплять умение сочетать скольжение с постепенным выдохом в воду. Упражнять в работе ногами как при плаванииспособом кроль.

Непосредсвенная помощь.

15.Развитие смелости, решительности.

Развивать интерес к движению на основе жизненной потребности быть смелым и решительным.

Показ. Упражнения –повторения.

16.Круговые вращения руками в разных направлениях.

Повышать гибкость позвоночника на разных уровнях

в разных направлениях.

Увеличивать силу мышц плечевого пояса.

Показ. Имитация.

Непосредственная помощь.

17.Совершенствование техники плавания кролем на груди и спинепри помощи ног без поддерживающих средств.

Продолжать учить сочетать работу ног и рук с дыханием.

Упр-ть в скольжении на груди и спине с работой рук, ног как при плавании кролем на груди и спине в сочетании с дыханием.

Устранение ошибок.

Приказание.

18.Совершенствование техники плавания кролем на груди и спине без выноса рук.

Упражнять в погружении в воду с головой. Следить за равномерностью дыхания.

Игры и игровые упр-я:

«Медуза», «Тонущие мячи»

19.Развитие силовых возможностей.

Развивать способность проявлять максимальные усилия в наименьшее время.

Выполнять упражнения с постоянным усложнением.

Показ. Зрительные и звуковые

ориентиры.Имитация.

20.Совершенствование согласованной работы руками и ногами в сочетаниис дыханием при плавании облегченным кролем на груди.

Упражнять в согласовании одновременных движений руками с движениями ногами кролем и дыханием.

Команды. Указания для устранения ошибок.

21.Мониторинг.

Выявить уровень развития физических качеств.

Указания.

22. «Капельки»

(танцевальная

композиция)


Познакомить воспитанников с правилами

поведения на воде.

Провести мониторинг обследования

умений и навыков детей плаванию.

Разучить танцевальные элементы

композиции «Капельки»


Беседа.Указания. Команды.

23. «Капельки с обручами»

Формировать у детей представление о конкретном рисунке.

Составление рисунков на воде в парах с обручами под музыку.

Закрепить навыки расположения на воде


Объяснение . Демонстрация изучаемого материала и его элементов. Музыкальное сопровождение.

24.«Вальс снежинок»

(танцевальная

композиция)


Обучить детей плавному выполнению перестроения из колонны в круг.

Разучить танцевальные элементы композиции «Вальс снежинок».

Познакомить с игрой «Попади в цель».


Показ. Объяснение. Команды и распоряжения. Музыкальное сопровождение.








25. «Русалочки»

Закрепить движения танцевальной композиции «Вальс снежинок».

Побуждать детей к самостоятельному составлению рисунков из различных пособий.

Разучить движения танцевальной композиции «Русалочки»


Указание. Практические методы. Звуковые.

26. «Русалочки с султанчиками»

Формировать у детей представление о конкретном рисунке.

Составление рисунков на воде в парах с султанчиками под музыку.

Закрепить навыки расположения на воде.


Объяснение. Демонстрация изучаемого материала и его элементов. Музыкальное сопровождение.

27. «Ручейки»

Разучить движения, используя элементы «медузы», «дельфин».

Упражнения на длительную задержку дыхания.

Совершенствовать игру «Море волнуется»


Беседа.Указания. Команды

28. «Вальс цветов»

Закрепить движения танцевальной композиции «Капельки», «Вальс снежинок».

Разучить движения танцевальной композиции

«Вальс цветов»


Указание. Практические методы. Звуковые.

29. «Акробаты»

Совершенствовать движения танцевальной

композиции «Вальс цветов».

Разучить движения танцевальной композиции «Акробаты».

Игра «Водолазы»


Показ. Указания. Команды.

Музыкальное сопровождение.

30. «Солнышко лучистое»

Совершенствовать длительные задержки дыхания под водой.

Закрепить танцевальные композиции «Капельки с обручами», «Акробаты».

Подготовить показательные выступления для родителей воспитанников.

Провести мониторинг обследования умений и навыков детей плаванию.


Показ. Демонстрация изучаемого материала. Указания.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Еремеева Л.Ф. Научите ребёнка плавать. — С-П.: «Детство-пресс», 2005.

2. Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. – М.: «Олимпия», 2009.

3. Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. – С.П.: «Детство-      пресс», 2011.

4. Большаков И. А. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. –М., 2005.


5.Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду. –М., 1991.


6. Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: Задания, игры, праздники. –М., 2009.


7. Профит Э., Лопаз П. Аквааэробика «120 упражнений».-Ростов -на -Дону, 2007.


8. Н.В.Микляева Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности доу.













































Свежие документы:  Конспект урока "БАСКЕТБОЛ" 6 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: