Конспект урока на тему «Олимпийские игры – любимый праздник эллинов?!»



МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»










План-конспект урока:


«Олимпийские игры –

любимый праздник эллинов.?!»







Урок подготовлен и проведен в рамках семинара-практикума

«Патриотическое воспитание в урочной и внеурочной деятельности

в условиях перехода на ФГОС» для слушателей МРИО 5.02.2015г.





Учитель Кудрявцева С.Ю.























План-конспект урока: Олимпийские игры – любимый праздник эллинов.?!

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.

2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.

2. Изучение новых понятий по данной теме.

3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены, объяснять значение Олимпийских игр в жизни эллинов, называть виды спорта в Древней Греции.

Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания, извлекать нужную информацию из учебника, иллюстративного и раздаточного материала.

Коммуникативные: читать, понимать прочитанное, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета, сотрудничать в паре, группе.

Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, приобрести опыт положительного ценностного отношения к здоровому образу жизни на основе личностного осмысления социального, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, осознавать необходимость серьезно заняться каким-либо видом спорта, проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, выражать свое мнение.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие.

Слово учителя: Добрый день, рада вас видеть. Сегодня мы продолжим путешествие в мир Древней Греции.

  1. Определение темы и задач урока.

Тему урока мы определим, разгадав шифрограмму. Итак, кто быстрее?


1Разгадайте шифрограмму и вы прочитаете тему сегодняшнего урока. Для удобства работы у вас на столах дан текст шифрограммы.

1.Бог грома и молний, главный бог греков

1

2

3

4

з

е

в

с


2.Куда греки привезли коня, чтобы попасть в город

5

6

7

8

т

р

о

ю


3.Власть народа

9

2

10

7

11

6

12

5

13

14

д

е

м

о

к

р

а

т

и

я


4.Правители в Афинах

12

6

15

7

16

5

17

а

р

х

о

н

т

ы


5.Совет знати

12

6

2

7

18

12

19

а

р

е

о

п

а

г


6. Герой мифов, царь Афин, в честь которого названо море

20

19

2

21

э

г

е

й


7.Предмет раздора трех богинь

22

23

24

7

11

7

я

б

л

о

к

о


о

л

и

м

п

и

й

с

к

и

е


и

г

р

ы

7

24

13

10

18

13

21

4

11

13

2


13

19

6

17



л

ю

б

и

м

ы

й


п

р

а

з

д

н

и

к


э

л

л

и

н

о

в

24

8

23

13

10

17

21


18

6

12

1

9

16

13

11


20

24

24

13

16

7

3


2Формулировка темы урока и постановка проблемного вопроса, определение задач урока.


Учитель: Запишите тему урока в тетрадь и поставьте три знака препинания.!?

В конце урока мы прочитаем с интонацией, которую для себя определим, чем являлись олимпийские игры для греков.


  1. Изучение нового материала

    1. История возникновения Олимпийских игр


1.Вводное слово учителя:

Учитель:Наверное, нет на Земле человека, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Ровно год назад вся планета с волнением следила за Олимпийскими играми, которые проводились в нашей стране в Сочи с 7 по 23 февраля 2014г.

Задолго до очередного олимпийского года готовятся к нему спортсмены разных стран мира, волнуются судьи, томятся ожиданием зрители… И, наконец, настает тот знаменательный день, который все ожидали 4 года.

Девушки, одетые в древнегреческие хитоны, зажигают от лучей солнца Эллады Олимпийский факел. Опустившись на колени, принимает этот факел юноша. Священный огонь факела, зажженный у алтаря Древней олимпиады, символизирует собой мир и дружбу всех народов. Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдет он из одних рук в другие, много стран пересчет он, не угасая, на кораблях, поездах, самолетах прежде, чем достигнет стадиона, предназначенного для Олимпийских игр.

Кроме олимпийского огня на стадион торжественно вносят белое полотно с пятью разноцветными кольцами – олимпийский флаг. Пять колец являются символом олимпиады.

Вопрос учащимся:

— Кто знает, что символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой — Европа, черный — Африка, красный — Америка, желтый – Азия, зеленый — Австралия)

Учитель: Торжественным маршем на стадион войдут делегации разных стран участниц, а впереди идут спортсмены из Греции.

Вопрос учащимся:

-Как вы думаете, почему впереди всех делегаций участников Олимпийских игр идут спортсмены из Греции? (отдают дань уважения, т.к. Греция является родиной Олимпийских игр)


2.Возникновение Олимпийских игр.

аПервые Олимпийские игры прошли в 776 г. до н.э.ученики записывают эту дату в тетрадь.

Правда, кто основал олимпийские игры, точно не известно. Сохранились лишь мифические объяснения этого происхождения этого праздника души и тела.

бРабота с картой

1. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?

(Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес)

2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов морем или сухопутными дорогами, удобное местоположение).


Учитель: Существует много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований.


По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Еще одна легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в Олимпии он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.

Учитель: Есть и объяснения, почему игры называются олимпийскими. Такое одно объяснение дается у вас в учебнике. Давайте узнаем причины появления Олимпийских игр, прочитав Миф об основании Олимпийских игр на стр. 159.

Вопросы учащимся:

-Какому богу посвятили греки эти игры? (Зевсу)

— А где находился Зевс и другие боги? (на г.Олимп в Северной Греции)

Учитель: Отсюда и произошло название Олимпийские игры, олимпийские состязания. Игры проводились в честь богов, живущих на горе Олимп.


    1. Условия участия и проведения Олимпийских игр


Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

Лучших коней давали им во встреченных поселениях, выносили лучшую пищу. Ведь гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник.

Вопрос учащимся:

— Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

(1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными.)

Учитель: В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. Однако обычно участниками игр становились зажиточные греки. К играм готовились почти за год до соревнований по месту жительства, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

Вопрос учащимся:

-Скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

(Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.)

Учитель:

На Играх проявлялись лучшие человеческие качества.

Пример поведения спартанцев – с. 157 зачитать из учебника.

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено. Кто же смог пойти на такой риск?

Ученик:

Это была легендарная Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом! 
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно обнаженными, чтобы предотвратить подобные ситуации.


    1. Олимпийские состязания

Учитель:

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней


Пять незабываемых дней.

Первый день. Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Запрещалось прибегать к незаконным приемам, убивать своего противника, спорить с судьями и подкупать их. За это наказывали плетью. Судьи клялись выносить справедливые решения.

Клятва участника соревнований:
Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.
Клятва судей:

— Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Второй — четвертый дни – дни состязаний.

Виды соревнований:

Кулачный бой

Бег с оружием

Гонки колесниц

Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

-бег

-прыжки в длину

-метание копья

-метание диска

-борьба

1. Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию — 192 м (от этого названия произошло наше слово — стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

3. Борьба — панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

4 — 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.

На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу. Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом  Олимпийских   игр  в кулачном бою. Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы получали серьезные увечья.


Дети заранее разделены на группы. Каждая группа получила задание представить свой вид спортивных состязаний.

Вопросы для осуждения:

  1. Какие виды спортивных соревнований были в олимпийских играх древности?

  2. Какие виды состязаний входили в пятиборье?

  3. В чем особенности гонок на колесницах?


5-й день Олимпиады.

В этот день перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители или олимпионики один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Победитель возвращался в родной полис в пурпурной одежде. Весь город выходил ему навстречу. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. В честь победителя родственники заказывали поэтам специальную песню. В ней прославлялся его род, полис и сам победитель. Поэтому песню исполняли на праздниках. Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.


Вопросы учащимся:

  1. Кто такой олимпионик?

  2. Почему греки так ярко и празднично встречали олимпиоников?


Записываем в тетрадях:

Первый день – жертвы богам и клятвы, следующие три дня – состязания, 5 день – награждение. Виды соревнований, входивших в пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба.



3.4.Прекращение олимпийских игр

Учитель: 776 г. до н.э. стал точкой отсчета древнегреческого олимпийского летоисчисления. Олимпиадами называли четырехлетний промежуток времени. Олимпийские игры проводились в первый год новой Олимпиады.

Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.


3.5.Возрождение Олимпийских игр. Игры современности.

Учитель:

— Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена — французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. Местом проведения первых олимпийских игр современности были выбраны Афины – столица Греции.

В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее».

В 1906г. в Играх впервые участвовала Россия. Команда состояла из шести человек. Первым олимпийским чемпионом стал фигурист

  1. Итог урока

Учитель:

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.


1Закрепление изученного материала.

1)Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?

(можно использовать белые и черные карточки)

1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .

2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры.

3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры.

4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

6. Впервые на соревнования в Олимпии победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.

8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.

9. Пятиборье — это соревнование одного человека в пяти видах спорта.

2) Ответьте на вопросы:

-Объясните, как мог один и тот же человек занять одновременно несколько призовых мест в одном и том же состязании?

-Считает ли вы, что состязания в Древней Греции носили демократический характер?


2Решение проблемного задания.

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока.

Обсуждение вопросов:

1. Прочитайте название темы с интонацией и объясните, почему вы так прочитали.

2. Почему Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?


Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

3Рефлексия

Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.

Сегодня на уроке, я узнал, что….

4Выставление оценок за урок.

Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. У каждого из вас есть комплект олимпийских медалей: золотая – 5, серебряная – 4, бронзовая – 3. Оцените пожалуйста сегодняшний урок. Спасибо!

Оденьте себе медаль, которую, по вашему мнению, вы заслужили на уроке: золотая – 5, серебряная – 4, бронзовая – 3, медная – участие

А я хочу оценить вашу работу на уроке: золотая – 5, серебряная – 4, бронзовая – 3, медная – участие

Учитель раздает медали.


5. Домашнее задание:


Параграф 33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (в 4 в учебнике на стр. 154).

Учитель:

Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу добавить, что Олимпийские игры – это праздник молодости, физического совершенства и красоты. Может именно поэтому он такой красочный и зрелищный, а главное всеми любимый. Смотрите 7-9 февраля повторение ярких страниц 22 зимних Олимпийских игр в Сочи.

Спасибо за урок. До свидания!



Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Различие и сходство в менталитете народов двух культур России и Великобритании"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: