Н.Л. Иванова
Директор ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта»
Управление и продвижение – взгляд со стороны.
Придя в систему дополнительного образования детей из коммерческой сферы, я с удивлением обнаружила, что ЦДЮТТ «Охта» (тогда еще – просто ЦТТ) каким-то непостижимым образом существует вне рыночных законов. Хотя не секрет, что во многих сферах жизни российского общества происходят фундаментальные изменения, которые проявляются и в сфере внешкольного образования детей, субъекты которой вынуждены войти в новую рыночную реальность, требующую решения нетрадиционных задач. Понятно, что для этого необходимо осваивать новые технологии в управлении, которые в последние десятилетия формируются и активно развиваются в России. Я говорю о технологиях продвижения, о маркетинге.
На современном этапе в нашей стране маркетинговые технологии начинают играть важную роль в деятельности УДОД. Возросшая конкуренция вынуждает их идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции (услуг), используя средства продвижения. Многие утверждают, что маркетинг порождает различные формы манипулирования общественным сознанием. Но для УДОД технологии продвижения должны основываться на концепции социально-этического маркетинга, когда сбыт продукта (услуги) максимальному числу потребителей с получением максимальной прибыли не является приоритетным.
Как выяснилось, одной из важнейших задач, стоящих передо мной, как перед директором, стало создание альтернативы коммерческим учреждениям, куда активно привлекаются подростки и молодежь с помощью различных маркетинговых технологий. Цель таких учреждений извлечение прибыли, которую они получают, удовлетворяя низменные потребности человека в алкоголе, наркотиках, сексуальной разрядке, что недопустимо для воспитания здорового (физически и психически) молодого поколения! Целью же УДОД является предоставление молодому человеку условий, а так же создание стимула для развития его личности и самореализации. Тогда перед нами встает вопрос – как добиться того, чтобы наши дети не становились потребителями столь доступного досуга, а ставили перед собой цели, развивались как личности через культурное общение и творчество? Как привлечь их в УДОД? Для достижения этой цели необходимо популяризировать услуги, предоставляемые подобными учреждениями, активно рекламировать их, создать позитивный имидж учреждению, сделать престижным в сознании людей такой образ жизни, при котором человек может реализовать свои способности и совершить личностный рост. Добиться этого можно, разработав и внедрив в работу учреждения комплекс маркетинговых мероприятий по его продвижению.
В данном контексте стратегия продвижения становится важным элементом управленческой деятельности директора УДОД.
А что же конкуренция? В общем, она представляет собой борьбу учреждений, компаний, фирм за свое существование и место на рынке. Но конкуренция характерна и для УДОД. И это подкрепляет необходимость применения маркетинговых стратегий в организации деятельности таких учреждений.
По опыту работы в ЦДЮТТ «Охта» признаюсь, что попытки продвижения осуществить не так-то просто. Разработка и осуществление маркетинговых стратегий представляют непрерывный процесс. На каждом его этапе требуются сведения о рынке, потребностях, их изменении, конкурентах и другая маркетинговая информация. Соответственно, не может быть двух одинаковых стратегий для разных учреждений. Для каждого УДОД должна быть выбрана своя стратегия, которая будет служить маяком для достижения заданной цели.
Если рассмотреть более подробно систему целевых аудиторий маркетинговых коммуникаций УДОД, то среди важнейших адресатов можно выделить следующие:
1. Сотрудники самого учреждения. Достижение поставленных целей в огромной степени зависит от того, насколько руководство достигло взаимопонимания с работниками УДОД, насколько сотрудники мотивированы, какой психологический климат царит в коллективе. В нашем учреждении (как и во многих УДОД) наиболее часто используемыми средствами коммуникаций являются: материальные стимулы результатов работы, система повышения квалификации и присваивания категорий, система привилегий, конкурсы среди сотрудников и, конечно же, доброжелательное взаимопонимание между всеми сотрудниками Центра.
Ответная реакция выражается в улучшении отношения сотрудников ЦДЮТТ «Охта» к своей работе и учреждению в целом, творческое отношение к труду, достижение благоприятного морально-психологического климата и т.д.
Однако при всех удачах на данном поприще, существует проблема, которая остается нерешенной. Проблема кадров для технических модельных видов спорта. Если по другим направлениям обогатить и омолодить педагогический состав не составляет особого труда, то найти достойную смену нашим Педагогам — Мастерам в технических видах спорта и творчества пока представляется для меня, как для руководителя, трудноразрешимой задачей. Во-первых, педагоги таких секций, как: авто, авиа и судомоделирование, являются уникальными педагогами. Они сочетают в себе мастерство
инженера, учителя, спортсмена, воспитателя, плюс ко всему они еще
и фанаты своего дела. И я думаю, что все руководители Центров
технического творчества согласятся с тем, что таких специалистов не представит ни одна служба занятости, да и вряд ли
какой ВУЗ. А если даже кто-то и заинтересуется работой,
то предложенная зарплата, конечно же, не устроит претендента.
Поэтому, обсуждая насущную кадровую проблему с педагогами технических секций, мы выработали стратегию поиска таких специалистов среди воспитанников своих коллективов. Так, например, выпускник этого года секции «Автомоделирование», дважды лауреат премии президента в рамках ПНП «Образование» Анатолий Шлапоберский уже сейчас помогает своему педагогу Пахомову В.И. в обучении новичков. Он планирует, что, став студентом, сможет работать у нас в Центре и передавать свое мастерство и любовь к автомоделизму другим детям. В секции «Судомоделирование» воспитанник педагога Трофимова Ю.А. Михалевский Егор, который тоже является обладателем президентской премии, мечтает стать педагогом и работать у нас в Центре. А наша задача состоит в том, чтобы поддержать планы этих замечательных ребят, помочь в становлении их педагогической деятельности. Свою же цель – как руководителя, я определяю в обязательном сохранении работы секций классических видов технического спорта, возрождении приостановленных, как, например, секции «Трассового автомоделизма» у нас в учреждении. И, конечно же, необходимо создать комфортные во всех отношениях условия для работы начинающих педагогов, оказывать финансовую поддержку, производя доплаты и премии за проведение организационных мероприятий, стимулируя активность и творческую деятельность.
Так же в моих планах стоит обращение на кафедру трудового обучения, и Центр трудоустройства выпускников «Мост» в РГПУ имени Герцена для обсуждения вопроса прохождения практики студентов в лабораториях нашего Центра с целью привлечения их для дальнейшей работы в нашем дружном коллективе.
2. Действительные и потенциальные потребители — важнейший адресат комплекса маркетинговых коммуникаций. Система отношений с потребителями (детьми, подростками, их родителями) отличается чрезвычайным разнообразием форм, средств и инструментов. В 2009-2010 учебном году сотрудники массово-методического отдела в ЦДЮТТ «Охта» уже начали работу с этой аудиторией с точки зрения продвижения нашего учреждения. Мы предполагаем, что желаемая с точки зрения учреждения ответная реакция может существенно отличаться (в зависимости от конкретной ситуации). Поэтому стараемся проводить данную работу крайне деликатно. Мы осуществляем рекламные мероприятия, направленные на корректировку представлений наших потребителей (прежде всего — родителей) о нашей деятельности, чтобы донести до потребителя информацию о результативности работы коллектива, обо всем замечательном, что имело место быть, но почти нигде не освещалось и было незамеченным, стараемся исправить искаженное мнение о Центре и предлагаемых им услугах. А так как, к сожалению, таковые представления о Центре имели под собой реальную основу, мы не стали проводить мероприятия по продвижению среди родителей, пока не исправили имеющиеся недостатки. С помощью многочисленных (и содержательных!) акций, праздников и других мероприятий для детей и родителей мы уже переломили негативный взгляд и формируем теперь у наших потребителей предпочтительное отношение к предлагаемым Центром образовательным и иным услугам. Отслеживать настроение детей и родителей нам помогают организуемые педагогами и методической службой так называемые мероприятия «обратной связи» (опросники, экраны настроения и т.п.)
3. Контактные аудитории в силу определенных условий влияют на успех УДОД. Основными средствами коммуникаций могут быть пропаганда, реклама, спонсорские мероприятия, участие в решении социальных проблем города, региона и т.д. В качестве ответной реакции контактных аудиторий наше учреждение получает ожидаемое содействие в его функционировании, формирование и поддержание положительного имиджа.
Лишь с сентября 2009 года нами уже успешно реализовано несколько мероприятий в этом направлении. Благодаря работе с этой аудиторией была оказана материальная и информационная помощь учреждению, в результате которой был не только осуществлен ремонт многих помещений и улучшена материально-техническая база учреждения, но и открыты
новые направления по работе с детьми и подростками.
Мы благодарны нашим замечательным партнерам – спонсорам: судостроительной компании «Прайм Марин Сервис» за помощь в оснащении судомодельной секции, за предоставленные строительные материалы для ремонта помещений, за интересные совместные проекты по созданию моделей, Общественной организации «Клуб автомоделистов» за материальную поддержку нашей автомодельной секции, за предоставление консультативной помощи в организации образовательного процесса. Президент «КАМ» Егоров Алексей Михайлович возглавил Попечительский совет Центра, благодаря его постоянной поддержке мы с сентября этого учебного года сумели открыть новое спортивно-техническое направление – секцию «Радиоуправляемое автомоделирование».
С начала нового учебного года мы проводили и проводим ряд мероприятий в рамках реализации программы «Реклама круглый год»: это и создание нового сайта, это и статьи в районных газетах, это и раздаточный материал в школах и других учреждениях. Огромнейшее, на мой взгляд, значение в позиционировании Центра оказывают наши партнерские отношения с кабельным телевидением «ТКТ», сотрудники которого еженедельно бывают у нас в учреждении, ведут съемку наших мероприятий, работу секций и студий, берут интервью у педагогов, детей, родителей. Не менее важно и то, что мы расширяем сотрудничество с музеями, библиотеками, Центром социальной помощи семье и детям и другими учреждениями. Устраиваем совместные выставки, экскурсии, встречи с ветеранами, концерты и праздники. Такие мероприятия, конечно же, поддерживают положительный имидж нашего Центра, делают его узнаваемым и более привлекательным для большей аудитории детей и подростков.
4. Органы государственной власти и управления. Для установления и поддержания взаимоотношений с ними могут быть использованы: участие в общегосударственных программах (культурных, экономических, спортивных), презентации, участие в выставках и.т.д. Желаемая ответная реакция — установление режима
наибольшего благоприятствования деятельности УДОД.
Этого результата мы и пытаемся достичь в совместной работе с Отделом образования Красногвардейского района, Отделом по спорту, молодежной политике и связи с общественностью, Отделом социальной защиты населения администрации Красногвардейского района. Представителей администрации района, муниципальных объединений, общественных организаций мы очень часто приглашаем на все наши мероприятия: соревнования, праздники, выставки, акции. Нам приятно показывать им свою работу, привлекать их к участию в наших мероприятиях; нашим гостям приятно видеть Центр как открытое для сотрудничества, гостеприимное учреждение.
И, конечно же, благодаря таким совместным мероприятиям о нашем коллективе складывается добрая слава в районе, а педагоги и администрация Центра отмечают поддержку и благодарность за свой добросовестный труд со стороны административных органов. Во время проведения таких мероприятий в «неофициальной» обстановке легче направить внимание «гостей» на какие-то проблемные моменты и попросить помощи в решении наболевших вопросов.
В феврале этого года наш Центр был представлен для участия в видеоконференции во время прохождения выездного семинара на уровне глав административных районов, их заместителей, начальников районных Отделов образований, представителей Комитета по образованию, который проходил в Красногвардейском районе. На этом семинаре район представлял работу системы образования в целом, и нашему Центру, я считаю, была предоставлена почетная возможность заявить уважаемой аудитории о себе, о своей работе, еще раз сказать о необходимости поддерживать и развивать техническое творчество. Нам необходимо сохранить все классические направления, возродить утраченные и развить новые. А это возможно только при поддержке государства, те более, как в своем выступлении сказала Председатель Комитета по образованию О.В.Иванова, что на сегодняшний день всего 6 процентов детей заняты техническими видами творчества. Чтобы эта цифра не упала еще ниже, нужна срочная «терапия». И мы надеемся, что такой терапией станет скорая реализация «Программы по развитию и поддержке детского технического творчества в Санкт-Петербурге». Об этом тоже в своем докладе сказала Иванова О.В.
Мною представлена только лишь небольшая часть деятельности по продвижению учреждения – работа с системой целевых аудиторий. Сама же стратегия продвижения намного шире и требует усердной работы специалистов, но нам понятно, что это уже в скором времени принесет свои плоды.
В заключении, мне хотелось бы донести до читателя один интересный факт — в большинстве случаев, обладая качественным и востребованным продуктом и доступной ценой на услуги (или отсутствием цены, так как услуги оплачиваются бюджетом), УДОД не могут «продвинуть» свой продукт, донести информацию до потребителя, расширить круг своей аудитории. Таким образом, их деятельность становится малоэффективной и не охватывает большие массы детей, подростков и молодежи. А разрабатывая и внедряя проекты мероприятий по рекламе своих услуг, созданию позитивного имиджа, привлечению потребителя и формированию у него потребности в своих услугах, УДОД не только могут обеспечить себе выживание и конкурентоспособность среди коммерческих организаций социально-культурной сферы, но и отвечать интересам общества, привлекая к творческой деятельности детей, подростков и молодежь, предоставляя им возможность в совершенствовании и самореализации. Именно поэтому формированию маркетинговой стратегии отводится важное место в Концепции развития ЦДЮТТ «Охта».