Методическая разработка программы элективного курса в 9 классе «Острое зрение, рациональное дыхание и правильная осанка – путь гармонии и здоровья человека»

1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

республика Хакасия








Методическая разработка

программы элективного курса в 9 классе


«Острое зрение, рациональное дыхание и правильная осанка – путь гармонии и здоровья человека»



16 часов





Автор разработки: Евсеев Евгений Викторович учитель физической культуры













г. Черногорск

2014г






Содержание:




  1. Пояснительная записка………………………………….3-5



  1. Учебно-тематический план……………………………….6



  1. Содержание курса…………………………………………7-8



  1. Методические рекомендации……………………………..9



  1. Литература…………………………………………………..10

























I. Пояснительная записка.



Курс по выбору «Острое зрение, рациональное дыхание и правильная осанка – путь гармонии и здоровья человека» составлен для учащихся 9-х классов, желающих узнать нетрадиционные методики оздоровления и получить навыки ведения здорового образа жизни. Общий объем курса 16 часов.

Актуальность данного курса в том, что он дает основы знаний, которые используются во всех сферах нашей жизни, социальной и трудовой деятельности.

Программа курса дает основы техники дыхательных упражнений, а также поможет в ознакомлении с основными принципами здорового образа жизни, формировании правильного телосложения, устранении нарушений осанки и восстановлении зрения.

Цель: Сформировать у школьников культуру здорового образа жизни, пробудить интерес к творчеству в создании программы по восстановлению своего здоровья. Формирование нравственно-волевых качеств в достижении цели.

Задачи:

1. Освоение основ знаний о здоровом образе жизни и приобретение компетентности в физкультурно–оздоровительной сфере.

2.Овладение упражнениями современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий по профилактике остроты зрения, формированию правильной осанки и телосложения, рациональному дыханию.

3.Развитие умения использовать упражнения здоровьесберегающих технологий в условиях учебной деятельности и самостоятельных занятиях физической культурой.

4. Укрепление здоровья за счет овладения способами индивидуального контроля, умениями измерять физическую нагрузку во время выполнения физических упражнений.

5. Составление программы оздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма учащихся.

6. Воспитание навыков здорового образа жизни. Помочь создать индивидуальную систему оздоровительного режима.

7. Воспитание нравственно-волевых качеств в достижении цели.


Данная рабочая учебная программа курса по выбору разработана на основе программы оздоровления Малахова Г.П и методики восстановления зрения профессора Жданова В.Г.


Здоровье играет большую роль во всех сферах жизни человека и от его состояния зависит продолжительность жизни, психоэмоциональное состояние, успехи в учебе, труде, карьере и профессиональном росте. Поэтому актуальность овладения упражнениями современных здоровьесберегающих технологий указана в образовательном стандарте по физической культуре. Это формирование телосложения, правильной осанки, рациональное дыхание и профилактика остроты зрения. Этим вопросам посвящен данный курс, который носит ознакомительный характер и дает направление для самостоятельных занятий по наработки умений вести здоровый образ жизни.

Овладение навыками ЗОЖ способствует сохранению здоровья, что необходимо при овладении любой профессией. Приобретенные навыки, возможно, использовать и углублять в профессиях – медицинские работники, инструктора групп здоровья, физической культуры, групп ЛФК и многих других.

Новизна этого курса состоит в том, что он носит обобщающий характер и дает системный взгляд на вопросы оздоровления организма. Учащиеся получают знания о направлениях самостоятельной деятельности по внедрению элементов здоровьесберегающих технологий в своей повседневной жизни.

Мотивирующий потенциал программы в том, что на сколько мы придерживаемся элементов ЗОЖ в своей жизнедеятельности, на столько мы часто болеем и востребованы в нашем обществе. Ведь не секрет, что больные люди не интересны окружающим и не востребованы на любой работе.

Прогрессивность и научность курса состоит в том, что основы оценки своего физического состояния с помощью индексов и тестов, а также дает направления творческой деятельности по разработке индивидуальных методик оздоровления. В настоящее время элементы здоровьесберегающих технологий востребованы во всех сферах нашей жизни и являются актуальными в данный момент.

Теоретические знания в начале каждого блока курса по различным вопросам ЗОЖ инвариантны, дают обобщенные знания по практической отработке с использованием творческого потенциала слушателей. Возможно изучение следующего модуля без освоения предыдущего.

Ожидаемый результат – это заинтересованность учащихся в одном из разделов программы курса и дальнейшее более детальное, углубленное изучение этого вопроса с консультациями у специалистов /преподавателя/ и изучением литературы по данному вопросу и других лиц, которых интересует данная тематика.

Практической направленностью данного курса является составление индивидуальной программы оздоровления с учетом особенностей своего физического развития. Используя научный подход, навыки самоконтроля и анализа результатов самостоятельных занятий учащиеся проводят работу по устранению свойственных им индивидуальных недостатков.

/телосложение, осанка, зрение, ожирение и т.д./.

Связность и систематичность изложенного материала определяется тем, что все элементы здорового образа жизни/правильное питание, закаливание, физическая активность, режим труда и отдыха/ связаны между собой и комплексно воздействуют на весь организм. Правильное питание обеспечивает остроту зрения, и дает основу для формирования правильного телосложения и влияет на сон, и воздействует на все остальные аспекты здорового образа жизни.

Соответствие способа развертывания содержания учебного материала поставленным целям состоит в том, что учебный материал дан по принципу от простого к сложному, и даются основы с дальнейшим самостоятельным изучением учащимися в зависимости от их заинтересованности данной тематикой. Курс построен блоками элементов ЗОЖ, что обеспечивает цель курса – формирование у слушателей навыков здорового образа жизни, и использование этих навыков в повседневной жизнедеятельности.

Все это обеспечивает соответствие способа развертывания, содержания учебного материала программы, поставленным целям.

Формы обучения — это лекции, семинары и практические занятия.

Методы развертывания содержания материала для учащихся – это словесный, демонстрационный.

Словесный метод с использованием таких элементов как рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор. Для того, чтобы не было потери связи с учениками теоретический материал доводится в форме «рассказ-беседа».

Демонстрационный метод предполагает использование видеофильмов, электронных презентаций, рисунков и плакатов.

Средства обученияэто разучивание и выполнение упражнений для укрепления мышечного корсета, дыхательной системы, исправления осанки, улучшения остроты зрения.

Методы разучивания упражнений – это в целом и по частям. Например: показ полного дыхания в полностью, а затем отработка дыхания по частям — нижнее, среднее и верхнее дыхание.

Занятия курса проводятся один раз в неделю по 2 часа. На самостоятельную подготовку дается семь дней. Самостоятельная подготовка проводится на основе усвоения теоретических и практических материалов занятий, с учетом индивидуальных особенностей физического развития учащихся.

Организация самостоятельной работы учащихся проводится во время занятий, при изучении учебного материала, во время обсуждения программы действий с руководителем курса, изучении дополнительной литературы по интересующим вопросам, получении консультаций у специалистов.

Контроль освоения программы проводится во время практического выполнения упражнений на занятии, опроса усвоения материала предыдущих занятий, обсуждения вопросов за круглым столом.

Итоговая работа выполняется учащимися в виде пояснительной записки и электронной презентации индивидуальной программы оздоровления, с учетом всех особенностей своего организма.














  1. Учебно-тематический план.




п/п




Название темы

Количество часов



Форма

проведения



Образовательный

продукт

всего

лекции

семинары

практика

Самостоятельная

работа

Правильная осанка – залог здоровья.

4







1

Правильная осанка – залог здоровья.



1



Рассказ, беседа

Записи в рабочей тетради

2

Упражнения для укрепления мышечного корсета.




2


Показ и разучивание

упражнений


3

Оценка состояния здоровья. Дозированная нагрузка и самоконтроль.



1


2

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Карточка здоровья

Рациональное дыхание.

3







4

Роль дыхания в жизни человека.


1




Рассказ, беседа

Записи в рабочей тетради

5

Практическая отработка различных видов дыхания.




2

2

Показ и разучивание

упражнений

Комплекс дыхательных упражнений

Профилактика остроты зрения.

3







6

Профилактика остроты зрения.



1



Обучение на основе опыта и сотрудничества

Записи в рабочей тетради

7

Упражнения для улучшения остроты зрения.




2

2

Показ и разучивание

упражнений

Комплекс упражнений

Основные принципы ЗОЖ

4







8

Физическая активность.



1

1

1

Показ и разучивание

упражнений

Двигательный навык.

9

Правильное питание, режим труда и отдыха.


1




Рассказ, беседа

Распорядок дня.

10

Закаливание и гигиена


1




Рассказ, беседа

Записи в рабочей тетради

Индивидуальные программы оздоровления.

2







11

Составление индивидуальной программы оздоровления.




1


Самостоя

тельная

работа с

консультацией учителя

Пояснительная записка индивид.

программы оздоровления

12

Круглый стол. Обсуждение индивидуальных программ оздоровления. Презентация.

Мои личные достижения.



1



Обсуждение программ

оздоров-ния

Презентация

индивидуальной

программы оздоровления



16

3

5

8

7




  1. Содержание курса


Первый раздел курса « Правильная осанка – залог здоровья» состоит из трех изучаемых тем.

В теоретической части раздела проводим рассмотрение вопросов о роли позвоночника для здоровья человека, оценку правильности осанки, применение упражнений для формирования правильной осанки и для устранения дефектов осанки. Проводим обучение самоконтролю занимающихся учеников за состоянием своего здоровья, изучаем показатели самоконтроля, оцениваем физическое состояние и подготовленность.

В практической части раздела разучиваем упражнения для мышц спины и живота, корригирующие упражнения, симметричные и ассимитричные упражнения.

Методы разучивания упражнений игровой с применением многократных повторений для закрепления двигательного навыка. Далее учащиеся могут выполнять упражнения по укреплению мышечного корсета самостоятельно, используя банк данных электронных наработок/лекции, презентации/ курса.

Техническое оснащение теоретических занятий – это мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска и все остальное техническое оснащение методического класса.

Второй раздел курса «Профилактика остроты зрения» состоит из двух изучаемых тем.

В теоретической части раздела проводим рассмотрение вопросов о роли дыхания в жизни человека, влиянии дыхания на здоровье, метаболизм клеток и психику человека.

В практической части раздела сначала отрабатываем составные части процесса дыхания — нижнее, среднее и верхнее дыхание. После усвоения переходим к полному, очистительному и ритмическому дыханию. Затем выполняем некоторые виды дыхания из комплекса пранаямы по системе йогов.

Метод разучивания дыхательных упражнений – многократное повторение.

Техническое оснащение теоретических занятий – это мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска и все остальное техническое оснащение методического класса.

Третий раздел курса «Профилактика остроты зрения» состоит из двух изучаемых тем.

В теоретической части раздела проводим рассмотрение вопросов о профилактике плохого зрения, воспитании десяти привычек для улучшения зрения, влиянии спорта на зрение.

В практической части раздела отрабатываем упражнения для глазодвигательных мышц по методу Шичко-Бейтса, массаж, самомассаж и точечный массаж глаз.

Метод разучивания упражнений для глазодвигательных мышц – многократное повторение комплекса упражнений.

Техническое оснащение теоретических занятий – это мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска и все остальное техническое оснащение методического класса.

Четвертый раздел курса «Основные принципы ЗОЖ» состоит из трех изучаемых тем. В данном разделе изучаются 5 основных принципов ЗОЖ — физическая активность, правильное питание, режим труда и отдыха, закаливание и гигиена.

В теоретической части раздела проводим рассмотрение вопросов о

сбалансированности в питании белков, жиров и углеводов, роли витаминов и минералов в обеспечении питания клеток. Даются рекомендации по составлению ежедневного рациона питания и распорядка дня. Также рассматриваются вопросы закаливания воздухом, солнцем, водой, воздействие воды на организм человека и выполнение утренних процедур для чистоты тела /умывание, чистка зубов, обливание или обтирание мокрым полотенцем, утренний психологический настрой./, влияние двигательной активности на организм человека.

В практической части раздела отрабатываем упражнения утренней гигиенической гимнастики.

Техническое оснащение теоретических занятий – это мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска и все остальное техническое оснащение методического класса.

Пятый раздел курса — это создание индивидуальной программы оздоровления на основе знаний и практических навыков, полученных во время занятий данным курсом.

Рекомендуемые направления для составления программы оздоровления:

1. Отказ от вредных привычек

2. Рациональное питание.

3. Физическая активность, занятия спортом.

4. Дыхательные упражнения.

5. Закаливание / баня /

6. Оздоровительный бег.

7. Устранение нарушений осанки и восстановление зрения.

8. Полезные привычки / гигиена тела, употребление витаминов, правильная речь, позитивное мышление. /

Техническое оснащение методического класса позволяет представить электронную презентацию учащимся. Обсуждение программы оздоровления проводится коллективно.












  1. Методические рекомендации.


В результате прохождения курса по выбору «Острое зрение, рациональное дыхание и правильная осанка – путь гармонии и здоровья человека» учащиеся 9-х классов по окончании курса должны:


ЗНАТЬ

1.Основы знаний о здоровом образе жизни.

2.Упражнения современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий по профилактике остроты зрения, формированию правильной осанки и телосложения, рациональному дыханию.

3.Порядок составления плана самостоятельных занятий с учетом дозированных нагрузок.

4.Основы составления программы оздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма.

УМЕТЬ

1.Использовать упражнения здоровьесберегающих технологий в условиях учебной деятельности и самостоятельных занятиях физической культурой.

2.Измерять физическую нагрузку во время выполнения физических упражнений и вести карточку здоровья.

3.Составлять программу оздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма.


Организация проведения аттестации:

1.Итоговая работа выполняется учащимися в виде пояснительной записки и электронной презентации.

2.Оценка образовательной деятельности учащихся проводится при контроле практического выполнения упражнений на занятии, опросе усвоения материала предыдущих занятий и обсуждении различных вопросов за круглым столом. Оценка выставляется по пятибалльной шкале.

3. Оценка итоговой работы проводится по форме «зачтено», «не зачтено».













  1. Список использованной литературы




1. Т. А. Герасимова « Исцеляющее дыхание. Здоровая пища. Здоровый образ жизни. » Москва « Искусство жизни » 2004 г


2. В.И. Дикуль, А.А. Зиновьева. « Как стать сильным » Москва. « Знание » 1990 г


3. А.Н. Зубков « Хатха – йога для начинающих » Москва « Медицина » , 1991 г


4. Г.П. Малахов «Полная энциклопедия эдоровья и очищение организма». Донецк. «Сталкер». 2006г.


5. Г.П. Малахов « Современные дыхательные методики » Гигиена 2006 г


6. М. Норбеков « Опыт дурака или ключ к прозрению. Как избавиться от очков»


7. Г.Н. Сытин « Радость жизни » Москва « Лабиринт Пресс » 2002 г


8. А.И. Тыщенко « Психоисцеление » Самара « Дом печати » 1994 г.



9. Т.А. Швалева « Осанка вашего ребенка » Учебное пособие. Абакан. 2007 г



10. Г. Шелтон « Основы правильного питания » Москва« Молодая гвардия »1992 г














Свежие документы:  Рабочая программа дополнительного образования по баскетболу

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: