1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
республика Хакасия
Методическая разработка
программы элективного курса в 9 классе
«Острое зрение, рациональное дыхание и правильная осанка – путь гармонии и здоровья человека»
16 часов
Автор разработки: Евсеев Евгений Викторович учитель физической культуры
г. Черногорск
2014г
Содержание:
Пояснительная записка………………………………….3-5
Учебно-тематический план……………………………….6
Содержание курса…………………………………………7-8
Методические рекомендации……………………………..9
Литература…………………………………………………..10
I. Пояснительная записка.
Курс по выбору «Острое зрение, рациональное дыхание и правильная осанка – путь гармонии и здоровья человека» составлен для учащихся 9-х классов, желающих узнать нетрадиционные методики оздоровления и получить навыки ведения здорового образа жизни. Общий объем курса 16 часов.
Актуальность данного курса в том, что он дает основы знаний, которые используются во всех сферах нашей жизни, социальной и трудовой деятельности.
Программа курса дает основы техники дыхательных упражнений, а также поможет в ознакомлении с основными принципами здорового образа жизни, формировании правильного телосложения, устранении нарушений осанки и восстановлении зрения.
Цель: Сформировать у школьников культуру здорового образа жизни, пробудить интерес к творчеству в создании программы по восстановлению своего здоровья. Формирование нравственно-волевых качеств в достижении цели.
Задачи:
1. Освоение основ знаний о здоровом образе жизни и приобретение компетентности в физкультурно–оздоровительной сфере.
2.Овладение упражнениями современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий по профилактике остроты зрения, формированию правильной осанки и телосложения, рациональному дыханию.
3.Развитие умения использовать упражнения здоровьесберегающих технологий в условиях учебной деятельности и самостоятельных занятиях физической культурой.
4. Укрепление здоровья за счет овладения способами индивидуального контроля, умениями измерять физическую нагрузку во время выполнения физических упражнений.
5. Составление программы оздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма учащихся.
6. Воспитание навыков здорового образа жизни. Помочь создать индивидуальную систему оздоровительного режима.
7. Воспитание нравственно-волевых качеств в достижении цели.
Данная рабочая учебная программа курса по выбору разработана на основе программы оздоровления Малахова Г.П и методики восстановления зрения профессора Жданова В.Г.
Здоровье играет большую роль во всех сферах жизни человека и от его состояния зависит продолжительность жизни, психоэмоциональное состояние, успехи в учебе, труде, карьере и профессиональном росте. Поэтому актуальность овладения упражнениями современных здоровьесберегающих технологий указана в образовательном стандарте по физической культуре. Это формирование телосложения, правильной осанки, рациональное дыхание и профилактика остроты зрения. Этим вопросам посвящен данный курс, который носит ознакомительный характер и дает направление для самостоятельных занятий по наработки умений вести здоровый образ жизни.
Овладение навыками ЗОЖ способствует сохранению здоровья, что необходимо при овладении любой профессией. Приобретенные навыки, возможно, использовать и углублять в профессиях – медицинские работники, инструктора групп здоровья, физической культуры, групп ЛФК и многих других.
Новизна этого курса состоит в том, что он носит обобщающий характер и дает системный взгляд на вопросы оздоровления организма. Учащиеся получают знания о направлениях самостоятельной деятельности по внедрению элементов здоровьесберегающих технологий в своей повседневной жизни.
Мотивирующий потенциал программы в том, что на сколько мы придерживаемся элементов ЗОЖ в своей жизнедеятельности, на столько мы часто болеем и востребованы в нашем обществе. Ведь не секрет, что больные люди не интересны окружающим и не востребованы на любой работе.
Прогрессивность и научность курса состоит в том, что основы оценки своего физического состояния с помощью индексов и тестов, а также дает направления творческой деятельности по разработке индивидуальных методик оздоровления. В настоящее время элементы здоровьесберегающих технологий востребованы во всех сферах нашей жизни и являются актуальными в данный момент.
Теоретические знания в начале каждого блока курса по различным вопросам ЗОЖ инвариантны, дают обобщенные знания по практической отработке с использованием творческого потенциала слушателей. Возможно изучение следующего модуля без освоения предыдущего.
Ожидаемый результат – это заинтересованность учащихся в одном из разделов программы курса и дальнейшее более детальное, углубленное изучение этого вопроса с консультациями у специалистов /преподавателя/ и изучением литературы по данному вопросу и других лиц, которых интересует данная тематика.
Практической направленностью данного курса является составление индивидуальной программы оздоровления с учетом особенностей своего физического развития. Используя научный подход, навыки самоконтроля и анализа результатов самостоятельных занятий учащиеся проводят работу по устранению свойственных им индивидуальных недостатков.
/телосложение, осанка, зрение, ожирение и т.д./.
Связность и систематичность изложенного материала определяется тем, что все элементы здорового образа жизни/правильное питание, закаливание, физическая активность, режим труда и отдыха/ связаны между собой и комплексно воздействуют на весь организм. Правильное питание обеспечивает остроту зрения, и дает основу для формирования правильного телосложения и влияет на сон, и воздействует на все остальные аспекты здорового образа жизни.
Соответствие способа развертывания содержания учебного материала поставленным целям состоит в том, что учебный материал дан по принципу от простого к сложному, и даются основы с дальнейшим самостоятельным изучением учащимися в зависимости от их заинтересованности данной тематикой. Курс построен блоками элементов ЗОЖ, что обеспечивает цель курса – формирование у слушателей навыков здорового образа жизни, и использование этих навыков в повседневной жизнедеятельности.
Все это обеспечивает соответствие способа развертывания, содержания учебного материала программы, поставленным целям.
Формы обучения — это лекции, семинары и практические занятия.
Методы развертывания содержания материала для учащихся – это словесный, демонстрационный.
Словесный метод с использованием таких элементов как рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор. Для того, чтобы не было потери связи с учениками теоретический материал доводится в форме «рассказ-беседа».
Демонстрационный метод предполагает использование видеофильмов, электронных презентаций, рисунков и плакатов.
Средства обучения — это разучивание и выполнение упражнений для укрепления мышечного корсета, дыхательной системы, исправления осанки, улучшения остроты зрения.
Методы разучивания упражнений – это в целом и по частям. Например: показ полного дыхания в полностью, а затем отработка дыхания по частям — нижнее, среднее и верхнее дыхание.
Занятия курса проводятся один раз в неделю по 2 часа. На самостоятельную подготовку дается семь дней. Самостоятельная подготовка проводится на основе усвоения теоретических и практических материалов занятий, с учетом индивидуальных особенностей физического развития учащихся.
Организация самостоятельной работы учащихся проводится во время занятий, при изучении учебного материала, во время обсуждения программы действий с руководителем курса, изучении дополнительной литературы по интересующим вопросам, получении консультаций у специалистов.
Контроль освоения программы проводится во время практического выполнения упражнений на занятии, опроса усвоения материала предыдущих занятий, обсуждения вопросов за круглым столом.
Итоговая работа выполняется учащимися в виде пояснительной записки и электронной презентации индивидуальной программы оздоровления, с учетом всех особенностей своего организма.
Учебно-тематический план.
Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | |||||
всего | лекции | семинары | практика | Самостоятельная работа | ||||
Правильная осанка – залог здоровья. | 4 |
|
|
|
|
|
| |
1 | Правильная осанка – залог здоровья. |
|
| 1 |
|
| Рассказ, беседа | Записи в рабочей тетради |
2 | Упражнения для укрепления мышечного корсета. |
|
|
| 2 |
| Показ и разучивание упражнений |
|
3 | Оценка состояния здоровья. Дозированная нагрузка и самоконтроль. |
|
| 1 |
| 2 | Обучение на основе опыта и сотрудничества | Карточка здоровья |
Рациональное дыхание. | 3 |
|
|
|
|
|
| |
4 | Роль дыхания в жизни человека. |
| 1 |
|
|
| Рассказ, беседа | Записи в рабочей тетради |
5 | Практическая отработка различных видов дыхания. |
|
|
| 2 | 2 | Показ и разучивание упражнений | Комплекс дыхательных упражнений |
Профилактика остроты зрения. | 3 |
|
|
|
|
|
| |
6 | Профилактика остроты зрения. |
|
| 1 |
|
| Обучение на основе опыта и сотрудничества | Записи в рабочей тетради |
7 | Упражнения для улучшения остроты зрения. |
|
|
| 2 | 2 | Показ и разучивание упражнений | Комплекс упражнений |
Основные принципы ЗОЖ | 4 |
|
|
|
|
|
| |
8 | Физическая активность. |
|
| 1 | 1 | 1 | Показ и разучивание упражнений | Двигательный навык. |
9 | Правильное питание, режим труда и отдыха. |
| 1 |
|
|
| Рассказ, беседа | Распорядок дня. |
10 | Закаливание и гигиена |
| 1 |
|
|
| Рассказ, беседа | Записи в рабочей тетради |
Индивидуальные программы оздоровления. | 2 |
|
|
|
|
|
| |
11 | Составление индивидуальной программы оздоровления. |
|
|
| 1 |
| Самостоя тельная работа с консультацией учителя | Пояснительная записка индивид. программы оздоровления |
12 | Круглый стол. Обсуждение индивидуальных программ оздоровления. Презентация. Мои личные достижения. |
|
| 1 |
|
| Обсуждение программ оздоров-ния | Презентация индивидуальной программы оздоровления |
|
| 16 | 3 | 5 | 8 | 7 |
|
|
Содержание курса
Первый раздел курса « Правильная осанка – залог здоровья» состоит из трех изучаемых тем.
В теоретической части раздела проводим рассмотрение вопросов о роли позвоночника для здоровья человека, оценку правильности осанки, применение упражнений для формирования правильной осанки и для устранения дефектов осанки. Проводим обучение самоконтролю занимающихся учеников за состоянием своего здоровья, изучаем показатели самоконтроля, оцениваем физическое состояние и подготовленность.
В практической части раздела разучиваем упражнения для мышц спины и живота, корригирующие упражнения, симметричные и ассимитричные упражнения.
Методы разучивания упражнений игровой с применением многократных повторений для закрепления двигательного навыка. Далее учащиеся могут выполнять упражнения по укреплению мышечного корсета самостоятельно, используя банк данных электронных наработок/лекции, презентации/ курса.
Техническое оснащение теоретических занятий – это мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска и все остальное техническое оснащение методического класса.
Второй раздел курса «Профилактика остроты зрения» состоит из двух изучаемых тем.
В теоретической части раздела проводим рассмотрение вопросов о роли дыхания в жизни человека, влиянии дыхания на здоровье, метаболизм клеток и психику человека.
В практической части раздела сначала отрабатываем составные части процесса дыхания — нижнее, среднее и верхнее дыхание. После усвоения переходим к полному, очистительному и ритмическому дыханию. Затем выполняем некоторые виды дыхания из комплекса пранаямы по системе йогов.
Метод разучивания дыхательных упражнений – многократное повторение.
Техническое оснащение теоретических занятий – это мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска и все остальное техническое оснащение методического класса.
Третий раздел курса «Профилактика остроты зрения» состоит из двух изучаемых тем.
В теоретической части раздела проводим рассмотрение вопросов о профилактике плохого зрения, воспитании десяти привычек для улучшения зрения, влиянии спорта на зрение.
В практической части раздела отрабатываем упражнения для глазодвигательных мышц по методу Шичко-Бейтса, массаж, самомассаж и точечный массаж глаз.
Метод разучивания упражнений для глазодвигательных мышц – многократное повторение комплекса упражнений.
Техническое оснащение теоретических занятий – это мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска и все остальное техническое оснащение методического класса.
Четвертый раздел курса «Основные принципы ЗОЖ» состоит из трех изучаемых тем. В данном разделе изучаются 5 основных принципов ЗОЖ — физическая активность, правильное питание, режим труда и отдыха, закаливание и гигиена.
В теоретической части раздела проводим рассмотрение вопросов о
сбалансированности в питании белков, жиров и углеводов, роли витаминов и минералов в обеспечении питания клеток. Даются рекомендации по составлению ежедневного рациона питания и распорядка дня. Также рассматриваются вопросы закаливания воздухом, солнцем, водой, воздействие воды на организм человека и выполнение утренних процедур для чистоты тела /умывание, чистка зубов, обливание или обтирание мокрым полотенцем, утренний психологический настрой./, влияние двигательной активности на организм человека.
В практической части раздела отрабатываем упражнения утренней гигиенической гимнастики.
Техническое оснащение теоретических занятий – это мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска и все остальное техническое оснащение методического класса.
Пятый раздел курса — это создание индивидуальной программы оздоровления на основе знаний и практических навыков, полученных во время занятий данным курсом.
Рекомендуемые направления для составления программы оздоровления:
1. Отказ от вредных привычек
2. Рациональное питание.
3. Физическая активность, занятия спортом.
4. Дыхательные упражнения.
5. Закаливание / баня /
6. Оздоровительный бег.
7. Устранение нарушений осанки и восстановление зрения.
8. Полезные привычки / гигиена тела, употребление витаминов, правильная речь, позитивное мышление. /
Техническое оснащение методического класса позволяет представить электронную презентацию учащимся. Обсуждение программы оздоровления проводится коллективно.
Методические рекомендации.
В результате прохождения курса по выбору «Острое зрение, рациональное дыхание и правильная осанка – путь гармонии и здоровья человека» учащиеся 9-х классов по окончании курса должны:
ЗНАТЬ
1.Основы знаний о здоровом образе жизни.
2.Упражнения современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий по профилактике остроты зрения, формированию правильной осанки и телосложения, рациональному дыханию.
3.Порядок составления плана самостоятельных занятий с учетом дозированных нагрузок.
4.Основы составления программы оздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма.
УМЕТЬ
1.Использовать упражнения здоровьесберегающих технологий в условиях учебной деятельности и самостоятельных занятиях физической культурой.
2.Измерять физическую нагрузку во время выполнения физических упражнений и вести карточку здоровья.
3.Составлять программу оздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма.
Организация проведения аттестации:
1.Итоговая работа выполняется учащимися в виде пояснительной записки и электронной презентации.
2.Оценка образовательной деятельности учащихся проводится при контроле практического выполнения упражнений на занятии, опросе усвоения материала предыдущих занятий и обсуждении различных вопросов за круглым столом. Оценка выставляется по пятибалльной шкале.
3. Оценка итоговой работы проводится по форме «зачтено», «не зачтено».
Список использованной литературы
1. Т. А. Герасимова « Исцеляющее дыхание. Здоровая пища. Здоровый образ жизни. » Москва « Искусство жизни » 2004 г
2. В.И. Дикуль, А.А. Зиновьева. « Как стать сильным » Москва. « Знание » 1990 г
3. А.Н. Зубков « Хатха – йога для начинающих » Москва « Медицина » , 1991 г
4. Г.П. Малахов «Полная энциклопедия эдоровья и очищение организма». Донецк. «Сталкер». 2006г.
5. Г.П. Малахов « Современные дыхательные методики » Гигиена 2006 г
6. М. Норбеков « Опыт дурака или ключ к прозрению. Как избавиться от очков»
7. Г.Н. Сытин « Радость жизни » Москва « Лабиринт Пресс » 2002 г
8. А.И. Тыщенко « Психоисцеление » Самара « Дом печати » 1994 г.
9. Т.А. Швалева « Осанка вашего ребенка » Учебное пособие. Абакан. 2007 г
10. Г. Шелтон « Основы правильного питания » Москва« Молодая гвардия »1992 г