«Влияние волевых качеств на развитие физической подготовленности учащихся»
Куприянова Дария Аммосовна
учитель физической культуры
МОБУ ПСОШ №15 г.Якутск
Введение
Актуальность разрабатываемой нами проблемы определяется тем, что стратегия реформирования отечественной системы образования в современных социально-экономических условиях требует поиска новых подходов и совершенствования методов профессиональной подготовки. Важность разрабатываемой нами проблемы определяется тем, что физическая культура предъявляет специфические требования к индивидуальности субъекта деятельности.
В теории и методике физического воспитания принцип индивидуализации предполагает учет возрастных, половых, физиологических, физических и индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательной деятельности.
Решение проблемы системного подхода к развитию индивидуальности и развития волевых качеств особенно актуально в сфере физической культуры учащихся предъявляющей специфические требования.
В работах по теории и методике физического воспитания детей школьного возраста отмечается, что активные занятия разнообразными физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми способствуют формирование у детей жизненно важных физических и волевых качеств. Воспитания положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности в процессе занятий физической культурой четко сформулирована в программе по физической культуре.
Объект и предмет исследования. Исследовались особенности проявления в процессе воспитания волевых качеств — целенаправленность и настойчивость, учащихся школ г.Якутска.
Гипотеза исследования. Систематическое применение на занятиях определенной группы физических упражнений, осознанное достижение детьми поставленных целей выполнения упражнений, а также активное преодоление возникающих при этом трудностей путем продолжительного непрерывного напряжения физических и психических сил позволит эффективно развивать у детей важные волевые качества — целенаправленность и настойчивость. Развитие волевых качеств у старшеклассников возможно, окажет положительное влияние на улучшение показателей их физической подготовленности.
Цель: Исследовать психолого-педагогические приемы — волевых качеств на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Разработать способы оценки целенаправленности и настойчивости у учащихся 10-11 классов в условиях двигательной деятельности с помощью физических упражнений.
2. Изучить взаимосвязь между волевыми качествами и общим физическим развитием учащихся.
Методы исследования. Для выявления состояния исследуемого вопроса применялся педагогический эксперимент: В работе были использованы педагогические наблюдения, результаты анкетирования и индивидуальных бесед; ознакомление с медицинской документацией; мониторинг состояния физического развития и физической подготовленности.
Для обработки количественных результатов исследования привлекались общеизвестные методы математической статистики.
Методологической основой исследования явились положения о влиянии уроков физической культуры на формирование волевых качеств, силы воли;
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана методика объективной оценки уровня развития волевых качеств старших школьников по результатам выполнения двигательных заданий; выявлены и проанализированы индивидуальные особенности проявления волевых качеств, силы воли у учащихся в условиях двигательной деятельности; исследована степень взаимосвязи изучаемых качеств воли с разными сторонами физического развития.
Теоретическое значение работы состоит в том, что ее результаты расширяют представления о разносторонней взаимосвязи физического и волевого воспитания учащихся старшего школьного возраста; доказана возможность эффективного развития волевых качеств под влиянием целенаправленных педагогических воздействий в процессе двигательной деятельности.
Практическое значение заключается в том, что на основе результатов исследования разработаны практические рекомендации по отбору и использованию двигательных заданий для оценки уровня развития целенаправленности и настойчивости, по воспитанию этих качеств воли путем применения комплекса физических упражнений, преимущественно направленных на развитие выносливости; представлена методика воспитания ведущих качеств воли на физкультурных занятиях.
Понятие «воля» отражает сознательную целеустремленность к деятельности в избранном направлении, устанавливающую способ и характер действий человека. Отсюда с неизбежностью следует вывод, что ведущим и жизненно важным качеством воли в любой сфере деятельности человека выступает целеустремленность. С позиции психологии воля и волевые качества не являются врожденными, развиваются под влиянием условий жизни на всем протяжения становления личности индивида по мере усвоения социального опыта и разнообразных видов деятельности. Утверждение единства сознания и деятельности является важным положением советской психологии (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Исполнительные этапы волевого действия:
Организация и методы исследования – сформулированы в цели и в задачи исследования, рассмотрены организации.
Основные этапы метода работы. Работа проводилась с сентября по октябрь месяц этого года в городе Якутске, в трех общеобразовательных учреждениях школы №15, №2, №3. Исследованием было охвачено 18 учащихся 16-17лет, среди которых 9 учащихся занимаются спортом, а 9 не занимаются спортом. Работа проходила в два этапа. На первом этапе, с сентября по октябрь 2011 года решались первые две задачи исследования. В начале первого этапа в ходе поискового эксперимента на основе анализа опубликованных данных разрабатывалась и проверялась экспериментальная методика оценки целенаправленности и настойчивости в процессе выполнения физических упражнений. В поисковой части эксперимента обследовалось 18 учащихся. В конце первого этапа с помощью разработанной методики и выбранных двигательных заданий было проведено массовое обследование особенностей проявления и развития изучаемых качеств воли.
Норматив | |
Прыжки через скакалку(за 30мсек. ) Прыжки через скакалку(за 1мин ) | 40 – 50раз. 90 – 130 раз. |
Многоскоки (за 30 сек.) Многоскоки (за 1 мин.) | 30- 50 раз. 60 – 100 раз. |
Поднимание туловища(15 сек.) Поднимание туловища(30 сек.) Подтягивание (количество раз) Подтягивание из виса лежа (количество раз) Приседание(30 сек.) Приседание(1 мин.) | 10-20 раз. 20 – 40 раз. 10-16раз. 14 – 25 раз. 30-50 раз. 45 – 70 раз. |
Прыжки в длину с места (см) | 175 – 240 см. |
Кросс: 2000м 3000м | 8.48 9.20 10.00 12.20 13.00 13.50 |
Сравнение упражнений всех серий показало, что наиболее эффективным для оценки целенаправленности и настойчивости оказались многократно повторяемые длительные упражнения, т.е прыжки через скакалку, приседание, поднимание туловища. Если для первой группы, т.е для не занимающихся спортом учащихся выполнение упражнений намного ниже стандарта, а для второй группы он существенно выше стандарта, возросли средние значения показателей (например, челночного бега) и значительно повысилось поведение учащихся.
Второй этап: 4 вида анкетирования:
Анкета изучения импульсивности и волевой регуляции.
Методика «Социальная смелость»-это многофакторное исследование.
Тест на самооценку силу воли.
Анкета уровня развития волевых качеств.
Участники анкетирования учащиеся 10-11 классов ПСОШ №15 — 6 учащихся, из них 3 занимаются на спортивных секциях, 3 не занимаются никакими видами спорта;
Таблица 1: Занимаются спортом.
Изучение импульсивности и волевой регуляции | Изучение волевых качеств | Самооценка силы воли | Уровень развития волевых качеств | |
1. | 61балл | 22 балла | сила воли большая | высокий |
2. | 56 баллов | 26 балла | сила воли средняя | низкий |
3. | 81 балл | 23 балла | сила воли средняя | высокий |
Таблица 2: Не занимаются спортом.
Изучение импульсивности и волевой регуляции | Изучение волевых качеств | Самооценка силы воли | Уровень развития волевых качеств | |
1. | 62 балла | 24 балла | сила воли средняя | высокий |
2. | 76 баллов | 20 балла | сила воли слабая | низкий |
3. | 41 балл | 18 балла | сила воли средняя | низкий |
Участники учащиеся 10-11 классов ПСОШ №2 — 6 учащихся, из них 3 занимаются на спортивных секциях, 3 не занимаются никакими видами спорта;
Таблица 3: Занимаются спортом.
Изучение импульсивности и волевой регуляции | Изучение волевых качеств | Самооценка силы воли | Уровень развития волевых качеств | |
1. | 30 баллов | 20 баллов | сила воли средняя | высокий |
2. | 63 балла | 21 балл | сила воли средняя | высокий |
3. | 63 балла | 23 балла | сила воли большая | высокий |
Таблица 4: Не занимаются спортом.
Изучение импульсивности и волевой регуляции | Изучение волевых качеств | Самооценка силы воли | Уровень развития волевых качеств | |
1. | 37 баллов | 23 балла | сила воли слабая | низкий |
2. | 80 баллов | 22 балла | сила воли большая | высокий |
3. | 69 баллов | 21 балл | сила воли средняя | низкий |
Участники учащиеся 10-11 классов ПСОШ №3-6 учащихся, из них 3 занимаются на спортивных секциях, 3 не занимаются никакими видами спорта;
Таблица 5: Занимаются спортом.
Изучение импульсивности и волевой регуляции | Изучение волевых качеств | Самооценка силы воли | Уровень развития волевых качеств | |
1. | 28 баллов | 19 баллов | сила воли слабая | низкий |
2. | 60 баллов | 20 баллов | сила воли большая | высокий |
3. | 60 баллов | 21 балл | сила воли средняя | низкий |
Таблица 6: Занимаются спортом.
Изучение импульсивности и волевой регуляции | Изучение волевых качеств | Самооценка силы воли | Уровень развития волевых качеств | |
1. | 30 баллов | 21 балл | сила воли слабая | низкий |
2. | 61 балл | 22 балла | сила воли большая | высокий |
3. | 62 балла | 23 балла | сила воли средняя | низкий |
Была изучена возможность определения волевых качеств у старших школьников по результатам анкетирования и тестирования. Такими признаками рассматривались способность продолжительное время концентрировать внимание на достижение поставленной цели, умение мобилизовать свои возможности для преодоления трудностей, стремление добиваться положительных результатов. Всесторонний учет индивидуальных особенностей по всему комплексу показателей выполнения физических упражнений позволил с большой надежностью выявить уровень развития целенаправленности и настойчивости каждого учащегося условно распределить на три группы — с высоким, средним и низким уровнем развития. Анализ показал, что из 18 обследованных учащихся (0%)-имеют средний, (25%) — низкий и (66%)-высокий уровень развития волевых качеств, Самооценки силы воли (41%)-средний, (50%)-большая, (8%) – слабая. Полученные в эксперименте результаты позволили сделать вывод о наибольшей эффективности многократно повторяемых длительных упражнений в качестве контрольных, а также возможности использования аналогичных упражнений в виде основного средства развития целенаправленности и настойчивости в процессе двигательной деятельности старших школьников.
В качестве основного средства формирования целенаправленности и настойчивости в проведенной работе использовались физические упражнения. Для достижения положительных результатов в развитии волевых качеств важно, чтобы выбор движения определенной группы физических упражнений отвечал необходимым; педагогическим требованиям: упражнения должны быть хорошо знакомы по способу выполнения, достаточно освоены; их целесообразно использовать на этапе совершенствования двигательных навыков, чтобы можно было проводить упражнения как в игровой, так и соревновательной форме. Важными критериями отбора упражнений явилось соответствие результатов выполнения физических упражнений основным показателям проявления изучаемых качеств воли в условиях двигательной деятельности.
Из результатов исследования видно, что действенными факторами воспитания волевых качеств могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. С учетом этого в педагогическом эксперименте проводилось усложнение упражнений путем постепенного увеличения числа повторений и длительности их выполнения, повышения их интенсивности (например, Выполнение в разном темпе), вариативности условий проведения (например, с отягощающими пособиями и без них, в привычной позе или необычном положении тела и т.д.). Опыт показал, что основным методом воспитания волевых качеств является метод упражнений:
1.Многократное повторение двигательных действий осуществляется при этом в двух режимах работы — непрерывном и интервальном.
2. Для повышения отношения к проявлению волевых качеств наиболее эффективными являются приемы, направленные на достижение умственной и моральной основы волевых действий.
Обнаружено, что дети с 5-ти лет способны воспринимать общую и конкретные цели занятий физическими упражнениями, если расширить их представления и знания о пользе этих занятий, о разных параметрах движений.
Большое значение в обеспечении успешной работы имеет:
1.Применение таких методов и приемов стимулирования волевых усилий: как контроль и учет степени развития волевых качеств;
2. Наглядная демонстрация результатов выполнения упражнений и др.
Сравнение результатов, полученных в экспериментальной группе, осуществлялось на основе анализа данных выполнения контрольных упражнений и анкетирования. При этом была учтена разница исходных уровней развития изучаемых волевых качеств у учащихся занимающихся спортом и не занимающихся спортом.
Выводы.
1. В процессе двигательной деятельности под влиянием педагогических воздействий создаются благоприятные условия для проявления и развития у старшего школьного возраста таких ведущих волевых качеств как целенаправленность и настойчивость, развитие с воли связанных с преодолением трудностей объективного и субъективного характера.
2. Для оценки волевых качеств в условиях двигательной деятельности целесообразно использовать физические упражнения, основанные на длительном и многократном повторении однотипных двигательных действий. При этом возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно нарастающего физического и эмоционального напряжения. Основными показателями проявления волевых качеств являются длительность, число повторений и интенсивность выполнения физической работы.
3. Эффективным средством воспитания целенаправленности и настойчивости на физкультурных занятиях являются физические упражнения, выполняемые в непрерывном и интервальном режимах работы и связанные с преодолением трудностей разного характера.
4. Ведущим методом при воспитании волевых качеств является метод упражнения, основанный на повторении двигательных действий, побуждающих учащихся к сознательному и активному выполнению двигательных заданий. Для стимуляции волевых усилий важно использовать приемы самоконтроля и учета степени развития волевых качеств, оценки достигнутых результатов, игровые и соревновательные формы выполнения движений, например, поощрения.
Список использованной литературы
Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энцикл., 1993.
Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Просвещение, 1996.
Архангельский Н.В. Ценности и воспитание // №4 – М.: Педагогика, 1999.
Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. – М: МГУ, 1999.
Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. – М., 1991. – №1. – с. 32–35.
Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций – М.: Просвещение, 1997.
Болдырева Н.И. Педагогика. – М., 1998.
Брихцин М. Воля и волевые качества // Психология личности в социалистическом обществе. – М., – №4. – 1999.
Воспитание личности подростка в волевой деятельности: Метод. рекомендации / Ом.гос. пед. ин т им. Горького – Омск: ОГПИ, 2001.
Виноградова Н.Д. Морально-волевые качества личности. – М., 1997.
Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4. — М., 1993.
Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. — Рязань, 1999.
Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. – М., 1996.
Джемс У. Психология. М., 1999.
Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. – Ташкент, 1985.
Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли. – Рязань, 1999. – с. 7–9.
Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. – Рязань, 1999. – с. 19–23.
Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000.
Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс. – Тбилиси, 1999.
Макаренко А.С. Педагогика. – М., 1979.
Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. – 1999. – №2. — с. 35
Милютина Е.Л. Особенности эмоционально-волевой регуляции в условиях внутреннего конфликта. – Киев, 1998. – с. 16
Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М., 1997.
Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека. – Вестник СпбУ 1995. – №3
Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1999.
Петяйкин И.П. Психологические особенности решительности. – М., 1998.
Платонов К.К. Краткие словарь системы психологических понятий. – М., 1994.
Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. – Рязань, 1991. – с. 16–19.
Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1997.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1999.
Рудик П.А. Психология воли спортсмена. М., 1993.
Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – Рязань, 1992.
Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. – СПб, 1999.