Мотивация как фактор, повышающий активность учащихся
М.А. Ерохина
МАОУ «СОШ №51», Набережные Челны, Россия
Урок физической культуры в школе — основная форма физического воспитания учащихся. Наряду с разработками и внедрением в практику различных инновационных программ и здоровьесберегающих технологий деятельность учащихся и учителя связана с противоречиями:
— между необходимостью поддержания и развития оздоравливающего эффекта воздействия физической нагрузки и сохраняющейся чрезмерно спортивной направленности школьных программ по физической культуре;
— между необходимостью наличия оптимальной системы оценки двигательных способностей конкретного ученика на основе учета индивидуальных особенностей развития его организма и сохраняющейся на физкультурных занятиях жесткой отметочной системой.
— между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.
— между распространенным малоподвижным образом жизни обучающихся и возросшими требованиями к укреплению и сохранению их здоровья;
Анализ противоречий помогает сформулировать проблему: совершенствование процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой мотивации и потребности каждого школьника в двигательной активности.
Перед каждым учителем возникают вопросы: «Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного и тренировочного образовательного компонентов? Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности и группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физической культуры? Важной проблемой в осуществлении физического воспитания является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом. Решение этой задачи возможно только при учете тех ведущих потребностей, которые определяют жизнедеятельность человека. А.М.Шамин , автор теории формирования физкультурных потребностей и способностей отмечает, что готовность личности к деятельности любого рода есть единство трех сформулированных подсистем человека: мотивационной (установки), информационной (знания), операционной (умения). Все эти три подсистемы формируются и в процессе физической культуры.
В.А.Сухомлинский сказал:« Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Формирование мотивации обучения становится основной задачей, которая требует незамедлительного решения. Мотивы учения подразделяются на внешние, исходящие от учителя, родителей, класса, и внутренние, или истинные мотивы, имеющиеся у самого учения. Познавательный интерес, активность, самостоятельность – важные компоненты мотивации учения. Развитие ученика осуществляется не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько по пути совершенствования личности, обучения ученика самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные обстоятельствам решения.
Научить ребенка какому-либо двигательному действию или движению несложно, вопрос: зачем этому учить? Зачем, например, учить девочек опорному прыжку через гимнастического козла, которого они панически боятся? Сегодня в арсенале физической культуры огромное количество упражнений, которые куда более доступны и эмоционально интересны для учащихся. Уровень состояния здоровья и возможностей учащихся разный. Отдельный ребенок, стремящийся освоить то или иное движение, не может его выполнить в силу разных причин. Это чаще всего индивидуальные конституциональные особенности развития организма или просто элементарный страх. Он начинает испытывать в
первую очередь психологический дискомфорт: его заставляют выполнять это действие, сравнивают с другими, более успешными учениками, ставят двойки в журнал, над ним начинают смеяться одноклассники. В ответ на это он начинает искать лазейки, чтобы этого не делать: лжет, несет «липовые» справки от врача об освобождении, у него осложняются взаимоотношения как с учителем, так и со сверстниками и как результат — снижение у такого ребенка мотивации к занятиям.
Еще одним примером снижения мотивации к занятиям является система оценивания результатов деятельности учащихся на уроках физической культуры. Усредненные программные требования (знает, умеет, владеет) как правило, не соответствуют индивидуальным возможностям организма детей. Оценить же отношение ребенка к двигательной активности на уроке, его потребность сохранять и поддерживать здоровый образ жизни, желание выполнить то или иное упражнение, стремление превзойти самого себя и т.д. крайне сложно, поскольку критериев для этого просто нет.
Серьезную озабоченность вызывает явная недостаточность физической нагрузки (2 часа в неделю) в ходе учебно-воспитательного процесса в сравнении с умственной. Она не может обеспечить должное физическое развитие детей в учебном процессе. Причиной этого является чрезмерный временной разрыв между занятиями, который составляет 3-4 дня. В результате эффективность такого урока физической культуры крайне низка. Было бы хорошо заинтересовать учащихся в самостоятельных занятиях. Для формирования позитивного отношения учащихся к самостоятельному выполнению физических упражнений необходимо постоянная, положительная мотивация к физической культуре. Для этого необходимо учитывать интересы учащихся, которые отличаются достаточным разнообразием: стремление укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п. Мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость. Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Младшими школьниками, прежде всего, управляет интерес к двигательной активности вообще. Они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть. Подростки занимаются физическими упражнениями, используя мотивы, связанные с развитием личности. Например, ими движет желание быть похожими на какого-либо кумира, или развивать объем мышечной массы для того, чтобы иметь авторитет среди определенного круга людей. Старшеклассники на первое место ставят мотивы, связанные с их жизненными планами.
Исходя из того, что учащихся, загруженных учебой, необходимо увлечь занятиями физической культурой, дать им возможность раскрыть свои способности, помочь освоить интересующий их вид спорта, необходимо совершенствовать и методы обучения. Нужно дополнить ранее применявшиеся формы организации учебных занятий новыми, в рамках которых возможно было бы успешно развивать физические качества учащихся, умение самостоятельно приобретать знания из разных источников, воспитывать творческую личность. Предложить для занятий самые современные направления спортивно-оздоровительных тренировок. Это различные виды аэробики (степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика), шейпинг, пилатес, таргет-тонинг, стретчинг с элементами хатха-йоги. Учащиеся с первых занятий настолько втягиваются в новые для себя виды двигательной активности, что вопрос о пропусках уроков физкультуры отпадает сам собой. Каждый учитель физической культуры, который стремится к тому, чтобы учащиеся проявляли высокую степень активности на его уроках, должен строить учебный процесс, учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся.
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя. Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнований, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру.
Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений. Игра — это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.
Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока. Правильная постановка задач урока. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями.
Оптимизация загруженности школьников на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно — дидактических мер, основными из которых являются:
1) устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;
2) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);
3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников — организаторов.
Таким образом, уроки физической культуры приобретают творческий характер. В условиях атмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального фона и стиля общения повышается двигательная и познавательная активность учащихся, расширяется их общий кругозор. При снижении динамического напряжения укрепляется эмоциональное и психическое здоровье, изменяется отношение ученика к самому себе и окружающим. Приобретаются практические навыки поддержания собственного здоровья, формируется положительное отношение к урокам физической культуры и спорта.