ГУ «Средняя школа № 3
Отдел образования Атбасарского района»
«Нетрадиционные подходы к укреплению здоровья учащихся. Развитие творческого и интеллектуального потенциала на уроках физического воспитания».
Подготовила
учитель физической культуры
Чайко Галина Михайловна
г.Атбасар
2014
В настоящее время все более осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодёжью уже не отвечают современным требованиям и должны быть заменены новыми, более эффективными. Исходя из этого, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы.
Общее внимание ученых и специалистов привлекают вопросы перестройки физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях с современными требованиями. Ставится задача охарактеризовать основные инновационные подходы к решению этих вопросов.
В соответствии с современными подходами основными задачами физкультурно-спортивной работы в школе и других учебных заведениях зарубежные специалисты считают. Формирование у учащейся молодежи физической культуры и здорового образа жизни. Привитие интереса к физкультурной — спортивной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей.
Новые школьные программы по физическому воспитанию направлены на решение именно этих задач. Программы можно подразделить на несколько типов.
Наиболее распространенные программы.
Первый тип программы, в которых основное место отводиться преподавателю, его творческим и профессиональным возможностям.
Второй тип программ ориентирован на самих учащихся, и их физкультурная активность выступает как средство самовыражения.
Третий тип программ в игровой модели — акцент делается на подвижных и спортивных играх.
В четвертой модели приоритет отдается осознанию учащимися смысла обучения и воспитания.
Для иллюстрации охарактеризую некоторые зарубежные программы физического воспитания школьников.
Новая учебная программа по физическому воспитанию, предназначена для детей от детского сада до 12 класса средней школы и разработанная в 1988г. Американским Альянсом здравоохранения, физического воспитания, рекреации и танцев, содержит 5 основных направления развития физических качеств: аэробная выносливость, гибкость, мышечная сила, мышечная выносливость и гармоничное физическое развитие. Программа ориентируется на индивидуальный подход. Она включает в себя новые учебные материалы и премиальную систему для стимулирования учащихся.
Новая программа физического воспитания в начальной школе одного из округов Виржиния наряду с разделами навыков, психомоторного развития, физической подготовленности содержит раздел формирования навыков социального взаимодействия.
Большинство новых зарубежных программ физического воспитания для средних школ предусматривает интенсивную нагрузку на уроках по физическому воспитанию. Так, созданный в Великобритании проект школьного физического воспитания под названием «Счастливое сердце», является частью проекта «Следите за своим сердцем», рекомендуют физическую активность детей в течение 20 минут не менее 3 раз в неделю с интенсивностью, при которой ЧСС достигает 140 уд/мин.
В нашей стране можно выделить пять основных подходов переосмыслению содержания физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях.
Первый ориентируется главным образом на усвоение учащимися определенных знаний в сфере физической культуры и спорта, а также двигательных умений и навыков.
В рамках второго подхода акцент делается на значимом тренировочном эффекте и высоком уровне развития физических качеств посредством увеличения объема обязательных занятий физкультурой.
Третий, спортивно — ориентированный, подход основан на рациональном сочетании классно — урочных и секционных занятий определенными видами спорта. Ставиться задача формирования у учащихся привычки систематически заниматься избранными видами двигательной активности.
В рамках четвертого, оздоровительного, подхода как высшая ценность рассматриваются здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития, физической подготовленности.
Предлагаются альтернативные формы организации физического воспитания с отказом от традиционного урока физкультуры и проведения занятий в учебно-тренировочных группах за пределами академического расписания и тренировочных режимах. При этом учащиеся имеют полную свободу выбора вида занятий в связи с их интересами и уровнем притязания.
Особо значимым представляется подход, который ориентирует учебно-воспитательный процесс на всестороннее развитие личности и её самоопределение во время творческого овладения двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностями. Прежде всего, ставиться задача, опираясь на материал таких наук, как гуманитарные дисциплины, теория и история физической культуры и спорта, гигиена, психология, физиология, биомеханика, сформировать у детей и молодежи целостное представление о физической культуре как элементе общей культуры человека. В качестве второй важной задачи физического воспитания рассматривается творческое усвоение способов двигательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.
Целевые установки физкультурного образования обусловлены многими факторами, и , поскольку эти факторы меняются, не остаются статичными и неизменными и цели воспитания. Преподавание физкультуры дает возможность для самопознания личности и познания мира. Школьник учится наблюдать за самим собой и понимать себя. Преподавание физкультуры должно готовить его к встрече с реальной жизнью. Школьник, усваивая навыки физкультурно-спортивной деятельности, овладевает основами спортивного поведения, возможностью рационально заниматься физической культурой и спортом в свободное время и после окончания школы. Ему необходимо получить представление о мире физической культуры и спорта, позволяющее сознательно формировать своё отношение к этой сфере деятельности.
Внимание заслуживают следующие цели физкультурно-оздоровительного обеспечения образовательного процесса:
А) область спортивно-моторных целей — сюда в первую очередь относятся такие моторные качества, как ловкость, выдержка, сила, проворство и быстрота;
Б) область аффективных целей – определяется такими эмоциями, связанными с игрой и спортом, как наслаждение и радость. Такая целевая установка заключается в том, чтобы посредством различных физических движений так удовлетворять потребность в двигательной активности, чтобы она приносила удовольствие, радость и наслаждение;
С) область эстетических целей – грация, красота движения и тела рассматриваются как главное эстетическое требование;
Д) область социальных целей, с педагогической точки зрения, прежде всего, связана с упрочением нравственности. Поэтому формирование характера часто рассматривается в качестве кульминационного пункта нравственного воспитания.
Целевая установка физкультурно-оздоровительного процесса основана на идее «эмансипации»: ответственность и компетентность; автономия личности и её способность к самоопределению, свобода, творческие возможности, способность к критике и принятию решений, а также способность разрешать конфликты на основе терпимости и взаимопонимания. Легко адаптироваться и быть коммуникабельным.
Важное значение имеет вопрос: каким образом учащиеся смогут приобрести такого рода деятельную способность?
Для занятия физической культурой и спортом должны быть предоставлены более широкие возможности, чтобы традиционная программа преподавания не предоставлялась единственно возможной. Поэтому сейчас разрабатываются и вводятся нетрадиционные подходы для развития здоровой нации.
В нашей школе применяются нетрадиционные подходы к укреплению здоровья на уроках физкультуры. Одной из главных задач является организация образовательного процесса, нормирование учебной нагрузки, повышение эффективности урока физической культуры, вовлечение в спортивные секции до 85 % учащихся.
Разработанная мною авторская программа на тему: «Ритмическая гимнастика для всех», в которую вошли методические рекомендации по составлению и разработки комплексов упражнений поэтапно, подбору музыкального сопровождения, готовые комплексы упражнений проверенные годами. Методические рекомендации по развитию двигательных качеств с комплексами упражнений. Полная программа «Музыкально-ритмическое воспитание школьников 1-4 классов и 5-11 классов. В нее вошли: ритмическая гимнастика, элементы шейпинга, хореография и художественная гимнастика, степ-аэробика, культура движения, музыкальные игры. Оздоровительные системы, тестирование.
Исходя из этого — введены новые виды, популярные у учащихся и вызывающий огромный интерес: ритмическую и атлетическую гимнастику. На уроках применяю инновационные методы, для развития двигательных качеств, тем самым увеличивается плотность урока. Совершенствуется методика индивидуального подхода, контроль над физическим развитием и физической подготовленностью учащихся. Особое внимание уделяется развитию двигательных качеств, нестандартным методам, которые влияют на результативность учащихся.
На уроках физкультуры применяю нетрадиционные методы развития двигательных качеств, с помощью нестандартного оборудования сделанного руками учащихся (песочные мешочки, гимнастические ленты, метательные мячи из песка, настольные доски для национальной игры «Тогыс-кумалак» и др.) Тем самым повышается интерес к уроку. Возрастает плотность урока. Посещаемость и успеваемость учащимися на уроках физкультуры возросла.
Большое значение имеет игровая форма проведения урока для развития творческого и интеллектуального потенциала.
Применение на занятиях разнообразного нестандартного оборудования и нестандартной методики преподавания создают благоприятный психологический климат в классе. Тесная взаимосвязь с родителями помогает добиться положительной динамики и высокому показателю.
— Здоровье – самое дорогое богатство, которое есть у человека. И мы в нашей школе все делаем для того, чтобы этим богатством могли непросто пользоваться, но и его сохранить на протяжении всей своей жизни.
Так, например: Регулярно проводятся учителями физкультуры утренняя зарядка для всей школы (учащиеся разбиты на три возрастные группы — младший, средний и старший возраст). Применяем нетрадиционные подходы в проведении зарядки. Это дыхательная гимнастика, координационная. Танцевальная гимнастика в различных стилях – с элементами хип-хопа, тектоник, народные танцы, верхнего брейка. Применение точечного самомассажа, упражнения на релаксацию. Зарядка проводиться с применением музыкального сопровождения.
Совместно с медицинским персоналом школы расширяются возможности по профилактики заболеваний с применение здоровье сберегающих технологий и реализация дифференцированных (вариативных) частей программы по физической культуре с учетом региональных и местных особенностей школы.
Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся взаимосвязано с укреплением здоровья с применением нетрадиционных подходов.
В нашей школе сложились такие традиции:
Ежегодно проводится спортивный праздник «Президентская миля». В нем принимают участие учащиеся школы, педагоги и технический персонал школы. В программу праздника входят: кроссовые забеги на разные дистанции с учетом возраста, гонки на роликовых коньках, катание на велосипедах, подвижные игры и для самых маленьких участников игры на свежем воздухе.
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». С участием не только детей и их родителей, но и танцевального коллектива «Непоседы».
Смотр строя и песни является праздником для всей школы.
Ежегодные товарищеские встречи по волейболу, между сборной команды школы учащихся и сборной команды педагогов школы.
Веселые старты с участием команды учеников и команды учителей.
Конкурс КВН между сборной школы уч-ся и командой учителей.
Открыт танцевальный кружок современного спортивного танца, который имеет огромную популярность. Танцевальный коллектив «Непоседы» является чемпионом области, неоднократно завоевавший звание дипломата и лауреата. В течении учебного года приняли участие в 29 мероприятиях городского и районного масштаба. Этот коллектив является пропагандистом «Здорового образа жизни».
Туристические походы и выезд на природу все это включают в себя богатые возможности для духовного, эмоционального и интеллектуального развития учащегося, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения.
Широко применяются нами и методы стимулирования, которые побуждают импульс, толчок мысли, чувству и действию. К ним мы относим внутри школьные соревнования, как лучший образец соперничества спортивного, главной задачей которого является не жестокая конкуренция и стремление к первенству любой ценой, а проникнутость духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.
В школе проводятся секции по волейболу, баскетболу, настольному теннису, кик-боксингу, казакша-курес, шейпинга, л/атлетика и настольные игры. Тем самым привлекая огромную массу детей к совершенствованию своей двигательной активности.
Активно привлекается к работе в системе физкультурно-оздоровительного обеспечения психологическая служба школы. Психологические исследования показали, что предмет «Физическая культура» на протяжении ряда лет является лидирующим среди общеобразовательных дисциплин и что учащиеся чувствуют себя комфортно и спокойно именно на уроке физкультуры (результаты тестирования).
Хотелось бы отметить, что благодаря нестандартным подходам к урокам физкультуры мы пришли к высокому показателю. В 2008 году по рейтингу школ Атбасарского района мы занимали 12 место. В 2009 году вышли на 5 место, в 2010 году на 3 место. Наши воспитанники являются призерами в районных и областных соревнованиях. И конечно гордость школы это те дети, которые являются членами сборной области и республики.
В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками учитывается особая значимость и привлекательности для их игровой деятельности. Подвижные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками. Удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции. Научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д. Систематическое использование подвижных игр на уроках физкультуры, в группах продленного дня, на больших переменах в школах способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышение умственной работоспособности.
Правильное построение урока вызывает интерес к занятиям, воспитывает у школьников волевые качества, навыки преодоления трудностей. Малая же занятость учащихся, низкая требовательность учителя приводит к скуке, вызывают недисциплинированность, плохую посещаемость урока.
Познавательная активность детей может удовлетворяться в двигательной деятельности, широко раскрывается информация об истории развития и функционирования человеческого организма при условии использования достижений в области физической культуры. Достигаемое от занятий физической культурой и спортом состояние «эйфории» связанно с формированием положительных эмоций, закрепляющихся в ощущении «мышечной радости», что в свою очередь, может формировать потребность к двигательной деятельности.
Таким образом, сама двигательная активность может формировать у человека потребность в своем производстве, что очень важно для развития его осознанных потребностей и способностей в области физической культуры и спорта.
Учитель сегодня может сделать для здоровья ребенка больше чем врач. Каждый день, заходя в спортивный зал, осознавая, что его миссия в том, чтобы помочь каждому ребенку сделать свой выбор – быть здоровым, а значит, в будущем вырастить и воспитать здоровыми собственных детей. Ведь свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить свои усилия, и испытать ситуацию успеха, открыть для себя свою собственную грань в огромном мире.
Успех обучения зависит от множества условий, среди которых на первое место, без сомнения, я ставлю взаимоотношения учителя и учеников, так как без этого достичь положительных результатов невозможно.
Список использованной литературы
Анализ программ школьного воспитания в развитых капиталистических странах (обзорная информация) /Сост.: Е.Я. Бондаревский, Л.Б. Жарова, Е.Г. Станиславская и др. – М.: ВНИИФК
Бальсевич В.К. Концепсия альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, №
Региональный научно – методический журнал «Сибирский учитель» 2000 №5 (9) Н.И. Пешков, учитель ФК СШ №4 г. Новосибирск.